Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.
Актуальность и перспективность опыта.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Новизна опыта ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из основных целей которого является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Условия формирования опыта.
Обращение к опыту основ православной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно необходимо, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.
Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни»
Изучение основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.
Именно поэтому, проработав много лет в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без духовно-нравственной основы неполноценно. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашего детского сада особую одухотворенность.
Прежде чем начать работу в детском саду, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Проведенные анкетирования, беседы, консультации, встречи с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.
Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель своей работы :
- содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада;
- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам;
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Теоретической базой опыта использовались следующие нормативные документы, методические разработки и технологии:
- Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
- Кисилева Л.С Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания.
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. Бурляева О.В. Саранск: морд.кн.издательство, 2011, -104с.
- Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений Гребеньков В.А., Меньшиков В.М..- Курск.
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева (2001г.)
- СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ Сфера, 2014.
Это спланировало дальнейшую деятельность и выделить основные направления работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
При работе с детьми использовались следующие методы обучения:
Наглядно-действенный метод :
- показ сказок (педагогами, детьми);
- рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдений;
- экскурсий;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора житейских ситуаций;
Практический метод использовалтся, когда необходимо:
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественский ангел и т.д.)
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»)
Технология опыта.
На начальном этапе начинала работу с того, что выявила степень сформированности у дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.
После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работая по этому направлению, использовала различные виды деятельности.
Особое внимание уделяла различным видам игр:
-пальчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»;
-сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дои». В организации сюжетно-ролевых игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
-дидактические: ( «Праздники и традиции»,» «Собери храм», «Собери яйцо»,»Угадай по описанию», «Добрые дела».
-конструктивные: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».
-подвижные игры: «Помоги бабушке и дедушке», игр-забав, народных и хороводных игр: («Горелки», «Мы веселые ребята», «Ловишка» и др.)
Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений.
Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)
Показ детьми и воспитателем кукольных спектаклей: сказка «Шарф – Покров», «Масленица», «Пасхальная сказка» и другие.
Проводились открытые занятия на тему: «Богородица – наша Заступница» (День матери), «От матери небесной до матери земной», « В мире доброты».
Одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания является система праздников, которые проходят в течении всего года:: (Покров, Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Верба, Пасха, Благовещение, Троица).
Тематические выставки детского творчества на тему: («Осенины», «Рождество», «Пасхальный благовест»).
Чтения сказок: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
Беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисовании, аппликации, лепки.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм благоверного князя Александра Невского с отцом Дионисием.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен.
Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных и православных праздниках, их традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по духовно – нравственному развитию детей.
Разработаны памятки на тему: «Правила уважения и почитания старших», «Правила вежливости».
Совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «Рождество»,«Пасха»
Проводилось анкетирование на тему: « Народные праздники в детском саду и дома»,
Оформлен альбом «Наши праздники».
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям, добилась следующих результатов:
для детей:
- созданы внутренние предпосылки для дальнейшего личностного развития и эмоционального благополучия ребенка;
- пробудился интерес к истории и культуре своей Родины, любовь к родному краю;
- сформированы чувства национального достоинства;
для педагогов:
- объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре;
- разработано перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры;
для родителей:
- реализованы преимущественные права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединены в реализации социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создана система социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
А в целом говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей пока сложно. Ведь педагоги выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин: ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу! Для этого мы делаем всё возможное
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Трудоемкость опыта заключалась в:
- подборе методической литературы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников..
- разработке критериев развития детей и уровня сформированности знаний по духовно – нравственному развитию детей.
- вовлечении родителей к совместной работе по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Адресность опыта.
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности педагога с детьми.
Опыт работы демонстрировался на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, идея защищалась на районном конкурсе «Учитель года -2013», «Новое в образовании», в фестивале «Калейдоскоп методических идей 2012», в педагогических чтениях на базе МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского муниципального района, МБДОУ «Лямбирский детский сад№2 «Родничок». Обобщенный опыт работы по проекту опубликован на персональном сайте Коряковой Татьяны Дмитриевны http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna, Всероссийском сайте МАААМ.RU, сайте МУ «Управления Образования администрации Лямбирского муниципального района РМ», сайте МБДОУ.
Приложения:
1.Инновационный проект http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna
2. Мониторинг уровня развития детей http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna
3. Фотоматериалы http://nsportal.ru/koryakova-tatyana-dmitrievna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рассматривает духовно – нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному до...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»
Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Выступление на фестивале "Мастерство и творчество": "Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»
Опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»...