Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
статья (младшая группа) на тему

Путяшева Екатерина Сергеевна

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_putyasheva_e.s.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Путяшева Е.С.,

воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба»,

ГО Качканар

Игра как средство адаптации детей раннего возраста

 к условиям дошкольной образовательной организации

В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно у ребенка вырабатываются привычки и навыки, строится свой стиль поведения.

Резкое изменение в жизни ребенка, например, переход в дошкольную образовательную организацию, приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребенка могут измениться сложившиеся привычки, перестраивается режим сна и кормления, приемы общения со взрослыми. Процесс приспособления к новым условиям, т.е. адаптация, не всегда и не у всех детей протекает легко и быстро.

        Существуют основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду: состояние здоровья детей; возрастные закономерности протекания адаптации; уровень развития общения ребенка; тип нервной системы ребенка.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, средней тяжести и тяжелая адаптация.

Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребенка.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности.

Специфика дошкольного возраста такова, что развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования[1] ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Игра - это потребность растущего детского организма. Именно в игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются творческие способности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Игра выполняет множество различных функций, из которых наиболее важными являются следующие:

  1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
  3. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
  4. Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
  5. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
  6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
  7. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат. Кроме того, микроклимат в группе является одним из важнейших факторов благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В группах детей раннего возраста создание благоприятного микроклимата складывается из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Для этого воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», обязательно включает в себя различные игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации - формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому.

Преимущества игры перед другими средствами:

- позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

- помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

- помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;

- развивает искусство общения;

- помогает управлять своими чувствами;

- дает возможность переживать массу эмоций.

Существует множество различных классификаций игр по различным основаниям. Несмотря на многообразие авторских классификаций, в них просматриваются общие, объединяющие черты.

         Обычно  дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Цель  эмоциональных игр - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Игры с использованием игрушек могут помочь в установлении эмоционально-тактильного контакта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними. Пробуждая эмоциональное отношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку детей в предметном мире, близком их потребностям и жизненному опыту. Опосредованное игрушкой общение взрослого с ребенком постепенно становится двусторонним и в дальнейшем все более активным со стороны ребенка.

        Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, зеркальное отражение действий и движений партнера. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые. Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий до взаимодействий в рамках общего сюжета. Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Таким образом, для целостного и адекватного развития ребенка необходима свобода в познании окружающего мира, экспериментирование с ним. Именно предметно-развивающая среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяет ребенку развивать способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности, что в конечном итоге, благоприятно сказывается на адаптации.

Подводя итоги, отметим, что для успешной адаптации ребенка к детской образовательной организации, воспитателю  необходимо установить эмоциональный контакт  с каждым ребенком. Такой контакт легко наладить на основе совместных действий, сопровождаемых положительными эмоциями - улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.  Среди методов, используемых для коррекции трудностей адаптации, игра является наиболее адекватным. Игра имеет огромное значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования самостоятельности, для ориентировки в новой предметно-развивающей среде. А также игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организац...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

В данной работе рассказывается о адаптации детей раннего возроста по средствам потешек, приговорок, попевок....

Статья "Механизм адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации"

Статья позволит познакомиться педагогам с механизмом адаптации к детскому саду...

Формы работы с родителями, способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дошкольного образования. Взаимодействие с родителями  дошкольников раннего возраста в ДОО буде...

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

     При поступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблемаадаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенкаограничены. У ребенка в...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Семья и детский сад в едином образовательном пространстве не могут заменить друг друга. Важным условием в процессе развития детей раннего возраста является установление довери­тельного делового ко...