Активные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС в ДОУ.
Творческая группа:
Мельникова Ольга Васильевна, учитель-логопед, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №49» города Перми
Хлызова Светлана Савельевна, Лебедева Наталья Леонидовна, Кашина Екатерина Геннадьевна, воспитатели Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №144» города Перми
.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Закон «Об образовании» и ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) обязывает педагогов, родителей и детей стать субъектами образовательного процесса.
Одним из важных принципов федеральных государственных требований и программы «Детство», по которой мы работаем, так же является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества.
В ДОУ были организованы семинары, консультации на тему «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». Педагоги заинтересовались предложенным материалом и решили реализовать его в работе с детьми.
Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. На экране вы видите методы реализации детско-родительских проектов в ДОУ.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь мы хотели бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Используемый нами метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Внедряя его в образовательную программу нашего детского учреждения, мы поставили для себя основную цель: обеспечение условий для эмоционального, нравственного и творческого развития детей. Данные мониторинга (который проводится по модели 3-х вопросов (вы их видите на экране) показали, что у детей недостаточен объем знаний в области экологических, социально-нравственных, художественно-литературных представлений. Решением проблемы, на наш взгляд, стали творческие проекты:
- «Ребятам о зверятах»
- «Что за прелесть эти сказки». Сказки А.С. Пушкина
- «Люблю тебя, мой горд Пермь»
- «Сказки К.И. Чуковского»»
- «Почемучки»
- «Огород на окне» и многих других
Содержанием проектов явилось:
- инициирование детей и родителей на выбор данной темы
- составление:
- технологических карт
- перспективных планов
- схем-паутинок
- лесенок «путешествия»
- циклов бесед и занятий
- организация творческих выставок
- проведение открытых игр-занятий
- презентация проектов.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Животные и птицы нашего края», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;
- групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо». «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Мир воды» «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Реализация проектной деятельности проходила через все виды деятельности: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, игровую.
Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
20.04.2018 год. Участие в семинаре по теме "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС"
Сертификат участника....
Статья «Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС»
Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС...
Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС
Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС...
Инновационные формы сотрудничества с семьей в условиях реализации ФГОС ДО. Компетентностный подход в сотрудничестве с семьёй.
Представление опыта работы...
Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС
Презентация для воспитателей "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС"...
«Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»
Не один год Надежда Михайловна занимается методиками работы образовательных учреждений с семьёй и убеждена, что эта проблема ещё только начинает по-настоящему разрабатываться учёными, воспитател...