Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.
консультация (младшая группа) на тему

«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»

В. А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_ped_etiki_s_roditelyami.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

    Типичное общение воспитателя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.

Чаще всего это монолог воспитателя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства  родителя, возникающие то подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать с детским садом в деле обучения и воспитания его же ребенка.

Контакт между воспитателем  и родителем возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Для этого воспитателю  необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.

 Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя  является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.

Поэтому необходимо руководствоваться некоторыми правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

Правило первое:  В основе работы воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений воспитателя  и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у воспитателя, и у родителей

Правило второе:  Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы  поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Правило третье: Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Воспитатель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он  становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший воспитатель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитанными ни были родители, воспитатель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания в семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Правило четвертое: Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Индивидуальное общение.

При общении с родителями воспитатель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями должен продумать:

  1. Цель;
  2. Содержание беседы;
  3. Манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Может быть два варианта такого обращения:

  1. По инициативе воспитателя;
  2. По инициативе родителей.

Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

  1. Постановка психологической цели.

- Что я хочу от родителей?  (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т.к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

  1. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени-отчеству.

  1. Установление согласия на контакт. Это означает, что  воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т.к. он все равно не будет усвоен.
  2. Создание обстановки диалога заключается в том, что воспитатель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позывоспитателя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки в поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т.д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщать цель вызова, например:

« Мне хотелось лучше узнать (Васю), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно лучше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я ещё не очень хорошо знаю (Васю), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т.д.

Вызывая родителя для беседы,воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому необходимо сформулировать свои вопросы к родителям воспитанника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога.

Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: « у Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут)», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т.е. о профессионале.

Факты о поведении или успеваемости, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т.д.»

Так же не следует после положительной информации об воспитаннике  продолжить рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я ещё не очень хорошо знаю Васю, не могли бы Вы  мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»  или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов, рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т.е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени-отчеству как можно чаще.

Самым важным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушателя, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге воспитатель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на..», «Меня удивило..», «Я огорчена..» и т.д.

Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитателем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога.

Воспитателю рекомендуется  подвести итог беседы на основе рефлексивного слушания – «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться  церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени-отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

                Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы  стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избежания  диалога следует сообщить ей, что он не знал о её приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в … минут, если маму это устроит, то можно и поговорить, если нет, то он выслушает её в любое удобное ей время.

 Таким образом, воспитатель дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т.к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Следите за своей позой!

 Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением Васи…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» - придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения квоспитателю.

Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача педагога состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя  использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: "Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников в их приобщении к искусству, художественно-эстетическое развитие ребёнка в семье и ДОУ"

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Статья Психолого-педагогические основы организации взаимодействия с родителями

Современные подходы к организации воспитательного процесса. Роль семьи в воспитании. Семья как социальный институт. Задачи семейного воспитания. Механизм социализации: имитация и идентификация. Социал...

Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями

В настоящее время эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетен...

Педагогический проект по взаимодействию с родителями на тему: «Здоровое и правильное питание детей младшей группы»

Педагогический проект по взаимодействию с родителями на тему:м «Здоровое и правильное питание детей младшей группы»...

"Педагогическая этика в работе с родителями". Памятка для воспитателя

Задача воспитателя заинтересовать родителей жизнью детского сада. и создать условия для передачи им знаний в области воспитания и образования, социализации и укрепления здоровья ребенка. Педагог долже...

Педагогический проект по взаимодействию с родителями воспитанников: «Здоровый малыш» в первой младшей группе

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада в сотрудничестве с семьей, по формированию потребности детей в здоровом образе жизни....