Теремок Здоровья
материал (старшая группа) на тему

Беспалова Людмила Ниловна

Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил, – заветное желание каждого человека. Здоровье отдельного человека и нации в целом является одним из показателей культуры общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prazdnik_zdorovya_teremok.pdf414.58 КБ
Файл forvirovaniie_zog.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №6 г. ВЕЛИЖА

СООБЩЕНИЕ:

Воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад №6 г. Велижа Л.Н. Беспалова

Апрель

2014г

Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил, – заветное желание каждого человека. Здоровье отдельного человека и нации в целом является одним из показателей культуры общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, ‒ лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

         Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В.А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В связи с этим особенно актуальной является проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.

Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т.е. способность управлять своим умственным миром, совершенствовать нравственное сознание, выстраивать поведение так, чтобы не быть предрасположенными к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно.

Одной из основных задач программы является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду способствует решению этой  задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.  

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма

       7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.

8. Обучение детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах и дорогах.

9. Систематическая работа по основам безопасности жизнедеятельности, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Для решения этих задач в детском саду созданы все условия. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни, в увлекательной наглядно-практической форме обогащаются представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма.

Воспитание и обучение проводятся преимущественно в игре. В свободной игровой деятельности, главным образом через подражание, и должны осуществляться воспитание здорового образа жизни и формирование здоровья.

Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за своё здоровье, научить их самих заботится о нём, изменять своё поведение, я стараюсь подбирать эффективные формы  и методы обучения.

Работа с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.  

В старшей группе дети познакомились с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека. В игровой форме они узнали, чем отличаются люди друг от друга  и что общего у разных на вид людей.

С учётом возрастных особенностей дошкольников в подготовительной к школе группе задания усложняются, расширяется объём знаний.  

Детям очень нравятся уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. С удовольствием ждут они прихода Вани Заболейкина, которого они сами могут многому научить. Ребята любят, когда у нас проводится День здоровья, «Олимпийская неделя».

Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков по уходу за своим телом, зубами, носом в виде игровых ситуаций, например «Белые перчатки», «Кран откройся – нос умойся», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращаю внимание на качество выполнения мероприятий и поощряю потребность в них.

На прогулках с детьми организуются подвижные игры, световоздушные и солнечные ванны в тёплое время года. Я предлагаю детям шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве. Выполняя эти упражнения, ребёнок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.  

В нашей группе много детей с речевыми нарушениями, а нарушения речи не возникают на фоне полного здоровья. Кроме того, нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании личности и поведения, поэтому я стараюсь как можно больше внимания уделять проведению оздоровительных минуток. Оздоровительные минутки включают не только  упражнения для осанки, для глаз, рук или стоп, дыхательные упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребёнка, релаксацию. Задача оздоровительных минуток – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Когда дети осваиваются, я даю им возможность самим проводить эти минутки. Каждому желающему даётся возможность испытать силы и дети с удовольствием выступают в роли воспитателя.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса детей к человеку, его здоровью. Дети с большим интересом рассматривают энциклопедии, слушают рассказы и сказки, отгадывают загадки. Они с удовольствием разучивают пословицы и поговорки о здоровье: «Чистота – залог здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Здоровье за деньги не купишь», «Кто аккуратен – тот людям приятен», «Чаще мойся – воды не бойся», «Мыло серо – да моет бело» и т.д. В группе имеется пальчиковый и перчаточный театр, с помощью которого дети обыгрывают небольшие произведения и сценки, отражающие здоровый образ жизни.  

Беседуя с детьми, я обращаю их внимание на то, что следует заботиться не только собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

В свободное время рассматриваем с детьми различные проблемные ситуации, решаем логические задачи, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений, например:

– если ты один дома;

– если ты не хочешь болеть;

– если взрослые предлагают тебе сигарету;

– если незнакомый взрослый зовёт тебя с собой и др.

Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном складывается в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Ни один навык безопасного для жизни и здоровья поведения детей невозможно полностью сформировать без активного участия и  поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера; нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть раздражённым; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.

Для этого с родителями проводятся консультации, беседы, родительские собрания. Родителям предлагаются следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др. Выставляются папки-передвижки.

В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому у нас есть уникальная возможность для выработки у них установки на здоровый образ жизни, умения жить в гармонии с собой и окружающим миром. Если педагоги и родители  будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на поезде "Здоровье" для педагогов МБДОУ детского сада №31 "Теремок" г.Гуково

Путешествие на поезде «Здоровье»(праздник здоровья для педагогов МБДОУ детского сада №31 «Теремок» г.Гуково). Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни среди педагогов МБДОУ, способствовать объ...

Совместный проект детей группы "Теремок" и ФСОШ №1 !Я здоровье берегу!

Представлен результат совместного детского проекта.Основной девиз проекта: Мы умеем думать,Умеем рассуждать,Что полезно для здоровья,То и будем выбирать!...

Программа по здоровьесбережению «Детский сад - территория здоровья» старшего воспитателя Дамыймаа Светланы Байыртыевны в МБДОУ д/с «Теремок» на 2016-2017 учебный год

Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения...

НОД по воспитанию основ здорового образа жизни «Почему нужно чистить зубы?» ,возрастная группа :5-6 лет, подготовила Еличева Наталья Валерьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Теремок» с. Питерка Питерского района Саратовской области.

НОД по воспитанию основ здорового образа жизни «Почему нужно чистить зубы?» ,возрастная группа :5-6 лет, подготовила Еличева Наталья Валерьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «...

Здоровьесберегающий проект во II младшей группе « Теремок» «Здоровей-ка»

Актуальность проектаЗдоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционал...

Конспект досуга детей и родителей. Сказка «Теремок - здоровья».(Старшая группа № 2).

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.Задачи:Повышения...