Педагогическая этика в общении с родителями
статья
Советы для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pedagogicheskaya_etika_v_obshchenii_s_roditelyami.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Ощепкова Н.А.,
воспитатель,
МАДОУ детский сад «Жемчужинка»
Профессиональная педагогическая этика современного педагога
в общении с родителями
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе педагогического коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта воспитателя. То, насколько правильно педагог выберет свой стиль работы с воспитанниками, коллегами, родителями зависит его успешная деятельность.
С 1 сентября 2013 года вступил в действие Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации», касающийся профессиональной этики:
- обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48);
- предусматривает, что эти нормы закреплены в локальных и нормативных актах организации (ч. 4 ст. 47);
- определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей педагогические работники несут ответственность, и что соблюдение этих норм учитывается при прохождении ими аттестации (ч. 4 ст. 48).
Нормы профессиональной этики педагогических работников из категории моральных перешли в категорию морально-правовых.
В нашем детском саду «Жемчужинка» плодотворно ведется работа в направлении повышения компетентности педагогов в сфере общения с родителями воспитанников. Проведен круглый стол для воспитателей «Педагогический такт», анкетирование родителей, педсовет «Повышение коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями воспитанников». Этой проблемой мы занимаемся уже не один год и поэтому сумели накопить достаточный опыт в этой сфере, которым сегодня хотели бы поделиться с вами.
Что же такое педагогическая этика? Педагогическая этика – это наука о закономерностях развития, саморазвития и самореализации нравственной культуры педагога, которая проявляется в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в процессе решения педагогических задач.
Предметом педагогической этики являются особенности проявления морали в сознании, поведении, профессиональной деятельности педагога и его отношениях с учениками, родителями и коллегами.
В своей работе педагоги используют разные стили общения: общение на основе высоких профессиональных установок педагога, на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение - заигрывание.
При общении с детьми и их родителями от педагога требуется: доверительность, чуткость, доброта, терпение; взаимопонимание, проникновение в психическое состояние воспитанников и их родителей; высокая эрудиция, разносторонние интересы, умение творчески преподнести материал при общении; диалогичность общения, умение слушать, переход к взаимодействию.
Одной из важнейших задач педагогической деятельности воспитателя является установление контакта с родителями воспитанников. Ведь семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка и педагогу важно сделать родителей союзниками в деле воспитания. Контакт между педагогом и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого педагогу необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, и также как и родители обеспокоен их судьбой.
С целью достижения взаимопонимания с родителями, а также установления перспективных отношений, ориентированных на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей – взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что они развивают, и у воспитателей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он обязан сохранять в строгой конфиденциальности и обращать с целью помощи ребенку, а также родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, проблемы переформулировать в задачи, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
Очень часто у наших педагогов особые затруднения возникали в процессе индивидуального общения с родителями, организация которого требует учета особых условий.
И мы определили для себя следующее правило: при общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Существует два варианта общения: по инициативе педагога, по инициативе родителей.
Для проведения беседы с родителями по инициативе педагога воспитателю необходимо выбрать: цель и содержание беседы, манеру поведения, стиль общения. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста. А также продумать организацию начала диалога, установление согласия на контакт, создание обстановки диалога и завершение беседы.
Педагог обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке.
Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.
И в заключение хотелось бы сказать о том, что вся наша педагогическая деятельность состоит из общения с детьми и их родителями. Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать, что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.
Уважение родителей к педагогам начинается с теплой атмосферы встреч, уюта, с убеждения того, что здесь работают знающие, увлеченные люди, влюбленные в свое дело.
Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы. Пусть общение приносит вам только радость и позитив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое мастерство в общении с родителями
данный материал это занятие творческой группы педагогов по работе с родителями "В кругу семьи". Материал поможет педагогу - психологу или методисту в работе с педагогами. Материал предоставлен ввиде и...
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»В. А. Сухомлинский....
Этика делового общения с родителями в ДОУ
В современном мире родители все чаще сталкиваются с разными проблемами в воспитании своего ребенка и, к сожалению, не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. На помощь им ...
Этика делового общения с родителями
Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерстваМ.И. Скаткина...
«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями»
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитани...
Этика делового общения с родителями в ДОУ
Основным средством установления контакта с родителем для педагога является он сам, а именно: его профессиональные знания, умение их преподнести; его педагогический имидж. Успешность работы педаг...
"Педагогическая этика в работе с родителями". Памятка для воспитателя
Задача воспитателя заинтересовать родителей жизнью детского сада. и создать условия для передачи им знаний в области воспитания и образования, социализации и укрепления здоровья ребенка. Педагог долже...