Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры
консультация (старшая группа) на тему
содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры
Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом . Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои . Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще».
При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее чувствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значимого опыта, активно идет процесс формирования его базовых отношений к окружающему миру.
Заметное место в нашем детском саду отводится организации и проведению православных общенародных праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. Но сначала проводилось анкетирование, для того, чтобы выяснить у родителей отношение к этому вопросу, и понять степень желания участвовать в совместных православных мероприятиях. Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм, отмечал Православные праздники.
И ежегодно совместно с семьями мы отмечаем Яблочный Спас, Пасху, Масленницу, Праздник Пресвятой Богородицы», посвященный Дню матери . С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят различные сувениры, пекут пироги и блины, к Яблочному Спасу устраиваются выставки поделок из яблок и других фруктов, к Пасхе родители приносят разнообразные поделки в форме яиц и многое , многое другое. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы., инсценировки, игры. Эта добрые традиции, исполненные верой, совместным участием детей с их родителями , является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.
__________________________________________________________________
Анкета для родителей
- Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.?
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
- Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ
- Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
6. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?
а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________ ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры....
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
Программа кружка по духовно-нравственному воспитанию детей через основы православной культуры с детьми подготовительной группы.
Программа направлена на: развитие любознательности как основы познавательной активности детей; развитие творческих способностей ребенка; формирование навыков творческой деятельности...
Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства....
Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...
ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.
Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»
vДуховно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое ра...