Программа по здоровьесбережению «Детский сад - территория здоровья» старшего воспитателя Дамыймаа Светланы Байыртыевны в МБДОУ д/с «Теремок» на 2016-2017 учебный год
рабочая программа на тему

Дамыймаа Светлана Байыртыевна

Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников имеющихся медицинских, психологических и педагогических проблем. 
В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

 

Разработанная мною программа   «Детский сад-территория здоровья» разработана   для  детского сада «Теремок» сумона Арыг-Узюнский   в  силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов  оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы 2016-2017 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по здоровьесбережению   «Детский сад - территория здоровья»

старшего воспитателя Дамыймаа  Светланы Байыртыевны

в МБДОУ д/с «Теремок» на 2016-2017 учебный год


Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения такой системной, комплексной медико-психолого-педагогической деятельности обусловлена наличием у воспитанников имеющихся медицинских, психологических и педагогических проблем. 
В связи с этим, одной из самых важных задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Разработанная мною программа   «Детский сад-территория здоровья» разработана   для  детского сада «Теремок» сумона Арыг-Узюнский   в  силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов  оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы 2016-2017 учебный год.

Пояснительная  записка

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия,  детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования по мониторингу свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает  нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка. И все это  вызывая развитие негативных факторов в учебной деятельности  в целом.

Одним из  приоритетных  направлений работы детского сада  «Теремок»,  является  здоровьесбережение  в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается тенденция личностно-ориентированной модели взаимодействия, поиск конкретных целей и задач, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо, создание оптимальных условий для воспитания, образования и развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Для этого каждый воспитатель разрабатывает свою рабочую программу  с детьми  по здоровьесбережению, по своей возрастной  группе.

Программа «Детский сад-территория здоровья»  разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ в целом:

— анализ управленческой системы  (кадровый состав, работа и участие  в  инновационном режиме,  профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

— научно – методическое обеспечение (программы разработанные каждым воспитателем для работы с детьми  в своей возрастной группе, методические рекомендации и работа с родителями,  наработанный опыт в ДОУ);

— материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование (Физкультурные уголки и атрибуты);

— комплексная оценка здоровья  дошкольников (анализ заболеваемости: Оценка мониторинга, пропущенные  дни по болезни  на одного ребенка и в процентах);

— анализ результатов физической подготовленности детей;

— характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Разрабатывая программу  «Детский сад-территория здоровья», я  стремилась к тому, чтобы  в разработанную  мною  систему  оздоровления и  физического воспитания в ДОУ,  включались  и инновационные формы и методы и  все органически входила бы  в жизнь детского сада, решались  бы  вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, и все это  имела связь с другими видами  деятельности, и, самое главное, нравилось бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания  развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

Данная программа по здоровьесбережению — это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, физически здорового, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Программа  направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Программа «Детский сад территория здоровья» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и нетрадиционные инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей  ДОУ

Цели программы:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
  • Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
  • Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в  сохранении собственного здоровья.

Задачи программы :

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Профилактика нарушений  простудных заболеваний.
  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.
  • Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
  • Привитие культурно-гигиенических навыков.
  • Осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
  • Оказание помощи семье в воспитании детей, адаптация к жизни в социуме.

Законодательно – нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об Образовании».
  • Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  • «Семейный кодекс РФ».
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания».
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  • Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
  • Устав ДОУ.

Объекты программы:

  • Дети ДОУ;
  • Педагогический коллектив;
  • Родители детей,  посещающих ДОУ.

Основные принципы программы:

  • Практичности  (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
  • активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
  • сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
  • систематичности (реализация  оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
  • целенаправленности (подчинение комплекса  родительско- педагогических воздействий четко определенной цели);
  • оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

Основные направления программы:

Профилактическое:

  • обеспечение благоприятного течения адаптации;
  • выполнение санитарно-гигиенического режима в ДОУ
  • Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике  заболеваний.

Организационное:

  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  • определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
  • изучение передового педагогического, медицинского (Медсестра ДОУ)  и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских (медсестра ДОУ) кадров:
  • пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей,
  •  работа с родителями по сдоровьесбережению детей.

Программа реализуется  через следующие разделы:

1. Укрепление материально – технической базы ДОУ.

2.  Работа с детьми.

3.  Работа с педагогами.

4.  Работа с родителями.

  1. Укрепление материально – технической базы.

    №

Содержание работы

Ответственные

   1

Пополнение спортивного зала оборудованием:

- Спортивный уголок ( канат, кольца, лестница), мягкие модули, составные туннели, дорожки , мячи, , массажные коврики и дорожки, гимнастические скамейки, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, обручи, мешочки с песком);

Создание и оформление стенда возле спортивного зала   «Выдающиеся спортсмены Нашей Республики Тыва», « Спортсмены   Улуг-Хемского кожууна»,  «Спортсмены нашего сумона Арыг-Узюнский»

Создание  мини-музея «Музей мяча»   и оснащение оборудованием музея  мячами разного диаметра. Описать  историю  создания мяча в каждом виде спорта с мячом

Оформление тематического уголка ПДД  для детей ДОУ по соблюдению правил дорожного движения « Добрая дорога – безопасная дорога»

Модернизация спортивной площадки на территории ДОУ

Установка безопасного  игрового оборудования на детских площадках

— горки, домики, лесенки, песочницы, качалки 

Пополнение музыкального зала

— детские музыкальные инструменты

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

Заведующий по хозяйственной части

Руководитель по физическому воспитанию

Музыкальный руководитель

Воспитатели групп

Оснащение кабинета медсестры:

- Ростомер

- весы

Заведующий ДОУ

Заведующий по хозяйственной части

Медсестра

Открытие клуба здоровья для педагогов  «Неболейка»  и родителей  «Айболит советует»

Руководитель по физическому воспитанию

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение техники безопасности  при организации учебного процесса и свободное время,  своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ, обследование игрового оборудования на детских площадках.

Заведующий по хозяйственной части

Воспитатели

                                                                                        2. Работа с детьми.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Направления

Цель

Задачи

Здоровье

 Охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья

 -  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая

культура

 Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

- развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Безопасность

 Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. 

- формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

2.1. Формы и методы работы с детьми

Формы и методы

Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

— щадящий режим (адаптационный период);

— гибкий режим  (режим дня)

2.

Физические упражнения

— утренняя гимнастика;

— физкультурно-оздоровительные занятия;

— подвижные и динамические игры;

— спортивные игры;

— пешие прогулки (походы, экскурсии).

3.

Гигиенические и водные процедуры

— умывание;

— мытье рук;

— обеспечение чистоты среды;

— занятия с водой (центр воды  и песка);

4.

Свето-воздушные ванны

— проветривание помещений;

— прогулки на свежем воздухе;

— обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5.

Активный отдых

— развлечения, праздники, спортивные досуги

— игры-забавы;

— дни здоровья.

- детские спартакиады

6.

Фитотерапия

— витаминизация напитков.

-фиточаи

-аромотерапия

9.

Музыкотерапия

— музыкальное сопровождение режимных моментов;

— музыкальное оформление фона занятий;

— музыкально-театральная деятельность.

10.

Закаливание

— дыхательная гимнастика;

— пальчиковая гимнастика;

-гимнастика для глаз;

— хождение по солевым дорожкам;

— хождение по корригирующим дорожкам;

11

.

Пропаганда здорового образа жизни

— консультации;

— родительские собрания;

— семинары- практикумы;

— периодическая печать;

— работа с сайтом;

— индивидуальная работа с родителями.

2.2. Полноценное питание.

1.

Принципы организации питания:

— выполнение режима питания;

— гигиена приёма пищи;

— ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

— эстетика организации питания (сервировка);

— индивидуальный подход к детям во время приёма пищи ;

— правильность расстановки столовой  мебели.

2.3. Система эффективного закаливания.

1.

Основные факторы закаливания

— закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;

— закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;

— закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;

— закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

- Осуществление

 контроля за выработкой правильной осанки

2.

Комплекс закаливающих мероприятий

— соблюдение температурного режима в течение дня;

— правильная организация прогулки и её длительности;

— соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;

— облегченная одежда для детей в детском саду;

— дыхательная гимнастика после сна;

3.

Методы оздоровления:

— босохождение по тропинкам здоровья  (летом),  по солевым дорожкам  (в межсезонье);

— дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);

— хождение босиком  «Комплекс упражнений «Топ, топ – наши ножки»

— релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).

-дневной сон

2.4.  Организация рациональной двигательной активности.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

1.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду

— физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития  и здоровья;

— сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

— медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

2.

Формы организации физического воспитания

— физические занятия в зале и на спортивной площадке;

— туризм (прогулки – походы);

— дозированная ходьба;

— оздоровительный бег;

— физкультминутки;

— физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

— утренняя гимнастика;

— гимнастика после сна;

— индивидуальная работа с детьми;

— работа кружка « Спорт и мы дружны»;

3.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач

Традиционные;

— игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;

— сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес», «Путешествие в страну здоровья»,  « Наш организм» итд

Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла-витамины принесла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок-будешь здоровее» итд

Занятия – тренировки:  закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

— занятия – походы;

— занятия в форме оздоровительного бега;

— музыкальные путешествия – тесная интеграция  музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам;

Занятия на «экологической тропе»;

2.5. Создание представлений о здоровом образе жизни.

Основная идея:  здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждый день  пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется

по следующим направлениям:

— привитие стойких культурно – гигиенических навыков;

— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

— формирование элементарных представлений об окружающей среде;

— формирование привычки выполнения  ежедневных физкультурных упражнений;

— развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

— формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

— выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;

— обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;

— ведение систематической работы  по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

 ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 № п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

 Воспитывать привычку ухаживать за чистотой своего тела, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом.

 Дидактическое упражнение «Надо, надо умываться»
Занятия по ЗОЖ
Дидактическое упражнение «Научим Незнайку правильно мыть руки»
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Беседа «Сколькими способами можно очистить кожу»
Разучивание отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Дидактическая игра «Как умываются животные»

 Ежедневно
В соответствии с тематическим планом

Воспитатели

 2.

 Воспитывать привычку самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом.

 Дидактическое упражнение «Я умею одеваться»
Занятия по ЗОЖ
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
Дидактическая игра «Что перепутал художник»
Сюжетно-ролевая игра «Прачечная», «Парикмахерская»

 Ежедневно

В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 3.

Формирование навыков культурного приёма пищи

 Дидактическое упражнение «Учимся аккуратно кушать»
Дидактическое упражнение «Поможем кукле накрыть стол к приходу гостей»
Дежурство по столовой
Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Дидактическая игра «Столовые приборы и их назначение»

 Ежедневно

В течение года

Ежедневно
В течение года

 Воспитатель

 4.

Педагогическая диагностика: промежуточная,
итоговая.

 Педагогическая диагностика программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

2 раза в год (в начале года и в конце года)

 Воспитатель

Для осуществления вышеназванных принципов  в детском саду

созданы необходимые условия:

— отношения между работниками детского сада и родителями  строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания.  

— развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей,  педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, премной, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;

— в группах детского сада силами воспитателей оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;

—  в каждой группе созданы уголки настроения;

— эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию,  воспитатели групп.  В детском саду проходят  празднования  ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «Масленица», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.;

-снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;

— появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр;

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

№ п\п

Направления работы

Формы работы

Сроки

Ответственный

 1.

 Знакомство детей

с частями тела человека.

Занятия по ЗОЖ.
Беседа «Как органы человека помогают друг другу»
Дидактическая игра «Что для чего нужно»
Дидактическая игра «Покажи, что назову»
Дидактическая игра «Чтобы глаза, уши, зубы были здоровыми»

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 2.

Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употребления в пищу полезных продуктов.

 Занятия по ЗОЖ.
Подвижная игра «Полезные продукты»
Подвижная игра «Повара»
Разучивание стихотворения «Кто скорее допьёт» П. Воронько
Дидактическая игра «Угадай по вкусу»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Чтение стихотворения «Маша обедает»

П. Воронько

 В соответствии с тематическим планом

Воспитатель
Муз. руководит.

 3.

 Формирование представлений о важности для здоровья  сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Занятия по ЗОЖ.
Музыкально-ритмическая игра «Все ребята любят мыться».
Дидактическая игра «Что вредно, что полезно»
Беседа «Как готовиться ко сну»
Чтение «Сказки о глупом мышонке»

С.Я. Маршака.
Дидактическая игра «Чтобы кожа была здоровой»
Создание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»
Физкультурные досуги.

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель 

Муз. руководитель

Руководитель  физического воспитания

 4.

 Знакомство с понятиями «здоровье», «болезнь»

Занятия по ЗОЖ.
Игра по ТРИЗ «Что будет, если…»
Досуг «Осторожно микробы»
Чтение стихотворения «Прививка» С. Михалкова.
Беседа «Откуда берутся болезни»
Чтение стихотворения «Воспаление хитрости» А. Милна.

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 5.

Формирование умения оказывать себе элементарную первую медицинскую помощь.

 Занятия по ЗОЖ.
Беседа «Если ты заболел»
Дидактическая игра «Лекарства под ногами»
Кроссворд «Зелёная аптека»
Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника» и «Аптека»
Инсценировка отрывка стихотворения К.И. Чуковского «Айболит»
Дидактическая игра «Какому врачу, что нужно»
Беседа «Лекарства – друзья, лекарства враги»

 В соответствии с тематическим планом

 Воспитатель

 6.

Формирование представлений о значении физических упражнений для организма человека.

Занятия по ЗОЖ
Разучивание физминутки «Спорт-здоровье»
Музыкально-ритмические движения «Зверобика»
Чтение сказки «Зарядка и Простуда»
Рассматривание альбома «В здоровом теле – здоровый дух»
Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию»

 В соответствии с тематическим планом

Воспитатель

 7.

Педагогическая диагностика: промежуточная,
итоговая.

 Педагогическая диагностика программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса

2 раза в год (в начале и в конце года)

 Воспитатель

2.6. Лечебно-профилактическая  работа.

Лечебно- профилактическую работу  в детском саду осуществляют — медицинская сестра , инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели.

Она включает в себя:

—  физкультурные занятия ;

— подвижные игры и физические упражнения на улице;

— хождение на лыжах;

— дыхательная гимнастика после сна;

— утренняя гимнастика;

— гимнастика после сна ;

— спортивные игры и соревнования;

— элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.

 2.7.    Летняя оздоровительная работа.

Формы организации оздоровительной работы:

— закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода,  ходьба босиком, обливание рук до локтя итд

— физкультурные занятия в природных условиях (на спортивной площадке);

— туризм (походы, экскурсии);

— физкультурные досуги и развлечения;

—  утренняя гимнастика на воздухе;

— витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

 Работа с педагогами.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

— актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

— просветительная работа по направлениям программы  «Детский сад-территория здоровь» и т.д.;

— консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

— обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в  физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

№ п/п

Программные мероприятия

Сроки

Ответственные

 1.

 Тренинг и психогимнастика

 1 раз в месяц/ Постоянно

 Ст. воспитатель или психолог

 2.

 Аудиовизуальная релаксация

 1 раз в месяц/ Постоянно

 Ст. воспитатель или психолог

 3.

 Профилактика эмоционального «выгорания», профессиональных «выгораний».

 Постоянно

 Ст. воспитатель или психолог

 4

 Пропаганда здорового образа жизни

 Постоянно

 Медицинская сестра
заведующая ДОУ

Старший воспитатель

           Организационные методические мероприятия в работе с детьми для педагогов:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
  4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
  5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
  6. Создание информационной базы по   педагогическим, экономическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
  7. Разработка и внедрение   педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
  8. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
  9. Пропаганда здорового образа жизни.
  10. Обучение дошкольников здоровому образу жизни,  проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:

  1. Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
  2. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов  пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
  3. Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
  4. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
  5. Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
  6. Беседы, валеологические занятия.

4. Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое  поколение, то должны решать эту проблему совместно с родителями.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
  5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через   тренинги, консультации, семинары.
  6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
  7. Включение родителей в воспитательно — образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  3. Консультативная работа ( использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).
  4. Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).
  5. Организация индивидуальной и групповой работы.
  6. Анкетирования родителей .
  7. Участие родителей в конкурсах.
  8. Дни открытых дверей.
  9. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
  10. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
  11. Совместные занятия для детей и родителей.
  12. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (руководитель физическому воспитанию, медицинской сестры).
  13. Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями используем план изучения семьи:

— структура семьи  и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения);

— основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.);

— стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные, причины семейных конфликтов;

— социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка;

— воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

  1. Анкета для родителей.
  2. Беседы с родителями.
  3. Беседы с ребёнком.
  4. Наблюдение за ребёнком.
  5. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
  6. Посещение семьи ребёнка.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.

4. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

5. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.

6. О питании дошкольников.

7. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.

8. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

9. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

10. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.

12. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

№ п/п

Направления работы

Формы организации

Сроки

Ответственные

1

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка. 

Презентации передового опыта семейного воспитания, информация на сайте ДОУ.

В течении года

Воспитатели

2

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

3

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. 

Создание библиотеки (медиатеки), памяток, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

4

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми кружков, ориентированных на оздоровление дошкольников. 

Информация на сайте ДОУ.

Постоянно

 Старший

воспитатель

5

Разъяснять родителям (рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. 

Оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

6

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику; стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, футбол), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов

Оформление буклетов, памяток, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

7

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, информация на сайте ДОУ.

Постоянно

Старший

воспитатель

8

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Приглашение родителей на детские концерты и праздники, дни открытых дверей, лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

9

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду. 

Спортивные праздники, соревнования, конкурсы, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

10

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. 

Родительские собрания, консультации, буклеты, памятки, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

11

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у речки и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.). Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи — ~01~, «02» и ~ОЗ~ и т. д.). 

Информационные стенды, памятки, презентации, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

12

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

Консультации, праздники, соревнования, конкурсы, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

Старший

воспитатель

13

Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.

Памятки, презентации, информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

14

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. 

Памятки, буклеты,  информация на сайте ДОУ.

По плану

Воспитатели

15

Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Информация на сайте ДОУ.

По плану

Старший

воспитатель

План на ближайшие  3 года.

  1. Продолжить  проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.
  2. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов  ДОУ.
  3. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Спортивная семья».
  4. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
  5. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в ДОУ заболеваний.
  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  4. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  5. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  6. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении  здоровья дошкольников.
  7. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
  8. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Кадровое обеспечение  программы «Здоровье».

Заведующий  ДОУ  (Дувен-Байыр Ж.О.):

* Ежемесячный анализ реализации программы;

* Контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

Старший воспитатель Дамыймаа С.Б.

* Нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Детский сад –территория здоровья»;

* Проведение мониторинга (контроль педперсонала);

* Контроль за реализацией программы «Детский сад –территория здоровья»;

*индивидуальная и групповая психологическая диагностика в соответствии с запросом;

* индивидуальная работа с детьми  в процессе их адаптации к детскому саду ;

* индивидуальная и групповая работа с детьми с целью определения их готовности  к  обучению в школе;,

* специальные обучающие- развивающие занятия  и игры для детей, тренинги для педагогов и родителей;

* просветительская работа с родителями и сотрудниками.

 Медицинская сестра:

* Утверждение списков часто и длительно болеющих детей;

* Определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья;

* составление индивидуального плана реабилитации;

* гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;

* просветительская работа с родителями и сотрудниками.

Инструктор по физической  культуре: Санчай З. А

* Определение показателей двигательной подготовленности детей;

* Физкультурные занятия;

* закаливание;

* Спортивные досуги, развлечения, спортивные праздники;

* Прогулки- походы;

* Просветительская работа с родителями и сотрудниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА здоровьесбережения воспитанников "ДЕТСКИЙ САД-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ"

Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно".       академик Н.М.Амосов...

Рабочая программа средней группы "Теремок" на 2016-2017 учебный год

Хочу поделиться  своей рабочей программой,может быть будет кому то полезна.Разрабатывала согласно требованиям ФГОС...

Рабочая программа воспитателя на смешанную группу (ОНР) (5-7 лет) на 2016 – 2017 учебный год

I. Целевой раздел1. Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей в смешанной группе ОНР разработана с учётомв соответствии со следующими нормативными документами:• Основная примерная обще...

Обобщение опыта работы воспитателя Рубенко Е.М. МБДОУ № 15 г.Кандалакша за 2016 - 2017 год по теме «Развитие речи и интегративных качеств по средствам моделирования из Lego конструктора»

В данном материале представлен опыт работы по теме с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С помощью слаженной работы педагогов, родителей и детей мы добились отличных результатов освоения детьми...