Общая характеристика непрерывной образовательной деятельности (НОД)
методическая разработка на тему
Общая характеристика непрерывной образовательной деятельности (НОД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_1.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика непрерывной образовательной деятельности (НОД)
На основании «Изменения в СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. N 41) в пунктах 11.9, 11.10 слова "непрерывной непосредственно образовательной деятельности" и в пункте 11.12 "непосредственно образовательной деятельности" были заменены на "непрерывной образовательной деятельности" в соответствующих падежах.
Непрерывно образовательная деятельность (НОД) – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости от:
- уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,
- решения конкретных образовательных задач.
По содержанию непрерывно образовательная деятельность может быть:
Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи), т.е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Содержание непрерывно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. В настоящее время преобладает комплексная непрерывно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.
В любой непрерывно образовательной деятельности можно выделить три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непрерывно образовательной деятельности (процесс) и окончании (открытый конец или мотивация на дальнейшую деятельность).
Начало НОД предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).
Ход (процесс) НОД: самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
Организуя непрерывно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непрерывно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.
Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе. В детском саду проводятся 2 – 3 НОД в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило, в первой половине дня.
В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Триединая цель непрерывно образовательной деятельности (НОД):
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Непрерывно образовательная деятельность пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.
В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования:
• Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
• НОД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
• Широко использовать в целях обучения дидактические игры: настольно - печатные, игры с предметами (сюжетно - дидактические и игры - инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
• НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям.
• НОД следует проводить в определенной системе, связывать ее с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
• В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД.
Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем НОД в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющейся НОД, органически связанной с мероприятиями повседневной жизни - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».
Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы "Как потерялся медвежонок"
В данной методической разработке представлен конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы по теме "Дикие животные", в д...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы. «Планета – наш общий дом, берегите ее"
Формирование экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Тема: «Весна. Перелетные птицы»
Данный материал поможет воспитателям расширить, обобщить и закрепить представления детей о весне и перелетных птицах. Использование игровых технологий поможет активизировать воспитанников, повыс...
КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) по экологии в старшей группе на тему: «Земля – наш общий дом»
ЦЕЛЬ: формирование знаний детей о делении мира на живую и неживую природу.ЗАДАЧИ:Образовательные:Развивать знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;Уметь различать живую и ...
Регламент непрерывной образовательной деятельности в старшей группе (ТНР) на 2020-2021 учебный год. Регламент непрерывной образовательной деятельности в старшей группе (ТНР) на 2020-2021 учебный год. Регламент непрерывной образовательной деятельнос
Я надеюсь, что кому-нибудь пригодится данный матерал!...