Индивидуальная программа развития воспитанника Дома ребенка
методическая разработка по коррекционной педагогике
Индивидуальная программа развития воспитанника позволяет осуществлять коррекционно-образовательную деятельность по направлениям ООП: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" с учетом особенностей и индивидуальных возможностей ребенка, обеспечивать его социальную адаптацию. Каждое направление работы сопровождают дидактические задачи и игры, перечень методической литературы, ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma.docx | 72.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»
Фамилия, имя ребенка: Т.Ибрахим
Заключение МППК: Задержка речевого развития.
Возраст (на момент обследования): 2 г.
Дата составления ИПР: сентябрь 2020 г.
Дата обследования: сентябрь 2020 г.
Срок реализации ИПР: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Результаты диагностического обследования. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым. При проведении диагностического обследования ведет себя спокойно. Обследование выявило отставание ребенка от возрастной нормы. В игровой деятельности воспроизводит разученные с предметами действия: нанизывает кольца на стержень, катает машинку, бросает и ловит мяч. Речевое развитие отстает от возраста. Пассивный и активный словарный запас ограничен. Понимает названия окружающих предметов, находит их по просьбе взрослого (берет в руки), понимает названия действий и выполняет их по просьбе взрослого: «возьми, отдай, положи, покатай». Проявляет интерес к предметным картинкам, различает изображения, находит по просьбе взрослого нужное изображение среди 3 картинок. Речевая активность снижена. Для обозначения своих желаний, помимо плача, использует разные средства – переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой. В моменты эмоционального подъема произносит лепетные слова и звукоподражания, сопровождает ими свои действия (когда катает машинку, складывает или разбирает пирамидку или матрешку), называет облегченными словами знакомые игрушки. Восприятие и мыслительная деятельность отстают от возрастной нормы. Ориентируется в 2 величинах предметов, выполняет действия с 2-местной матрешкой, Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик): по образцу и слову взрослого подбирает предметы нужной формы. Внимание неустойчивое. Со стороны моторики наблюдаются недостаточно координированные движения пальцев и руки. Социально-бытовые навыки недостаточно сформированы. Ориентировка в пространстве и времени отстает от возраста. Отношение к занятиям положительное, проявляет интерес к совместной со взрослым деятельности, хорошо принимает обучающую помощь. Темп деятельности соответствует возрасту.
Индивидуальные особенности ребенка: активен, контактен, доброжелателен, но часто эмоционально и поведенчески реагирует на запрет выполнить желаемое для него действие.
Заключение учителя-дефектолога: интеллектуальное развитие отстает от возрастной нормы.
Обследование ребенка показало, что в связи с отставанием в развитии познавательных процессов и речи индивидуальная работа должна осуществляться по программе 1 группы раннего возраста (1-2 лет).
План индивидуального развития ООП «Познавательное развитие»
Направления работы | Дидактические задачи | Дидактические игры и упражнения | Методическая литература |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Учить различать цвет, величину предметов, сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству (найди такой же), группировать их по способу использования. Развивать зрительную память, внимание, тактильно-двигательные ощущения | Д/игры: «Чудесный мешочек», «Найди такой же домик», «Помоги мишке найти домик», «Найди такую же палочку» Игры с песком: «Ищем клад», «Кто спрятался» Игры с водой: «Путешествие в воде», «Тонет – плавает» | М.Г. Борисенко «Наши пальчики играют» (с.19, 20, 21) |
Приобщение к социокультурным ценностям | Знакомить ребенка с предметами ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь и т.д.) | Д/игры: «Наша Катя утром встала», «Что забыла одеть кукла» «Комната для куклы» «Я по комнате хожу», «Соберем игрушки» | М.Г.Борисенко «Мне купили игрушку» (стр19,60). М.Г.Борисенко «В помощь маленькому мыслителю» (с.32) |
Сенсорное развитие | Совершенствовать разнообразные действия с предметами: (открывать – закрывать, прокатывать, втыкать, накладывать). Подбирать предметы по цвету, по образцу, ориентироваться в величине предметов. | Д./игры: «Матрешка», «Привяжем к шарику ниточку» «Найди такой же домик» «Собери матрешку, пирамидку» Игра с вкладышами (3 -4 контрастные и величины) | М.Г.Борисенко «Мне купили игрушку» (с.20). Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» (стр.20) |
Ознакомление с миром природы | Учить узнавать на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, петушка, курочку). | Д./игры: «Кто это?» «Найди и принеси» «Катаем собачку на машине» | М.Г.Борисенко «Мне купили игрушку» (с.18, 47). |
Узнавать на картинках некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и др. и называть их | «Кто в домике живет?» | Бондаренко Е.А. «Развивающие игры для детей от года до 3 лет» (с.32) | |
Формирование элементарных количественных представлений Форма | Учить различать базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Знакомить с геометрическими телами (кубиком, кирпичиком, призмой, цилиндром) | Выбор предметов нужной формы
«Разложи также, как я» «Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующие отверстия | Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет», №30, с.132 Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста (с.68-70) Пилюгина (зан.46, с.72-74) |
Величина Цвет | Учить ориентироваться в двух величинах одной формы (большой-маленький). Учить собирать и разбирать четырех- пятиразмерную пирамидку от большого к маленькому. Учить ориентироваться в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Учить группировать предметы по цвету. | Выполнение действий с предметами с ориентировкой на их величину Подбор предметов в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький Выполнение действий с предметами с ориентировкой на цвет и величину | Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет» (№42, с.144) Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет», №46-47, с.147-148 Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет», №31, с.133 |
Ожидаемые результаты:
- Различает базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), геометрические тела (кубик, кирпичик, призму)
- Ориентируется в двух величинах одной формы (большой - маленький).
- Нанизывает и снимает двух- или трехразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца разной величины.
- Ориентируется в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Группирует предметы по цвету.
- Знает предметы ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь и т.д.), узнает на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, петушка, курочку), некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и др. и называет их
План индивидуального развития ООП «Речевое развитие»
Направления работы | Дидактические задачи | Дидактические игры и упражнения | Методическая литература |
Развитие понимания речи | Учить показывать в естественных условиях и на картинках игрушки, предметы одежды, посуды. Развивать зрительную память, внимание Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, развивать слуховое внимание Обогащать пассивный словарь словами, обозначающими части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши), бытовые и игровые действия (умываться, гулять) Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета Учить понимать сюжет по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?» «Что делает?» «Где?». Учить выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси) | «Сборы на прогулку» «Кто к нам пришел?» «Запомни и расположи игрушки (картинки) также» «Кто внимательный» «Возьми и принеси» «Найди и принеси» «Умная Катя» «Посмотри - ка, что я вижу!» «Мишенька болен» «Кто в коробке?» «Что в корзине?» «Покажи мне, покажи» «Чудесные картинки» «Дай мне игрушку» «Поручение» | Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.19) Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» (с.50) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем»(с.31) Борисенко «Мне купили игрушку», (с.35) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем», с.26 Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет», с.51 М.Г.Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (стр.18) М.Г.Борисенко «Учимся слушать и слышать» (с.40, 42) М.Г.Борисенко (с.41) М.Г. Борисенко «Начинаем говорить» (с.17) |
Развитие активной речи | Стимулировать звукоподражания, появление новых звукосочетаний (развивать артикуляционную моторику, выразительность, силу голоса). Развивать ассоциативное мышление, внимание Звуковая гимнастика, развитие речевого дыхания Учить показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении и их же в действии. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.) | Д/игры: «Наша Катя утром встала» «Мишки», «Кошка», «Собака» «Язычок гуляет», «Часики», «Почистим зубки», «Шарик «Покажи, кто кричал?» Звуки «у, и м, п-б, к-г-х, д-т, в,ф, с,з», звукосочетания «ау-уа-ио-иа-оу» Маня и Таня идут в гости» «Мишка и молоток» «В гости» | Борисенко «Мне купили игрушку» ( с.19) Борисенко «Учимся слушать и слышать»(с.33) Кузнецова (с.16-17) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем»(с.25) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем»(с.26) |
Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы, независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.), соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.) Стимулировать замену звукоподражательных слов общеупотребительными, (вместо ав-ав – собака и т.п.) Обогащать словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, животных, наименования транспортных средств. Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия; действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать). Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов. Обогащать словарный запас наречиями (высоко, низко, тихо, громко). Формировать умение составлять фразы из 2 слов, правильно употреблять грамматические формы. Учить понимать и употреблять вопросительные слова Кто?, Что?, Куда?, Где? Учить использовать предлоги «в, на, за», предложения из двух-трех слов: в общении друг с другом. | Выполнение действий с предметами с ориентировкой на цвет и величину. «Игрушки в гостях» «Угощение для зверят» «Кто пришел в гости?» Чтение стихов А.Барто «Игрушки» Чтение стихотворений «Поезд», «Машина» «Мешок с подарками» «Кто там в коробке?» Выполнение действий с предметами с ориентировкой на цвет и величину «Барабан» и др. звучащие предметы (тихо-громко) «Раз, два, три – свой домик найди» «Мы едем, едем, едем» «Кто внимательный» Работа с сюжетными картинками «Из-за леса, из-за гор» (потешка) «Выполни действия». «Прячем мишку» «Кто пришел?» «Кто в домике живет?». | Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет»( №31, с.133) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.29) Борисенко «Учимся слушать и слышать» ( с.30, 26-27) Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» (с.10) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.18) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.35) Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет»(№31, с.133) Борисенко «Учимся слушать и слышать» (с.50) Борисенко «Учимся слушать и слышать» (с.33) М.Г.Борисенко «Мне купили игрушку» (с.47, 36) М.Г.Борисенко «Начинаем говорить» (с.25 – 27). |
Ожидаемые результаты:
- Понимает слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.)
- Показывает и называет части тела и лица.
- Понимает предложения с предлогами в, на, за, простые по конструкции и содержанию фразы.
- Понимает события, знакомые по личному опыту.
- Заменяет звукоподражательные слова общеупотребительными.
- В активном словарном запасе использует названия известных действий (спи, иди, упал и т.п.)., существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, животных, прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов; наречия (высоко, низко, тихо).
- Понимает сюжет по картинке; отвечает на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»
- Выполняет два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси).
- Составляет фразы из 2 слов, правильно употребляет грамматические формы.
Понимает короткие песенки, потешки, сказки, договаривает слова, фразы знакомых стихотворений, потешек.
- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики, четко произносит гласные и некоторые согласные звуки: «м, п, б, к, г, х, д, т, в, ф, з, с»
- Понимает короткие песенки, потешки, сказки, договаривает слова, фразы знакомых стихотворений, потешек.
План индивидуального развития ООП «Социально-коммуникативное развитие»
Направления работы | Дидактические задачи | Дидактические игры и упражнения | Методическая литература |
Общение со взрослыми | Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые его любят. Учить выполнять словесные поручения взрослых: отнести (принести) игрушку, пожалеть товарища и т.д. | Чтение стихов, потешек. Д/игры: «Поручения», «Сделай то, что я скажу». Рассматривание и беседы по картинке «Семья». Д/игра «Семейный портрет». | Галанова «Развивающие игры с малышами до 3 лет» (с. 63) Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.61) |
Общение с детьми | Учить контактировать со сверстниками, побуждать к совместным играм, проявлять жалость и сочувствие. | Через совместные игры. Использовать возникающие ситуации. Д/упражнения: «Зайчик ушиб лапку, пожалей его», «Как утешить куклу». | |
Культура поведения | Учить здороваться, прощаться, обращаться с просьбой. Формировать умение спокойно вести себя в помещении, выполнять просьбу взрослого. | Д/упражнения: «Как надо здороваться», «Поздоровайся (попрощайся) с игрушкой». Д/игра «Идите с нами играть» | Борисенко«Смотрим, видим, запоминаем» (с.30) |
Ожидаемые результаты:
- Выполняет словесные поручения взрослых, контактирует со сверстниками, проявляет жалость и сочувствие;
- умеет здороваться, прощаться, обращаться с просьбой и сам выполняет просьбу.
Планирование индивидуальной работы
Сентябрь | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие слов. запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики | |||
1 неделя | Артикул. гимнаст. «Лопаточка», «Окошко», «Хоботок» «А»: «Девочка плачет», «Качаем куклу» «У»: «Поезд гудит», «Волк воет» | Пение А с жестом (разводим руки) Дыхат. гимнастика «Подуй на птичку» Пение У с жестом (разводим руки) | Куколку качаю, «А» ей напеваю: «А-А-А…» (Нищева «Занимаемся вместе, ранний возраст, рис.2) Поезд едет и гудит: «У-У-У!» (Нищева, рис.1) | «Посмотри-ка, что я вижу!» «Кукла Катя в гости к нам пришла». «Куда села птичка?» | «Барабан, погремушка» «Наши ручки» Выкладывание ножек, ручек из палочек нарисованному человечку. Геометрические тела: кубик, кирпичик, шарик. | |||
2 неделя | Артик. гимнастика «Лопаточка», «Окошко», «Хоботок» «АУ» «Кричим в лесу» «УА» «Малыш плачет | Пение А с жестом (разводим руки) Пение У с жестом (руки вперед) Пение У, А с жестом Дых.гимнастика «Бабочка» | Заблудились мы в лесу и кричим: «АУ, АУ!» Нищева, рис.6 Наш малыш кричит с утра «УА! УА!» Нищева, рис.7 | «Части тела и лица». «Умная Катя». «Кто в коробке?» (кошка, собачка) | «Оркестр», «Еду к деду» (с шестигранным карандашом) «Найди такой же домик» Игра с песком: «Ищем клад». | |||
3 неделя | Артик. гимнастика «Хоботок», «Лягушка» «И»: «Лошадка кричит» «О»: «Мальчик охает» «ИО»: «Ослик скачет далеко, Он кричит: «ИО! ИО!» | Пение И с жестом (разводим руки в стороны (на уровне рта) Пение О с жестом (округленные руки над головой) Пение А, У, И,О Дыхат.гимнаст. «Подуем на листик» | Лошадка, скачи: «И-И» Лошадка, кричи: «И-И» Нищева, рис.4 Мальчик охает, кричит: «О-О-О» Ушко у него болит: «О-О-О» Нищева, рис.3 | «Части тела» (мишка, кошка, собачка) «Мишенька болен». «Найди и принеси». | «Погремушка, барабан, бубен», «Указочка» («ротик мой умеет кушать…») Плоскостные фигуры: раскладывание по группам (круг, квадрат, треугольник) | |||
4 неделя | Артик. гимнастика «Хоботок», «Лягушка», «Язычок гуляет» Н-НЬ НО НУ Нина | Дифференциация мягких и твердых слияний: НА-НО, НУ, НЕ, НЕ-НИ, НО Дыхат. гимнастика «Подуем на вертушку» | На, Нина Ну, Нина Но, Нина Нина кормила лошадку: «На! На, лошадка» Нина погоняла лошадку: «Но! Но! Ну! Ну, лошадка!» | «Кто как кричит?» (кошка, собачка, лошадка). Произнесение звукоподражаний, закрепление названий животных. | «Кто кричал?» «Засолка капусты» (пальч.игра) «Парные картинки» «Веселые шнурочки» | |||
Октябрь | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие слов. запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики | |||
1 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка», «Лакание молочка» М-МЬ МУ-МУ, МЕ-МЕ, МЯУ, МАМА, МНЕ | Дифференциация МА-МО-МУ – МЯ-МЕ-МЕ-МО, МА-МЯ, МУ-МЮ, МО-МЕ «Подуй на листик» | На, мама На, мяу НА, ме НА, му Киска молочка просила: «Мяу! Мяу!» Дайте травки мне: «Ме-Ме!» Где хозяйка, не пойму: «Му!» (Нищева, рис.9,10) | Занятие с двумя знакомыми картинками, предъявляемыми одновременно (кошка и собачка, зайка и мишка, кукла и лошадка) | «Барабан (тихо, громко)». «Кто в коробке?» «Птичка пьет водичку». Разложи пуговицы большие и маленькие в разные коробки. «Найди такой же» (по форме). | |||
2 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Лакание молочка» П-ПЬ, ПИ-ПИ ПА-ПА ОП | ПА-ПО-ПУ ПЯ-ПЕ-ПЕ-ПО ПА-ПЯ «Подуй на шарик» | На, папа На, пи-пи Маленькая птичка прилетела к нам: «Пи-Пи-Пи!» Мячик поскакал: «Оп-Оп-Оп!» | Занятие с двумя знакомыми картинками, предъявляемыми последовательно (картинки те же) | «Барабан (тихо и громко)». «Колокольчик-барабан». Пальч. Игра «Барабанщики» Продевание шнура в дырочку (шьем платье). «Найди такой же» (цвет). | |||
3 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Лакание молочка», «Шарик» Б-БЬ БИ-БИ-БОМ, БЕ-БЕ-БАМ, БО-БОБО-БАБА, БУМ, БОБА | БА-БО-БУ БЯ-БЕ-БЕ-БЮ БА-БЯ «Подуй на кораблик» | НА, БО-БА БОБА: «БУМ-БУМ!» ПАПА ехал на работу, машина гудела: «Би-би!» А Боба стучал в барабан: «Бум-Бум!» | «Комната куклы Кати». «Укладывание куклы спать» (закрепление названий существит. и глаголов пассивно или активно) | «Кто кричал?». «Найди яблоко в мешочке». Пальч. игра «Строим дом», «Большой-маленький», 2-х местная матрешка, «Найди свой домик» (цвет) | |||
4 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Лакание молочка», «Шарик». П-ПЬ-Б-БЬ ПАПА, БОБА, БАБА, ПИ-ПИ, БИ-БИ, БУМ, БАМ, БОМ | ПА-ПА-ПА-БА ПО-ПО-ПО-БО ПУ-ПУ-ПУ-БУ Игра «Дудочка» | Барабань, барабан, барабан играет: «Пам-бам-бам, барабан!» А потом, а потом играет: «Пом-бом-бом, барабан!» | «Возьми и принеси». «Оденем куклу Катю. Кукла Катя идет на прогулку» (названия одежды, действий) | «Что играет?» Пальч.игра «Музыканты», Сделай дорожку разных цветов (из кирпичиков и палочек). «Собери пирамидку» (цвет и размер» |
Ноябрь | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие словарного запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики |
1 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка». Т-ТЬ, Д-ДЬ, ТУТ, ТОМА | ТА-ТЯ, ТА-ДА, ТА-ТО-ТУ, ДА-ДО-ДУ «Подуй на шарик» | Тома, иди. Тома идет. Дима, иди. Дима идет. Дед дома, баба дома, Томы нет. Тома, иди домой. Дима, иди домой. | «Поиграем вместе» (игра в «Лото», «Одежда куклы Кати» (игра в «Лото») «Сборы на прогулку». | «Дождик» (редкий и частый), «Прогулка мишки по лесу» (работа с мозаикой), «Надень колечко» (цвет) |
2 неделя | Артик.гимнаст. «Хоботок», «Лягушка», «Часики». Т-ТЬ, Д-ДЬ. ДА, НЕТ, ТЕТЯ, ДОМ, ДЯДЯ, ДОМА, НАДО, ТОМА, ДИМА, ДУДА, ТИМА, ПЕТЯ, ДЕТИ, ДЕДА | ТА-ДА, ДА-ДОДУ, ДЯ-ДЕ-ДЮ, ДА-ДЯ, ДУ-ДУ, ДИНЬ, ДИНЬ (Нищева, рис.32, 33). «Подуй на листик» | Надо мыть руки. Буду мыть руки. Предлоги «у, на»: У мамы Тома. Труба на доме. Кот у доме. Кот идет домой. Та-та-та - вышла кошка за кота | «Магазин игрушек» (называние, актуализация пассивного и активного словаря) | «Коробочки» (тихо-громко). Выкладывание домика для куклы по контуру. «Цветные палочки». Тактильные ощущения, шарики Су-Джок |
3 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется». К-КЬ, Г-ГЬ, КО-КО-КО, ГА-ГА-ГА | КА-КО-КУ, КА-КЯ, КА-ГА «Подуй на снежинку» | Тут курочка КО-КО. Тут гусь ГА-ГА. Предлоги «у, на»: У Кати на столе… | «Маня и Таня идут в гости» (актуализация названий, действий, признаков игрушек в пассивном и активном словаре). | «Что ты слышишь? (соотнесение звука и картинки) Пальч.игра «Идет коза рогатая». «Цветные палочки: подбери по цвету». |
4 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется». К-КЬ, Г-ГЬ, КУ-КУ, И-ГО-ГО | КА-КО-КУ, КА-КЯ, КА-ГА ГА-ГО-ГУ «Подуй на снежинку» | ТУТ кукушка КУ-КУ. Катя, на кубик. У Кати большой кубик. Уменьшительно-ласкат.суффиксы: ком-комок, куб-кубик, дом-домик. Договаривание слов к сказке «Курочка Ряба». | «Сделай, что я скажу». «Игрушки в гостях». «Поймай рыбку, назови картинку» | «Громко-тихо». «Белый снег» (работа с мозаикой). «Собери картинку». Действия с 3-местной матрешкой. |
Декабрь | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат.гимн. | Фраза (договаривание слов). Граммат. категории | Развитие словарного запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики |
1 неделя | Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние зубки»», «Язычок прячется». Т-К, Д-Г ТАК, ТУК, КОТ (ИК) | ТА-ТА-ТА, КА-КА-КА, ДА-ДА-ДА, ГА-ГА-ГА «Подуй на шарик» | Тут Катя. Катя стоит. Иди, Катя. Катя идет. Тут кот. Беги, кот. Кот бежит. Тут кит. Плыви, кит. Кит плывет (Нищева, рис.91, 92) | «Кто пришел в гости?». «Зимняя сказка» (актуализация пассивного и активного словарного запаса) | «Бам-бум» (барабан и мяч) «Зима» (пальч.гимнастика) «Цветы и бабочки». Игра с шариками Су-Джок. |
2 неделя | Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние зубки»», «Язычок прячется». Т-К, Д-Г ТАК, ТУК, КОТ (ИК) | ТА-ТА-ТА, КА-КА-КА, ДА-ДА-ДА, ГА-ГА-ГА «Подуй на снежинку» | Употребление числительных: Один кот, одна Катя. Уменьшит.-ласкат.суффикс: кот-котик. Молоток так: «Тук-тук!» Часики так: «Тик-так!» (Нищева, рис.31, 37) | «Кто с нами рядом живет? (домашние животные и птицы)». Соотнесение игрушек и картинок. | «Бам-бум-би-би» (барабан, мяч, машина). «Бараны» (пальч.гимн.). «Сравни и подбери» (величина предметов) «Сложи квадрат» (цвет) |
3 неделя | Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние и верхние зубки»», Х-ХЬ ХА-ХА-ХА ХО-ХО-ХО ХИ-ХИ-ХИ | ХА-ХА-ХА ХО-ХО-ХО ХУ-ХУ-ХУ «Подуй на шарик» | Дима ходит. Дети ходят. Согласование числительных «один, два» с существительными: муха, ухо. | «Кого мы встретили в лесу?» «Игры с лисой, мишкой и зайчиком». «Угощение для зверят» | «Кап-кап и куп-куп». «Сложи домик». Игра с пальчик. тренажером. Геометрические тела: кубик,призма кирпичик. |
4 неделя | Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние и верхние зубки»», «Язычок прячется». Х-ХЬ МУХА (И) АХ! ОХ! УХ! БУХ! БАХ! МУХА, УХО | ХА-ХА-ХА ХО-ХО-ХО ХУ-ХУ-ХУ «Подуй на снежинку» | Одна муха. Много мух. Два уха. Глаголы 3 лица настоящего времени, единств. и множеств. числа: ходит, ходят. Укусила киску муха. И болит у киски ухо. | Лото «Дикие животные». «Укрась елочку». Закрепление названий диких животных, действий, выполнение действий. | Пальч.игра «Пальчики сцепляются - елка получается». «Собери бусы на елку (нанизывание шаров на шнур). |
Январь | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие словарного запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики | |
1 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка». Звук «Ы». МЫ, ТЫ. КОТЫ, ГУБЫ | Пение гласных с жестом: добавить Ы – движение руками вниз. «Подуй на шарик» | Назови по имени: ты Петя. Ты Таня. Тут кот. Тут коты. Употребление существительных в ед.и множ. числе. | «Зима». Что дети делают зимой? Одежда, обувь зимой (названия картинок, обобщающие слова) | «Чудесный мешочек» (выбери круглые предметы) Пальч.гимн. «Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок лепили». «Подбери по цвету» | |
2 неделя | Артик.гимнаст. «Хоботок», «Лягушка», «Часики». Звук «Э». ЭТО, ЭТА, ЭТОТ | Пение гласных с жестами: добавить Э – движение руками в стороны, вниз. Дых.гимнастика «Перышко». | Это кот. Это коты. Кот ест. Кот спит. Собака лежит. Собака бежит. Различение действий объектов. | «Магазин» (названия, обобщающие слова). «Мешок с подарками». «Парные картинки». | «Чудесный мешочек» (большие и маленькие предметы). «Возьми один, много предметов». Выкладывание снежинки из палочек по контуру. | |
3 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Улыбка». Звуки В, Ф. ГАВ, ВОТ, ФУ, ВАНЯ, ВОВА, ФЕДЯ | ВА-ВО-ВУ-ВЫ; ВЯ-ВЕ-ВИ; ВА-ФА, ВО-ФО, ВА-ВЯ Дых.гимнастика «Султанчики» | Вот Ваня. Вот Вова. Ваня, иди. Вова, иди. На, Ваня, кубик. Употребление глаголов в повелительном наклонении, согласование слов. | «Птицы прилетели. Части тела» Дай команды птицам: «Лети, сиди, клюй!» (выполнение движений). «Что делает птичка?» | «Построй дорожку для птиц (из палочек, из мозаики). «Большой-маленький» (вкладыши, пирамидки) Пальч.гимнастика «Птичка пьет водичку» | |
4 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется». Звук «Й». МОЙ, ДАЙ. ПОЙ, ПОДАЙ. ЛАЙ, НЕ ЛАЙ. | А-А-АЙ! О-О-ОЙ! У-У-УЙ! Дых.гимнастика «Занавесочка» | Дай кубик. Подай кубик. Ваня, дай кубик. Это мой кубик. Согласование слов простого предложения. | «Кто в коробке?» (животные и детеныши) «Кто что делает?» (рассматривание картинок). «Выполни действия» | «Выбери один и два предмета, покажи пальчиками». Пальч.гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, мы во двор пошли гулять…» «Снежные хлопья» (отрывать маленькие кусочки белой бумаги). |
Февраль | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие словарного запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики |
1 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Накажем язычок», «Лягушка». Звуки «Ф-ФЬ». ФУ, ФОМА, ФЕДЯ, ФЕНЯ. | ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФИ-ФЕ «Подуй на снежинку» | Назови по имени: Ты Федя. Фу, Бобик. Федя и Феня гуляют. Согласование слов: существ. и глаголов, употребление глаголов в наст.времени. | Названия игрушек, выполнение действий с ними в сопровождении 1-2 словных предложений: «Катаю», «Катаю машинку», «Катаю мяч», «Будем строить», «Будем кидать». | Сравнение игрушек (большой-маленький), «Покажи,где кубик, где кубики», Один кубик-много кубиков». «Дорожка для машин-из кирпичиков, палочек» |
2 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Накажем язычок», «Лягушка». Звук «В». ВОТ. ВАНЯ, ВОВА ВОДЯТ, ВЕДУТ | ВА-ВО-ВУ-ВЫ. ВЯ-ВЕ-ВИ. ВА-ВЯ, ВЫ-ВИ Дых.гимнастика «Живые предметы» | Ваня водит. Вова, веди. Вова ведет. У Вани кот. У Вовы кубик. Соггласование слов:существ. и глаголов, использование предлога «у». | «Кто в домике живет?» Работа с сюжетными картинками. Понимание и употребление вопросительных слов: « Кто? Что делает? Куда? Где?» | Игра на барабане (громко-тихо). Раскладывание больших и маленьких кубиков на группы. Пальч.гимнастика «Тук, тук, я стучу…» |
3 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Улыбка». Звуки «В, Ф». ГАВ, ВОТ, ФУ, ВАНЯ, ВОВА, ФЕДЯ | ВА-ВО-ФУ-ФЫ; ВЯ-ВЕ-ФИ; ВА-ФА, ВО-ФО, ВА-ВЯ «Подуй на шарик» | Федя водит машину. Фома везет кота. Вова везет кубики. Согласование слов: существительных и глаголов, употребление глаголов в наст.времени. | Различение слов: уехал-приехал, уплыл-приплыл, улетел-прилетел. Названия транспорта, профессии: шофер, капитан, пилот. | Построение из кубиков и кирпичиков машины поезда, паровоза. Понятия «один-много» Пальч.гимнастика «Раз, два,три, четыре, пять, вышли пальчики гулять» |
4 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется». Звук «Я» ЯМА, МОЯ, КАКАЯ | Пение гласных с жестом (добавить «Я» в полуприсяде с разведением рук) «Подуй в рожок» | Моя мама. Я и мама. Я и ты –мы. Согласование слов: существит. и местоимений. | Лото «Парные картинки». Соотнесение с игрушками, игровые действия. Называние предметов, действия с ними, признаки предметов. «Мишка и молоток» | Игра «Ежиные колючки» (надеваем прищепки на изображение ежика». Построение из кирпичиков, кубиков длинной, короткой дорожки. Отбор кубиков, кирпичиков по цвету. |
Март | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие словарного запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики |
1 неделя | Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка». Звук «Ю». ЮЛЯ, ЮЛА, ПОЮ, МОЮ, ИГРАЮ. | Пение гласных с жестом (добавить «Ю» в полуприсяде с разведением рук) Сдуй с ладошки поцелуй для мамы. | Я мою, пою. Они моют. Они поют. Они дают. Они кидают. Согласование существительных и местоимений | Дифференциация слов: моет, стирает, гладит, шьет, вяжет. Составление словосочетаний или предложений из 2 слов: «Бусы маме. Подарю маме бусы. Цветок маме. Подарю маме цветок». | «Что в мешочке? (сундучке): подарок для мамы». «Сделаем бусы для мамы». «Сделаем узор для мамы (чередование больших и маленьких пуговиц или геометрических фигур». |
2 неделя | Артик.гимнаст. «Хоботок», «Лягушка», «Часики». Звуки «Е, Ё» | Пение гласных с жестом Подуй на вертушку. | Он моет. Они моют. Он поет. Они поют. Он дает. Они дают. Согласование существит. и местоимений, окончания глаголов ед. и множ. числа | Игра «Магазин» (названия предметов, их группировка). Игра «Купим подарки для куклы», составление предложений из 2 слов: «Куплю мяч», «Куплю сапожки», «Куплю чашку» ит.д. | Игра на металлофоне (громко-тихо). Раскладывание геометрических фигур на группы (один-много). Пальч.гимн. «Мой веселый круглый мяч…» |
3 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется». Звуки «Я-Ю» | Пение гласных с жестом Подуй на рыбку. | Я умею чисто мыться. Я водою ключевою руки мою, мою, мою. Согласование слов существит. и местоимений, существит. и глаголов. | «Комната для куклы Кати (названия предметов мебели, назначение). Игровые действия, составление предложений из 2-3 слов: «Кукла Катя сидит», «Катя сидит на стульчике», «Кукла Катя спит», «Катя спит в кроватке» и т.д. | Построение из кубиков, кирпичиков стульчика, стола, кроватки. Выбор по слову взрослого одного, двух стульчиков, одной, двух кроваток. Пальч.гимнастика «На кроватке мы поспали…» |
4 неделя | Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется». Звуки «Е, Ё» | Пение гласных с жестом «Подуй на кораблик» | Я в машине еду, еду. Я в трамвае еду, еду. Ах, когда же я приеду. Согласование местоимений, существит. и глаголов. | Игра «Куклы пришли в гости». Называние предметов посуды, составление предложений из 2-3 слов: «Катя кушает. Кушай, Катя, кашу. Катя пьет. Пей, Катя, чай». | Группирование предметов посуды (одна чашка, две чашки, много чашек и т.д., показ 1, 2, много пальчиков). Пальч.гимн. «Из тарелок, как один, суп мы ложками едим…» |
Апрель | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие словарного запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики |
1 неделя | Артик.гимн.. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится». Звук «С». | Пение СА-СО-СУ-СЫ с разведением рук. Подуй на цветок. | Соня, стой. Соня стоит. Саня, спи. Саня спит. Соня и Саня стоят. Соня и Саня спят. Глаголы в повелительном наклонении единств. и множ. числа: «Спи-спите, стой-стойте». | «Весна-красна» (нахождение приметов весны на картинках, их называние: снег тает, солнышко светит, птицы поют, сосульки капают и т.д.) «Найди и принеси» | «Как капают сосульки?» (игра на металлофоне: тихо и громко, редко и часто). Сделаем прищепками лучики для солнышка, выкладывание палочек по контуру солнышка. |
2 неделя | Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится». Звук «СЬ». | Пение СИ-СЕ-СЯ-СЮ-СЕ с разведением рук. Подуй на вертушку | Сеня сидит. Дети сидят. У бабуси Муся. У Муси гуси. Употребление окончаний глаголов в единств. и множеств. числе. | «Что мы одеваем на прогулку?» (названия весенней одежды, составление предложений: «Одену колготки, одену рубашку, одену куртку и т.д.)» | Оденем куклу на прогулку и поможем застегнуть пуговицы, замок. Составление из мозаики солнышка, травки. |
3 неделя | Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится». Звуки «С, СЬ». | Пение БА-БА-БА-СЯ-СА, ГО-ГО-ГО-СО-СЁ, МУ-МУ-МУ-СУ-СЮ, БЫ-БЫ-БЫ-СЫ-СИ. Подуй на шарик. | Жили у бабуси два веселых гуся. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!». Выходили гуси, кланялись бабусе. Согласование существит. и глаголов. | Рассматривание картины «У бабушки в деревне» (называние домашних животных и птиц, составление предложений: «Кто что делает?» Закрепление произнесения звукоподражаний, понятий «большой-маленький». | Игра «Найдем детенышу его маму». Выкладывание из мозаики «Курочка и цыплята» (мама-курочка одна, цыплят много), «Цыплятки вокруг курочки». Выкладывание дорожки из палочек для цыплят, утят. |
4 неделя | Артик.гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится». Звуки «С, СЬ». | СОНЯ-СЕНЯ. САНЯ-СЕВА. ВОТ ГУСЬ. ВОТ ГУСИ. «Подуй на перышко» | Ты не бойся, это гусь. Я сама его боюсь. Согласование существит. с местоимениями и глаголами. | «Птицы и рыбки». Рассматривание птиц и рыб, выделение частей тела, оставление предложений: «Что делает птичка?», «Что делает рыбка?» Игра «Поймаем рыбку». | Игра «Сколько птичек прилетело?» (одна, две, много). Сделаем для птичек дорожку из мозаики. Геометрические тела: кубик, кирпичик, призма, цилиндр. Игры с водой: «Путешествие в воде, «Тонет, плавает». |
Май | Звук, звукоподражание | Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика | Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории | Развитие словарного запаса, социальное развитие | Развитие познават. процессов и мелкой моторики |
1 неделя | Артик.гимн. «Заборчик», «Лопаточка», «Прятки», «Улыбка», «Трубочка». Звук «З». | Пение ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ с разведением рук. Подуй на птичку. | Зоя, иди. Зоя идет. Зоя, спи. Зоя спит. Глаголы в повелительном наклонении единств. и множ. числа: «Иди-илите, спи-спите». | «Кто пришел в гости?» Накроем стол для гостей. Сущетвительные: названия посуды, прилагательные: названия цветов, глаголы: наливать, ставить, убирать | Игра «Чудесный мешочек» (найди такой же предмет) Пальч.гимнастика «Фонарики». «Что ты слышишь?» (самолет, машина, паровоз) |
2 неделя | Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Улыбка», «Часики». Звук «ЗЬ». | Пение ЗИ-ЗЕ-ЗЯ-ЗЮ с разведением рук. Понюхай цветок. | Зина идет. Зина сидит. У Зины газета. Зина идет в магазин. Употребление окончаний глаголов в единственном и множественном числе. | Понимание и различение слов «много, мало». Дифференциация понятий: летит, улетел, прилетел, перелетел (жук, бабочка, комар, пчела) «Запомни и расположи также игрушки» | Игра «Найди цветок для бабочки» (цвет, размер). Пальчик. игра: «Дарики, дарики, злые комарики» Подбор предметов в определенной последовательности, ориентируясь на величину: большой, поменьше, маленький |
3 неделя | Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится». Звуки «З, ЗЬ». | Пение БА-БА-БА-ЗЯ-ЗА, ГО-ГО, ЗЁ-ЗО, МУ-МУ-МУ-ЗУ-ЗЮ-ЗУ, БЫ-БЫ-ЗЫ-ЗИ. Подуй на перышко. | За-за-за – иди домой, коза. Зина, гони козу. Зы-зы-зы – вот и нет козы. Зина, зови козу. Употребление глаголов в повелит.наклонении, согласование существит. и глаголов. | Существительные (названия цветов), глаголы (растут, цветут), прилагательные, обозначающие цвет. «Запомни и расположи также картинки» | Пальчик. гимнаст. «Вырос высокий цветок на полянке». Выкладывание цветов из овалов по контуру. выкладывание дерева из палочек по контуру. Размещение вкладышей разной величины и формы. |
4 неделя | Артик.гимн. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска лакает молочко», «Киска сердится». Звуки «С, З». | СОНЯ- САНЯ. ЗОЯ-ЗИНА. ЭТО ЗОЯ. ЭТО ЗИНА. ВОТ САНЯ. ВОТ СОНЯ. | Зоя, зови кису: «Кис-кис» Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине принесли. Согласование существительных, глаголов и прилагательных. | Существительные: названия предметов одежды, глаголы: надеваем-снимаем, застегиваем-расстегиваем, прилагательные, обозначающие цвет. «Чудесные картинки» | Пальчик.игра «На полянке дом стоит». Работа с мозаикой «Дорожка к дому». Игра со шнурами: длинная дорожка, покороче, короткая. Облака из шнурков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка
На ряду с использованием материала по диагностике освоения воспитанниками содержания Программы дома ребенка, для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, в...
Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики» в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях
В статье представлены задачи, содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей. Содержание деятельности составлено в соответствии с направлениями развития воспитанн...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Рабочие программы для воспитанников Дома ребенка (с 1 - 4 лет) с ОВЗ
Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС, определяют цель, задачи, принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, условия, необходимые для реализации и планируемые рез...
Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация
Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация...
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Ребенок находится на домашнем обучении...