Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
статья на тему
Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – существенно изменило существующие представления об организации образовательного процесса в детском саду.А главное изменение в организации воспитательно-образовательного процесса состоят в том, что все знания, умения, навыки транслируются детям не через систему занятий, как это было ранее, а через различные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, такие как двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная и пр. деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_fgt_k_realizacii_obrazovatelnoy_programmy.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – существенно изменило существующие представления об организации образовательного процесса в детском саду.
Сегодня содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей:
физическое,
социально-личностное,
познавательно-речевое,
художественно-эстетическое.
Но если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
А главное изменение в организации воспитательно-образовательного процесса состоят в том, что все знания, умения, навыки транслируются детям не через систему занятий, как это было ранее, а через различные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, такие как двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная и пр. деятельности.
Также принципиально новым в содержании дошкольного образования сегодня является соответствие его заявленным в ФГТ принципам:
- принципу развивающего образования;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- принципу полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
- принципа интеграции образовательных областей
- комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
- решения образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов
А также построение всей образовательной работы в соответствии с представлением о том, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Особое внимание ФГТ уделяют процессу подготовки детей к обучению в школе. Сегодня достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Сегодня практикуется отказ от требований к результатам, аналогичным тем, что присутствуют в стандарте начального образования, так как иначе будет упорно осуществляться подготовка детей к школе с обязательной проверкой уровня предметных знаний, умений и навыков. Следовательно, вновь образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста. В ФГТ подчёркивается, что такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело.
Иными словами, на сегодняшний день ребёнок «на выходе» должен обладать не только набором определённых знаний, а следующими интегративными качествами личности:
физически развитый
любознательный, активный
эмоционально отзывчивый
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия
способный решать интеллектуальные и личностные задачи
имеющий первичные представления о себе, своём месте в обществе
овладевший предпосылками учебной деятельности
овладевший необходимыми умениями и навыками
Наш педагогический коллектив начал перестраивать свою работу , как только вышли ФГТ и комментарии к ним в печати. Трудность заключалась в том, что никаких разработанных материалов, как по планированию, так и по организации педагогического процесса с воспитанниками не было. Многое пришлось разрабатывать самостоятельно.
В течение 2010/2011 учебного года в ДОУ была создана нормативная база для перехода на ФГТ.
На 1 этапе процесс внедрения ФГТ был очень трудным. Педагоги привыкшие считать, что занятия – основной метод обучения детей, не могли сразу перестроиться, возникало множество вопросов от планирования работы до нюансов модели поведения воспитателя при организации работы с детьми.
Далее осуществлялась разработка образовательной программы детского сада, рабочей регламентирующей и планирующей документации.
И на заключительном этапе работы мы вели наработку практического опыта в организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых, в организованной образовательной детской деятельности, в режимных моментах и т. д.
Безусловно, сказать, что работа завершена, нельзя. Сегодня коллектив продолжает работать в режиме перестройки, до сих пор идёт активный поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций, разработка и апробация вариативной части программы, по-новому организуется сотрудничество с родителями. Но радует то, что большинство педагогов позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, которые направлены на:
желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
создание условий для того, чтобы каждый воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
попытку повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области;
формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;
содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
С 1 сентября 2011года детский сад «Ласточка» работает по самостоятельно принятой образовательной программе , составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и в соответствии с ФГТ, основной задачей которой является: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования.
Сегодня образовательная программа нашего ДОУ представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, отвечающую принципам, определённым в ФГТ.
Считаю успехом, что уже разработаны и используются циклограммы образовательной деятельности, определено содержание психолого-педагогической работы с детьми по каждой образовательной области, подобрано программно-методическое обеспечение образовательных областей, заказана недостающая литература, спроектирована модель образовательного процесса, составлен портрет выпускника каждой возрастной группы.
Также могу утверждать, что при планировании работы все педагоги нашего детского сада учитывают принцип интеграции образовательных областей, а в образовательной программе прописана реализация каждой образовательной области через различные формы организации воспитательного процесса.
На данный момент наибольшую трудность у педагогов вызывают следующие виды работы:
- определение содержания образовательных областей;
- планирование образовательной деятельности;
- осуществление мониторинга уровня освоения программы и уровня развития ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что большое внимание в ФГТ уделяется организации предметно-развивающей среды, как важному аспекту, характеризующему качество дошкольного образования. За прошедший год педагогами нашего ДОУ проведен всесторонний анализ предметно-развивающей среды, который также показал наличие существенных проблем. Сегодня рабочей группой определена стратегия по изменению и пополнению развивающей среды в соответствии с рекомендациями ФГТ для обеспечения баланса между самостоятельной деятельностью детей и совместной деятельностью взрослого и детей, гендерной специфики, вариативности т. д., но полное практическое осуществление этой стратегии возможно только при условии возникновения дополнительных источников финансирования.
Подводя итог проведённой работе можно сказать, что для реализации ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения в нашем ДОУ сегодня созданы основные условия по всем 7 позициям, а именно
1. Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами.
2.Соблюдены основные требования к материально-техническому обеспечению.
3. Выполнены требования к учебно-материальному обеспечению: создана предметно-развивающая среда в соответствии с программой, возрастными особенностями детей, удовлетворяющая требованиям ФГТ; учебно-методический комплекс имеется в объёме, достаточном для реализации программы.
4. Есть достаточное информационно-методическое обеспечение: методическая литература, 4 компьютера, имеется доступ в сеть Интернет, создан и работает сайт учреждения.
5. Активизируется работа по медико-социальному обеспечению: идёт подготовка к лицензированию медицинского кабинета, работники ДОУ регулярно проходят медосмотр, наполняемость групп, организация питания и оздоровления осуществляется в соответствии с нормами СанПин.
6. В плане психолого-педагогического обеспечения, несмотря на отсутствие единицы психолога в ДОУ, образовательный процесс выстраивается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка в тесном контакте с родителями.
7. Финансовое обеспечение образовательного процесса на сегодняшний день можно характеризовать как удовлетворительное, но потребности в этой области, что естественно, заметно увеличиваются, и мы, помимо искренней надежды на соответствующие изменения со стороны поддержки администрации города, сами прилагаем усилия к решению данного вопроса, в частности, организуя работу по предоставлению населению платных образовательных услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2014/2015 год для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.Основой для разработки даной учебной программы предстали:·...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2015/2016 год для детей группы общеразвивающей направленности от 1до 3 лет
Рабочая программа, соответствующая ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» (далее...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2019 - 2020 учебный год
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2017 - 2018 учебный год
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под р...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной группы.Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного прожива...