Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программы «Старшее поколение»»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций
«Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта
«Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программы «Старшее поколение»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций
«Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта
«Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программы «Старшее поколение»»
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 17
комбинированного вида
Молочкова Светлана Валерьевна
г. Лысково
2014 год
План
1.Пояснительная записка……………………………………………...........2 - 5
1.1.Актуальность…………………………………………………………........3 - 5
1.2.Цель психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности …………………………………………………………………..5- 7
2.Содержание проектной деятельности в ДОУ…………………………..7-12
2.1.Основные требования к психолого-педагогическому сопровождению проектов в детском саду………………………………………………………7-11
2.2.Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра».…………………………………………….........................11-17
2.3.Результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения социального проекта «Дорогою добра» в образовательную практику………………………………………………………………………17-18
Литература…………………………………………………………….............19
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включено практически каждое дошкольное учреждение, и инновационные преобразования приобретают системный характер. Одним из современных инновационных методов, применяемых, в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.
Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д. Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.
Для педагогов же проектирование – это еще и универсальный и наиболее эффективный способ решения как профессиональных, так и жизненно важных проблем. Для успешной работы над проектом или исследованием педагогам необходимо владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы и многими другими умениями и навыками.
А внедрение любой инновационной деятельности в ДОУ невозможно без психологического сопровождения. Поскольку проблема здоровья у ребенка дошкольного возраста и его сохранения в современном обществе в настоящее время стоит более чем остро. Психологическая безопасность же – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности
и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие
жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Мы стремимся, чтобы наше образовательное учреждение стало территорией безусловной психологической безопасности, а это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в ДОУ, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А педагог-психолог, как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых, обязан протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему ДОУ.
Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме психологического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям сопровождаемых в разных типах образовательных учреждений. Поэтому проблему психологического сопровождения развития дошкольника можно отнести к разряду малоизученных. Исследования, проведённые в последнее время по данной тематике, позволяют сделать вывод об актуальности сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Поэтому актуальность разработки модели психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.
Поскольку если в литературе уже есть статьи о том, как воспитатели должны руководить процессом проектирования, что и как делать, то о психологическом сопровождении данного процесса сказано недостаточно. К сожалению, конкретных рекомендаций педагогам-психологам по психологическому сопровождению проектной деятельности нет до сих пор. Я предлагаю, тот опыт, который я приобрела в процессе работы и тот, что нашла у других авторов и попыталась систематизировать.
1..2.Цель психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности.
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования, а именно в дошкольном образовательном учреждении. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, имеет среди составляющих коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития и психопрофилактическую работу, изучение семьи каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. Для решения поставленных задач мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как модель деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленную на оптимизацию индивидуально-личностного развития дошкольника при взаимодействии с окружающим миром.
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает: удовлетворение базовых потребностей ребенка; обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности; удовлетворение первичных интересов дошкольника; превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
В системе дошкольного образования возможно осуществление не только индивидуального сопровождения развития личности ребенка, но и системное сопровождение образовательного процесса. Однако анализ литературы показывает, что сочетание видов сопровождения определяется спецификой региональной культуры и психологической компетентностью работников образования. Педагог-психолог ДОУ определяет объект, предмет и средства психолого-педагогического сопровождения, разрабатывает определенные тактики сопровождения, реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в учреждении. В зависимости, от предмета сопровождения распределяются и функциональные обязанности всех участников процесса.
2.Содержание психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности в ДОУ.
2.1.Основные требования к психолого-педагогическому сопровождению проектов в детском саду
Психолого-педагогическое сопровождение проектов в ДОУ осуществляется на трех этапах:
– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.
Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности, на мой взгляд, должно начинаться с небольшой беседы психолога с педагогом. Психологу необходимо объяснить не только все плюсы данной технологии, но, и, несмотря, на их большое число остановиться и на ряде существенных ограничений в использовании данного метода в практике работы с детьми. Проект довольно затратен по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребёнку, веры в его возможности. Поэтому, объяснив всё это нельзя воспитателя принуждать к внедрению технологии проектного обучения. Решение педагога должно быть взвешенным, самостоятельным (без нажима со стороны администрации). И именно это и должен проконтролировать педагог-психолог.
На следующем этапе, когда педагог принимает положительное решение необходимо поддержать его. Наметить вместе с ним варианты собственного развития с учётом требования времени, личностных возможностей (у вас появиться опыт работы над проектом, вы вырастите в глазах своих коллег, у вас повысится самооценка, работа над проектом позволит вам вырасти профессионально и т.п.) Конечно, в этот момент стоит развенчать все страхи педагога, возможно, поработать над самооценкой, повысить уверенность в себе.
Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.
Регулируя, таким образом, распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, получаю возможность оказывать непосредственное влияние на взаимоотношения в детском коллективе.
В психологическое сопровождение проекта входит и обследование детей на этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственное проведение диагностики с целью своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.
Предваряет непосредственную работу над любым проектом специально организованный курс развивающих занятий, целью которого является формирование необходимых умений и навыков, а также развитие исследовательской мотивации.
Перед началом работы над проектом возможна совместная игра педагога-психолога с детьми или игровое упражнение, направленное на определение темы данного проекта, в том случае, если дети не высказали значимой для себя в исследовательском и творческом плане проблемы. Если воспитатели говорят о том, что они с детьми уже нашли проблему, над которой хотели бы поработать, то имеет смысл ненавязчиво понаблюдать за тем, действительно ли она интересует детей или всё-таки это выбор самого воспитателя.
Педагог-психолог, по желанию может присутствовать и на всех этапах работы над проектом, особенно на промежуточном обсуждении полученных данных, его присутствие придаёт значимость данному событию в глазах детей. А так же на защите проектов и на коллективном обсуждении результатов внешней оценки. Основная его задача, на данном этапе - увидеть хорошее в любом проекте, создать каждому ребёнку ситуацию успеха.
Поскольку воспитатели любят проводить различного рода конкурсы, в том числе и по проектной деятельности, то в этот процесс так же лучше всего вмешаться, посоветовав другие формы работы – например, фестивали проектов, поскольку погоня за количеством и призами плохо влияет на саму идею проекта.
Психологическое сопровождение касается, на мой взгляд, и тематики проектов. Педагогу-психологу стоит обратить внимание педагогов на то, что основоположник проектного обучения американский учёный Джон Дьюи рекомендовал строить образования дошкольника «вокруг человека». В детском саду темы проектов должны основываться на воспроизведении домашней жизни: жилище, оборудование, отношения в семье, обязанности членов семьи, работа взрослых. Затем тематика должна расширяться до воспроизведения жизни общественной.
В процессе работы психолог обязательно обращает внимание педагога на индивидуальные и психофизиологические особенности детей, даёт советы и рекомендации подхода к каждому ребёнку, проводит тренинговые упражнения по сплочённости и командообразованию группы, которая работает над одним проектом.
Возможна работа психолога и с одним ребёнком, например, поработав над проектом, ребёнок очень боится выступать на его защите.
Если проект долгосрочный, то необходимо на каждом этапе проекта вместе с воспитателями, находить новые способы мотивирования детей, поддерживать их интерес и самое главное положительно оценивать их работоспособность, личные качества.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя экспертную оценку (независимая характеристика проекта). Если педагог-психолог принимает участие в проекте от начала и до конца, то, разумеется, он несёт ответственность и за качество проекта в целом.
Ну, и конечно, не стоит забывать, что педагог-психолог во время психолого-психологического сопровождения работает и с педагогами, поэтому он должен поощрять профессиональный опыт педагогов, высоко оценивать самостоятельность в разработке проекта, организаторское творчество.
Через проектную деятельность педагогический коллектив нашего ДОУ старается создать полноценное творческое пространство для гармоничного проживания ребенком его наиболее важного возрастного этапа.
Конечно же, необходима работа с родителями. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
Как известно, проектная деятельность повышает учебную мотивацию детей в целом, а также интерес к изучаемой проблеме. У педагога-психолога, ведущего занятия, так же, как и любого другого педагога, появляется возможность привлечь интерес детей к изучаемому материалу. Но возможности проектной деятельности для педагога-психолога значительно шире. Грамотно организованная проектная деятельность предоставляет педагогу-психологу широкие возможности для решения развивающих и коррекционных задач, стоящих перед ним, как перед специалистом.
Конечно, внедряя инновационные процессы в дошкольную жизнь нам всем – педагогам и педагогам-психологам, следует помнить, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.
2.2Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра»
Более подробно я раскрою содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению проектной деятельности на примере реализующегося в нашем ДОУ в условиях реализации районной целевой программы «Старшее поколение» социального проекта «Дорогою добра»
Разработчик проекта: педагог-психолог Молочкова Светлана Валерьевна.
“Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
В.А. Сухомлинский
Название проекта:
«Дорогою добра».
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, родители, педагог-психолог, музыкальные руководители, руководитель изостудии.
Вид проекта:
социальный
Длительность:
Реализация проекта рассчитана на 2013 – 2014 учебный год.
Возрастная группа:
Подготовительная к школе группа (6-7) лет
Актуальность:
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
В силу специфики возраста проектная деятельность как ещё одно средство активного познания окружающего мира, вхождение дошкольника в систему социальных отношений, непосредственного тесного продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности растёт интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения, социальная компетентность дошкольников. В проектной деятельности происходит передача социального опыта, ребёнок выступает как субъект деятельности, активно участвует в преобразовании окружающего мира.
Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми на основе традиционных форм и неформальных методов работы. Форумом для встреч поколений стал созданный в нашем детском саду с этой целью проект «Дорогою Добра». В его работе воплотились традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно развивать эти ценности в подрастающем поколении.
Актуальность проекта состоит в том, что через досуговые мероприятия необходимо наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации дошкольников и старшего поколения, воспитать у дошкольников духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение, а также оказать взаимопомощь и поддержку путём развития
взаимных интересов и совместных дел.
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, сплочение
детского коллектива, мотивация детей на совершение добрых поступков,
добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знание правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Воспитывать уважение к людям старшего возраста
- Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
Планируемые результаты:
Мероприятия проекта «Дорогою Добра» смогут оказать положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, воспитать уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми. Проект позволит пожилым людям и инвалидам почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.
Психологическое сопровождение данной проектной деятельности началось с организации «Круглого стола» для администрации и педагогов. Целью проведения данного мероприятия было обсуждение целей и задач проекта, формирование интереса у всего коллектива МБДОУ к созданию условий для реализации проекта.
В ходе первого подготовительного этапа проекта педагог-психолог, как и педагог, выступал в роли организатора среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей. В общем, делал всё необходимые, чтобы помочь детям разобраться в данном вопросе.
В психологическое сопровождение проекта вошло обследование детей перед началом и в конце проектной деятельности. Нами была проведена диагностика уровня развития социальной компетентности дошкольников подготовительной группы. По результатам диагностики в процессе работы над проектом я обратила внимание педагогов на индивидуальные и психофизиологические особенности детей, были даны советы и рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Перед началом работы над проектом с целью определения темы данного
проекта мною была проведена непосредственно образовательная деятельность на тему: «Путешествие в страну добра». Задачи данной
непосредственно образовательной деятельности состояли в том, чтобы ознакомить детей с определением понятия «добро», его разными проявлениями и составляющими; формировать у детей ценностное отношение к собственной жизни, к другим людям и природе, пробуждать и стимулировать у детей желание «творить добро». Непосредственно образовательная деятельность по теме «Путешествие в страну добра» закрепила представление детей о хороших и плохих поступках, научило детей быть внимательными друг к другу, действовать в той или иной ситуации по - доброму, мириться в ссоре.
Детям рассказали о том, что когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей. Они чувствуют невостребованность своего жизненного опыта, знаниям и таланту. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким - либо делам. Этот рассказ о пожилых людях взволновал ребят, и было решено показать для них музыкальный концерт с театрализованным представлением музыкальной сказки "Красная шапочка на новый лад". С большим удовольствием дети разучивали роли, песни персонажей, оттачивали мимику, жесты, родители шили костюмы артистам.
Подобная встреча в рамках реализации проекта принесла радость не только зрителям, но и маленьким артистам, что способствовало формированию у детей отзывчивости, заботы, взаимопонимания с людьми старшего поколения.
Ну, и конечно, не стоит забывать, что педагог-психолог во время психологического сопровождения работает и с педагогами тоже, поэтому мною поощрялся профессиональный опыт педагогов, высоко оценивалась самостоятельность в разработке мероприятий проекта, организаторское творчество.
В процессе психолого-педагогического сопровождения проекта проводилась работа с родителями. Необходимо активное участие родителей в реализации проекта, в результате которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию. Проводится просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение. Содержание родительского уголка было дополнено рубрикой “Сотвори добро”. Где были размещены статьи, консультации, рекомендации по теме «Добро начинается с нас».
В заключение нашего проекта, наши дети приняли участие в акции «Благодарность землякам». Педагоги вместе с детьми изготовили открытки – поздравления и поздравили ветеранов ВОВ нашего города, пришедших на праздник, посвящённый празднования 9 мая «Поклонимся Великим тем годам» в наш детский сад.
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности в нашем дошкольном учреждении созданы уголки уединения, эмоциональные уголки и т.д., которые способствуют профилактике тех или иных отклонений личностного развития ребенка.
В программу психолого-педагогического сопровождения проекта вошло обследование детей и в конце проектной деятельности.
2.3.Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения социального проекта «Дорогою добра» в образовательную практику.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права МБДОУ д/с №17 комбинированного вида на инновационную деятельность. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении дошкольники получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Между сотрудниками складываются партнерские отношения; уважение и доверие стали нормой жизни членов коллектива.
Мероприятия проекта «Дорогою Добра» оказали положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, воспитание уважительного отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми, на повышение уровня социальной компетентности дошкольников. Они способствовали развитию у детей положительных качеств характера, сплочению детского коллектива, мотивации детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в условиях инновации будет гарантировать разностороннее, полноценное развитие ребенка, формировать у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества и формированию профессионального мастерства педагогов. Конечно, эта работа требует от педагога-психолога большого опыта, профессионального мастерства, творческого потенциала. В этой работе он должен умет вовремя мотивировать на действие и умело координировать работу. Но, тем не менее, как мне кажется, оно того стоит, когда проекты состоятся, они будут вспоминаться с чувством удовлетворения и удовольствия.
Литература:
- Атемаскина Ю.Проектная деятельность педагога: сущность и технологии. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками . // Детский сад от А до Я № 3/2008 с. 6-18
- Антонова Т.Социальная компетентность ребёнка-дошкольника: показатели и методы выявления.// Детский сад от А до Я № 5/2004 с.54-69.
- Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Б.: Изд-во БГПУ, 1997.
- Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования. // Управление ДОУ № 7/2006 с. 76
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Дешевых Н.П. Проектирование процесса развития ДОУ. // Воспитатель ДОУ №11/2008 с. 100
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
- Плахотников С. Взрослые и дети в образоваетельных проектах. //Дошкольное образование № 4/2009 с. 37
- Прутченков А.М. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализции социального проекта. (электронная версия http;/usphu.com/catalog/lusiness//StepGystep/)
- Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-нравственне воспитание дошкольников в условиях реализации программы"Детство""открытое занятие в младшей группе
Программное содержание:Помочь детям понять содержание стихотворения А. Барто "Уронили мишку на пол…" Вызвать эмоциональный отклик на любимое стихотворение. Развивать связную речь, уме...
Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной прог...
Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...
Психологическое сопровождение дошкольников 4-5 лет в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Материал предоставлен в помощь педагогу-психологу при организации деятельности в ДОУ....
Конспект совместной деятельности в рамках реализации комплексно-целевой программы «Флорики» . « Покров конец осенним хороводам -начало зимним посиделкам»
Материал в помощь педагогам по формированию интереса к культурному наследию русского народа....
Программа социального партнерства с семьей в условиях реализации ФГОСС ДОО по теме «Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста»
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности по формированию художественно – эстетического ра...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения Майнского детского сада № 5 «Теремок» для детей средней группы (4-5 лет )
Рабочая программапо реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения Майнского детского сада № 5 «Теремок» для детей сре...