Составление творческого рассказа по картине И.И. Шишкина « Утро в сосновом бору».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цели: развивать интерес детей к рассматриванию картин, умение составлять творческие рассказы.
Программные задачи: познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, с содержанием картины, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности, развивать умение составлять описательные рассказы, обогащать словарь детей образными выражениями.
Словарная работа: дремучий, темный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, неуклюжие забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки, неловкие, неповоротливые.
Материал: картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», портрет И.И.Шишкина, листы белой бумаги, фломастер синий, уменьшенные картинки объектов картины.
Предварительная работа: рассматривание картин о природе.
Методы и приемы: демонстрация, художественные слово, объяснение, поясненме, образец рассказа, игровые приемы: с подзорной трубой, кружок в котором живет, я только слышу,
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организованный момент.
Воспитатель: Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть ее красоту нам помогают художники. Вы уже знакомы с художником Е.И. Чарушиным. Он иллюстрировал книги о животных. Но есть художники, которые пишут картины о природе. Картины, которые они рисуют, называют пейзажами, а художников - пейзажистами. У нас в России жил замечательный художник И.И.Шишкин. (Педагог показывает детям портрет художника). Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет: крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево, в народе его называли лесной богатырь, царь леса.
2.Рассматривание картины.
Воспитатель: Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина « Утро в сосновом бору», ( Педагог показывает картину). Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Посмотрите внимательно: Какие деревья нарисовал художник?
Дети: сосны.
Воспитатель: Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они высокие, могучие. А как называется лес, в котором растут сосны?
Дети: сосновый бор.
Чтение стихотворения ребенком:
«Сосны до небо хотят дорасти,
Ветвями небо хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода».
Игра с подзорной трубой.
Воспитатель: А сейчас возьмите свои листы бумаги, сверните трубочкой и посмотрите внимательно в подзорную трубу. Выберите один объект и внимательно его рассмотрите.
(Каждый ребенок рассматривает и называет только один объект, изображенный на картине.)
Дети: медвежонок сидячий на дереве, медвежонок лежащий на дереве, медвежонок смотрящий в лес, большая медведица, сосны, бугор, трава…
Игра «Кружок, в котором живет…»
(Педагог показывает белый лист бумаги на котором нарисованы круги синим фломастером.)
Воспитатель: Ребята у нас есть кружочки поселим объекты, которые живут на картине. (Каждый ребенок подходит, берет картинку с одним объектом, прикрепляет ее в тот кружок, который соответствует месту на картине. При этом, ребенок поясняет, что его объект делает на картине.) Итак, у нас все объекты оказались в кружочках. Много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину.
Стихотворение, которое я вам прочту, подходит к картине И.И.Шишкина:
«Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит прохладой полный
В зелень яркую одетый,
Он хорош в разгаре лета»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем
(ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Веселые зверюшки,
Тут веселые зайчата-
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове , изображая « ушки на макушке».)
А за ними шел медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!»
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)
Вот ползет сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползет- переливается.
(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе, или на плечах впереди стоящего)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток- и молчок.
(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперед.)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сыграть еще в одну игру, которая называется «К нам пришел волшебник. Я только слышу».Каждому необходимо, представить звуки, издаваемые объектами на картине и составить связанный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на картине».Составить рассказ « О чем говорят объекты».
Педагог предлагает детям образец рассказа:
Однажды медведица с тремя медвежатами вышли прогуляться. И пришли в сосновый лес. Два медвежонка весело играли на стволах упавших сосен и спорили кто заберется выше. А третий рассматривал вершины высоких сосен, сквозь которые пробиралось солнышко. Мама медведица внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были осторожно. Затем педагог предоставляет детям возможность составить свои рассказы:
1 ребенок: Веселая семья вышла на прогулку в лес. И вдруг увидели сломанное дерево похожее на горку. Медвежата забрались на дерево. Медведица в это время пошла искать ягоды. Увидев, как высоко забрались дети начала их ругать. Тогда медвежата спустились и помогли собрать ягоды.
2 ребенок: Медвежата с мамой вышли гулять в сосновый лес. Двое из них играли в догонялки и забрались на дерево. А третий медвежонок увидел как сквозь деревья пробиралась солнце и внимательно. Мама внимательно смотрел на детишек и рассказывала как надо вести себя в лесу. Детишки, выслушав маму, договорились соблюдать все правила.
3 ребенок: В один прекрасный день, когда пели птички, вышли в лес медведи. Три медвежонка с мамой вышли играть в прятки. Один медвежонок отвернулся к тропинке и ждал, когда все спрячутся. Два медвежонка решили спрятаться на сломавшейся большой сосне. Медведица решила пойти дальше и спрятаться в кустах. Так весело и прошел их день. И т. д.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня у нас получились интересные творческие рассказы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_po_kartine.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление творческого рассказа по картине И.И. Шишкина « Утро в сосновом бору».
Цели: развивать интерес детей к рассматриванию картин, умение составлять творческие рассказы.
Программные задачи: познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, с содержанием картины, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности, развивать умение составлять описательные рассказы, обогащать словарь детей образными выражениями.
Словарная работа: дремучий, темный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, неуклюжие забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки, неловкие, неповоротливые.
Материал: картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», портрет И.И.Шишкина, листы белой бумаги, фломастер синий, уменьшенные картинки объектов картины.
Предварительная работа: рассматривание картин о природе.
Методы и приемы: демонстрация, художественные слово, объяснение, поясненме, образец рассказа, игровые приемы: с подзорной трубой, кружок в котором живет, я только слышу,
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организованный момент.
Воспитатель: Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть ее красоту нам помогают художники. Вы уже знакомы с художником Е.И. Чарушиным. Он иллюстрировал книги о животных. Но есть художники, которые пишут картины о природе. Картины, которые они рисуют, называют пейзажами, а художников - пейзажистами. У нас в России жил замечательный художник И.И.Шишкин. (Педагог показывает детям портрет художника). Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет: крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево, в народе его называли лесной богатырь, царь леса.
2.Рассматривание картины.
Воспитатель: Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина « Утро в сосновом бору», ( Педагог показывает картину). Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Посмотрите внимательно: Какие деревья нарисовал художник?
Дети: сосны.
Воспитатель: Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они высокие, могучие. А как называется лес, в котором растут сосны?
Дети: сосновый бор.
Чтение стихотворения ребенком:
«Сосны до небо хотят дорасти,
Ветвями небо хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода».
Игра с подзорной трубой.
Воспитатель: А сейчас возьмите свои листы бумаги, сверните трубочкой и посмотрите внимательно в подзорную трубу. Выберите один объект и внимательно его рассмотрите.
(Каждый ребенок рассматривает и называет только один объект, изображенный на картине.)
Дети: медвежонок сидячий на дереве, медвежонок лежащий на дереве, медвежонок смотрящий в лес, большая медведица, сосны, бугор, трава…
Игра «Кружок, в котором живет…»
(Педагог показывает белый лист бумаги на котором нарисованы круги синим фломастером.)
Воспитатель: Ребята у нас есть кружочки поселим объекты, которые живут на картине. (Каждый ребенок подходит, берет картинку с одним объектом, прикрепляет ее в тот кружок, который соответствует месту на картине. При этом, ребенок поясняет, что его объект делает на картине.) Итак, у нас все объекты оказались в кружочках. Много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину.
Стихотворение, которое я вам прочту, подходит к картине И.И.Шишкина:
«Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит прохладой полный
В зелень яркую одетый,
Он хорош в разгаре лета»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
В гости к мишке мы идем
И друзей с собой зовем
(ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Веселые зверюшки,
Тут веселые зайчата-
Длинноухие ребята.
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове , изображая « ушки на макушке».)
А за ними шел медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду!»
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)
Вот ползет сороконожка
По тропинке на дорожку.
Спинка изгибается,
Ползет- переливается.
(Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе, или на плечах впереди стоящего)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток- и молчок.
(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперед.)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сыграть еще в одну игру, которая называется «К нам пришел волшебник. Я только слышу».Каждому необходимо, представить звуки, издаваемые объектами на картине и составить связанный рассказ на тему: «Я только слышу звуки на картине».Составить рассказ « О чем говорят объекты».
Педагог предлагает детям образец рассказа:
Однажды медведица с тремя медвежатами вышли прогуляться. И пришли в сосновый лес. Два медвежонка весело играли на стволах упавших сосен и спорили кто заберется выше. А третий рассматривал вершины высоких сосен, сквозь которые пробиралось солнышко. Мама медведица внимательно смотрела за медвежатами и говорила, чтоб они были осторожно. Затем педагог предоставляет детям возможность составить свои рассказы:
1 ребенок: Веселая семья вышла на прогулку в лес. И вдруг увидели сломанное дерево похожее на горку. Медвежата забрались на дерево. Медведица в это время пошла искать ягоды. Увидев, как высоко забрались дети начала их ругать. Тогда медвежата спустились и помогли собрать ягоды.
2 ребенок: Медвежата с мамой вышли гулять в сосновый лес. Двое из них играли в догонялки и забрались на дерево. А третий медвежонок увидел как сквозь деревья пробиралась солнце и внимательно. Мама внимательно смотрел на детишек и рассказывала как надо вести себя в лесу. Детишки, выслушав маму, договорились соблюдать все правила.
3 ребенок: В один прекрасный день, когда пели птички, вышли в лес медведи. Три медвежонка с мамой вышли играть в прятки. Один медвежонок отвернулся к тропинке и ждал, когда все спрячутся. Два медвежонка решили спрятаться на сломавшейся большой сосне. Медведица решила пойти дальше и спрятаться в кустах. Так весело и прошел их день. И т. д.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня у нас получились интересные творческие рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".
Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....
Конспект беседы по искусству (рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору").
Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств...
Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
Занятие по ИЗО в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования....
Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».
Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...
НОД "Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Знакомство с творчеством русского художника – пейзажиста И.И. Шишкина...
Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Информация полезна для педагогов ДОУ...