Педагогический проект "Река моей малой родины - Цна"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы по нравственно - патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педагогического проекта:
«Река моей малой родины - Цна»
Паспорт проекта:
- Тип проекта: познавательно - исследовательский
- По характеру содержания: ребенок – природа
- По количеству участников: групповой
- По продолжительности: кратковременный
Цель проекта: формирование представлений у дошкольников об истории и природе родного края через ознакомление с водным объектом города Тамбова– рекой Цной.
Гипотеза
Если знакомство с природными объектами будет осуществляться при комплексе педагогических условий, необходимых для формирования представлений об истории и природе города Тамбова, то процесс патриотического воспитания у детей будет успешным.
Проблема исследования
Проблема исследования в разрешении противоречий:
- между социальным заказом общества по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств, интереса к истории родного края, к культуре своего народа и низким уровнем проявления интереса у детей и взрослых к данной проблеме;
- между стереотипными формами работы и необходимостью разработки и применения активных форм общения с детьми по формированию у них патриотических чувств и любви к родному краю.
Актуальность проекта обусловлена тем, что изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, формирования гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, родному краю, семье, окружающей природе и рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранения реки Цны, воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
Основополагающий вопрос
Возможно ли у дошкольников формировать представления об истории и природе родного города через ознакомление с водным объектом – рекой Цной?
Проблемные вопросы
- Какие педагогические условия необходимы для формирования представлений об истории и природе города Тамбова?
- Как поддержать интерес детей к природным объектам города Тамбова?
- Каким образом организовать знакомство с рекой Цной?
- Как организовать эффективное взаимодействие с семьей для формирования у детей представлений об истории и природе города Тамбова?
Методические задачи
- Разработать систему организационно – педагогических условий, способствующих формированию у детей представлений об истории и природе города Тамбова.
- Привлечь воспитателей, родителей, педагогов – специалистов к эффективному взаимодействию с целью реализации исследовательской деятельности дошкольников.
- Создать в условиях дошкольного учреждения лаборатории для детского экспериментирования.
Дидактические задачи
- Познакомить детей с рекой Цной.
- Обогатить представления детей о природе родного края.
- Воспитать любовь к малой Родине.
- Сформировать у дошкольников познавательную компетентность – видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей посредством исследовательских методов обучения.
- Расширить перспективы развития опытно – экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддержать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность детей.
- Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Основные формы реализации проекта:
- Предметно – развивающая среда
- Организованная и самостоятельная деятельность детей
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
Организованная деятельность детей
- Опыты, эксперименты, поисковая деятельность
- Беседы на познавательные темы
- Рассказы воспитателя, чтение литературы
- Игры: дидактические, подвижные, имитационные,
- Игры - путешествия
- Сбор коллекций: семян, камней, листьев
- Просмотр диафильмов, видеофильмов
- Работа с моделями
- Экскурсии, целевые прогулки
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
- Творческая деятельность детей на экологическую тему
Самостоятельная деятельность детей
- Создание проблемных ситуаций
- Различные виды игр
- Экспериментирование
- Изготовление моделей, поделок из природного материала
- Работа с книгой
- Рассматривание иллюстраций, картинок о природе
- Театрализованная деятельность
Ожидаемые результаты
- У детей:
В процессе ознакомления с рекой Цной ребенок приобретает опыт:
Экологический: знаком с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно – следственными связями, действующими в мире.
Познавательный: развиты мыслительные операции.
Социальный: сформированы навыки работы в команде, умеет и желает согласовывать свои желания, взгляды, действия.
- У родителей:
Повышение интереса к воспитанию и развитию ребенка.
Осуществление тесного взаимодействия с родителями посредством эффективных форм сотрудничества по вопросам исследовательской деятельности дошкольников.
- У педагогов:
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
Повышение теоретического уровня.
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по организации исследовательской деятельности детей.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Содержание деятельности
Подготовительный
этап
- Создание условий реализации программы действий.
- Диагностическое обследование детей и анализ результатов диагностики.
- Составление перспективного планирования.
- Творческий поиск, подбор различных форм, средств и методов для формирования представлений у дошкольников об истории и природе города Тамбова.
Основной этап
С детьми:
- Проведение серии экспериментов, опытов, бесед экологического содержания.
- Проведение наблюдений за живой и неживой природой, циклическими изменениями в природе, явлениями природы
- Связь с социумом: посещение Биоэкоцентра, краеведческого музея.
- Проведение экскурсий.
- Использование в работе с детьми инновационных технологий:
личностно - ориентированной, информационно-коммуникационной,
игровой, ТРИЗ, здоровьесберегающей.
- Организация выставок детских творческих работ.
- Проведение экологических праздников.
- Составление детских проектов «Царица – водица», «Река моей Родины»
С родителями:
- Индивидуальные консультации, советы и предложения (по проблемам и запросам родителей)
- Родительский уголок «Мы исследователи»
- Оперативная информация (планшеты, папки – передвижки «Как научить детей сомневаться», «Использование элементарных опытов в домашних условиях», «Любимый край, моя земля!»
- Домашние задания (Наши первые открытия», «Как много интересного
вокруг»).
- Совместная деятельность: составление гербария, коллекционирование, участие в экологических праздниках.
- Выставка и обзор методической и справочной литературы.
- Детские презентации.
Заключительный этап
- Анализ, выводы.
- Методические рекомендации по данной теме.
- Обобщение и распространение опыта работы.
Результаты проекта
- Созданы необходимые педагогические условия для формирования представлений у дошкольников об истории и природе города Тамбова
- Сформирован познавательный интерес у дошкольников к общим законам природы.
- Повысился уровень познавательно - исследовательских компетентностей у детей.
- Развиты личностные качества воспитанников: любознательность, активность.
- Сформирован навык безопасного поведения в природе.
- Значительно повысился интерес у родителей к развитию детей.
- Созданы условия для реализации личного творческого потенциала всего педагогического коллектива.
Продукт проектной деятельности
- Детская лаборатория «Почемучка».
- Дидактический материал экологического содержания.
- Картотека опытов и экспериментов.
- Реализация детских проектов «Царица – водица», «Река моей Родины»
- Альбом «Наши первые открытия».
- Фотовыставка «Где живет вода?»
- Альбом «Милый сердцу уголок»
Вывод
Знакомство с отдельными природными объектами при комплексе педагогических условий способствует формированию представлений об истории и природе родного города, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-274180-1377795394.jpg)
Конспект занятия с детьми группы коррекционной направленности «Путешествие по местам моей малой Родины»
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем родном поселке. Закрепить название народных промыслов Развивать речь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-624799-1544932842.jpg)
Экологический проект "Река, родник и пруд моей малой родины"
Название проекта: «Река, родник и пруд моей малой Родины» Срок реализации: 3 месяца (декабрь 2014 г. – февраль 2015г).Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.Тип, вид про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-746129-1454165231.jpg)
Конспект занятия "По страницам моей малой родины"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-345597-1505915628.jpg)
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...