Конспект совместной деятельности в рамках реализации комплексно-целевой программы «Флорики» . « Покров конец осенним хороводам -начало зимним посиделкам»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Материал в помощь педагогам по формированию интереса к культурному наследию русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_pokrov.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий совместной  деятельности в рамках реализации комплексно-целевой программы «Флорики» .

« Покров конец осенним хороводам -начало зимним посиделкам»

(для детей старшей группы)

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, трудовая.

Программное содержание:

•        Познакомить детей с  русской народной одеждой.

•        Воспитывать интерес к народным промыслам (плетение кушаков (поясов)).

•        Учить плетению поясов из 3—4 прядей, приучать работать обеими руками.

•        Развивать мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление.

•        Воспитывать произвольное внимание в процессе работы, способствовать формированию действий пошагового контроля.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, мультимедийных презентаций с изображениями людей в народной одежде, слушание и пение русских народных песен.

Материалы и оборудование: экран, мультимедийный проектор, слайды презентации мужских и женских народных костюмов с кушаками; нитки разных цветов или тесьма; ножницы; помпоны или вырезанные из кожи брелочки различной формы с проделанным отверстием с одного края.

Мотивация:

 Детям  предлагается отгадать по отрывкам названия русских народных песен и продолжить несколько строк.

(Все песни дети не однократно слушали и пели на музыкальных занятиях).

Педагог: Русский народ всегда любит свои народные песни и в работе и в веселье! А я предлагаю вам сегодня рассказать о ещё одном празднике в народном календаре.

1.Рассказ педагога.

По народному календарю 14 октября - Покров. «Покров покроет землю - где листком, где снежком», «На Покров до обеда - осень, после обеда - зима», - говорили в старину.

Крестьяне переходили на зимнее житье в избах. Покров — конец осенним хороводам, начало зимним посиделкам. С этого дня начинались посиделки: при свете лучин за работой коротали долгие зимние вечера. Женщины пряли и ткали. Об умелой хозяйке уважительно говорили: «Пряла и ткала, весь дом одевала».

К празднику всегда одевали нарядную одежду, а на каждый день у крестьян была одежда попроще и удобнее, для работы.

2.Загадки

Один вход — три выхода. (Рубаха)

Скорчится — с кошку,

 Растянется — с дорожку. (Пояс)

3.Продолжение рассказа педагога, сопровождаемое показом слайдов.

Украшали девушки и женщины одежду с любовью, поэтому она не только грела, но и радовала.

Рубаха — основа русского костюма. У мужчин длина рубахи достигала колен. Крестьяне носили ее поверх портов (штанов) и обязательно опоясывали.

Женская рубаха была длиннее и закрывала щиколотки. Обычно она сшивалась из разных полотнищ, верхнюю часть и рукава украшали вышивкой. На рубаху крестьянки надевали либо сарафан, либо клетчатую поневу (поясную одежду, напоминающую юбку). Незамужние девушки могли ходить и в одних рубахах, опоясанных красивыми кушаками (поясами). Пояса делали узорчатыми, с разноцветными кистями и подвесками.

4.Плетение кушаков.

Педагог объясняет детям порядок плетения кушаков с одновременным показом.

 Педагог. Сегодня я хочу поделиться с вами секретом  плетения кушаков, как это делали в старину крестьяне. Вы украсите каждый свой кушак по-своему - кистями или подвесками. Плести мы их будем из трех прядей.

Порядок выполнения:

  1. выбрать три одноцветные или разноцветные пряди. (Длина прядей должна быть на 4—5 см длиннее готового изделия.);
  2. перед началом работы все три пряди следует обвить ниткой и завязать. (Такое крепление не дает верхнему концу расплетаться.);
  3. связанный конец закрепить булавкой на подушечке или валике;
  4. процесс плетения кушака в три пряди напоминает плетение косы;
  1. в конце плетения пряди снова связываются;
  1. по концам кушака привязать помпоны из ниток или кожаные брелочки. Кушак готов!

4. Игра «Узнай, кто»

Педагог. В народе говорили: «Делу — время, потехе — час».

Без игры не обходился ни один праздник. Я расскажу вам правила, а вы их запоминайте!

Педагог объясняет правила игры.

Выбирается водящий. Один из играющих подкрадывается к водящему и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это, и назвать его по имени. (Можно меняться с кем-либо одеждой и т. д.)

Игра проводится под весёлую народную мелодию.

5.Заключительная часть.

Педагог. Вот и закончилось наше веселье. Я приготовила для вас крестьянские наряды, нарисованные на бумаге, но на  украшение у меня не хватило времени. Я хотела бы вас попросить украсить их по своему вкусу, но соблюдая народные традиции, дома. А ваши мамы и папы могут вам в этом помочь.

А я с нетерпение буду ждать  встречи с вами и расскажу о следующей дате в народном календаре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

«Реализация комплексно-целевой оздоровительной программы по здоровьесбережению в условиях МДОУ»

Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможности полноценного физического и психического развития ребенка.Мы понимаем, что сохранение и укрепление здоровья дошкольников – явля...

«Конспект мероприятия проведенного в рамках, реализации обучающей (просветительской) программы по вопросам здорового питания»

Конспект мероприятия для детей дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5-ти лет  «Весёлое умывание»...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...