Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Хахалева Маргарита Михайловна

Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 «СОЛНЫШКО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ТЕМЕ «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила:

воспитатель Хахалева М.М.

Городской округ город Бор

2017 год

Актуальность.

Одной из актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года  2017 год объявлен годом в России. Целью и ожидаемым результатом экологического образования в России должно стать формирование экологической культуры личности, новой мировоззренческой доминанты в обществе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.

Актуальность экологического воспитания детей подчёркивает ряд положений ФГОС ДО: в п.1.6 определена цель формирования общей культуры личности детей; в п.2.6 определено содержание по формированию первичных представлений объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы; в п.4.6 определены целевые ориентиры на завершении этапа ДО, а именно - ребёнок обладает начальными знаниями о природном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Анализ состояния эколого-образовательного процесса в дошкольных учреждениях показывает, что методика, используемая в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на передачу специальных знаний в области основ экологии. Отсутствует связь между уровнем знаний детей о природе и степенью сформированности сознательного к ней отношения.

 Поэтому необходим творческий поиск новых форм, методов и средств организации процесса экологического образования дошкольников. Одним из таких средств, на наш взгляд,  является сказка.

Концептуальные основы использования сказки в экологическом воспитании дошкольников.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В.А.Сухомлинский  писал о том, что сказка познание истинных закономерностей природы, а природа становиться школой умственного труда только лишь при условии, что ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует. Российский психолог Кудрявцев В. Т. в своих исследованиях показал, что экологическая субкультура детства является ее структурной частью. По его мнению: «Сказка - это не просто повествование о волшебном, сказка сама есть волшебство, в смысле того универсального влияния, которое он оказывает на развивающую душу маленького человека».

Анализ исследований, связанных с использованием сказки в экологическом воспитании дошкольников (Фесюковой Л.Б., Н.А. Рыжовой, Н. Токмаковой, А.Удовиченко) доказывает, что сказка является эффективным средством экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Основные позиции данных исследований легли в основу разработки стратегии использования сказок в экологическом воспитании дошкольников Р.Ю. Посылкиной. Она рассматривает различные аспекты работы со сказкой и дает свою стратегию ее использования в условиях эколого-образовательного процесса дошкольного учреждения. Р.Ю. Посылкиной предлагается классификация произведений по принадлежности к экологическим системам, разработаны требования к их подбору, дан алгоритм использования сказок. Её методическое пособие «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет» мы использовали при разработке системы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры средствами экологической сказки.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель заключается в  развитии личности ребенка среднего возраста, его ценностной ориентации в окружающем мире природы, через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.

Образовательные задачи: формировать у детей представления о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся героями сказки, с условиями среды  обитания и другими живыми существами; формировать  представления о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы.

Воспитательные задачи: воспитывать осознанно — правильное  отношение к природе; стремление не причинять  вреда природе; радостные переживания  от нравственно - положительных поступков.

Развивающие задачи: развивать интеллектуальную инициативность,   креативность (развитие мышления, фантазии, воображения); развивать самостоятельность (умение наблюдать природные явления, умение комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных героев); развивать самооценку (умение анализировать свою деятельность, увидеть достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления).

Этапы работы.

Развивающая методика работы со сказкой включает четыре этапа.  

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

Цель: подготовка детей к пониманию экологического содержания сказки.

Задачи: развивать чувственное  восприятие природы, эмоциональное отношение к ней; формировать представления об особенностях жизни, роста и развития обитателей экологической системы; побуждать к объяснению ситуаций; выполнять трудовые действия.

 Формы работы: цикл наблюдений, рассматривание картин, прослушивание аудиозаписей со звуками природы, труд в природе, рисование, аппликация, экспериментирование. Методы: собственные рассказы взрослых о наблюдаемых явлениях, рассказы детей из личного опыта, беседы по наблюдениям, картинам.

На втором этапе дети входят  в область активного действенного освоения экологического содержания сказочного произведения.

Задачи: подводить детей к пониманию экологического содержания сказки; развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки; расширять знания о художественном слове; способствовать усвоению изобразительных средств раскрытия образа; развивать умение излагать сказку.

 Формы работы: чтение сказки, беседа. Методы: пересказ, моделирование событий сказки, рисование.

На третьем этапе они овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, и одно из фундаментальных средств - включение сказочных героев в различные экологические ситуации.

Задачи: побуждать детей к видоизменению экологического содержания сказки; поощрять позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение экологических проблем; развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок; воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям других детей, умение выслушивать, давать оценку; развивать умение излагать сказку

Формы работы: дидактические, театрализованные  игры, проектная деятельность, беседы. Методы и приемы: сочинение продолжения сказки, участие детей в решении проблемных экологических ситуаций, элементы психогимнастики, перевоплощение в сказочный образ, заучивание стихов и др.

На четвёртом этапе дети творчески используют эти средства в самостоятельной деятельности.

Задачи: развивать интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки о природе; побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок о природе; развивать желание и умение совершенствовать своё сочинение; побуждать к развитию продуктивности творческого рассказывания сказок экологического содержания. Формы работы: выполнение творческих работ самостоятельных и совместно с родителями, викторины, праздники. Методы и приемы: сочинение разных вариантов сказок на одну тему, загадки о сказках, героях сказок.

Педагогические условия использования сказки.

Основными педагогическими условиями  использования экологической сказки являются:

  • отбор сказочных произведений и их систематизация (сказки о живой и неживой природе, сказки об объектах природы, живущих в разных экологических система);
  • обеспечение взаимосвязи разных видов детской деятельности на одной экологической основе (изобразительная деятельность, двигательная деятельность, познавательная);
  • создание условий в предметно-пространственной среде;
  • использование различных форм и методов взаимодействия с семьёй

Предметное насыщение развивающей среды

В микросреде группы созданы условия по формированию основ экологической культуры:

-  для непосредственного общения природой («Уголок природы»);

- для содержательного компонента знаний (дидактические игры, пособия, альбомы, аудио- видео средства, компьютерные презентации и др.)

- для самостоятельной деятельности: центр экспериментирования, для развития  познавательной деятельности; центр художественно-эстетического развития, где дети имеют возможность отразить полученные впечатления  в лепке, рисунке, конструировании из природного бросового материала; центр театрализованной деятельности, где дети с помощью различных видов театра могут перевоплотиться различных сказочных персонажей (лягушку путешественницу, зайчика-листопадничка, в трёх поросят и др.); центр игровой деятельности позволяет детям выразить своё отношение к героям сказок через различные виды игры (режиссерские, образно-ролевые и др.); центр речевого развития  «Книжкин дом», где имеются (книжки-малышки, экологические сказки  с иллюстрациями, выполненные детьми, картинки для придумывания сказок и т.д.), модели для речевой деятельности.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

С целью повышения уровня сформированности  основ экологической культуры и экологического сознания разработаны, различные формы и методы работы с семьёй: анкетирование «Экологические сказки в жизни вашего ребенка»; беседа  «Роль экологической сказки в жизни малыша»; выставки совместного творчества родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам); чтение и придумывание сказок с детьми; консультация для родителей « Почему необходимо рассказывать и читать детям экологические сказки?»; информация в папке - передвижке: «Читаем детям экологические сказки»; совместные праздники и развлечения («Мой ласковый и нежный зверь», «Встреча певчих друзей» и др.)

Результативность профессиональной педагогической деятельности.

Основным итогом проведенной работы является сформированность у каждого ребенка основ экологической культуры: у детей сформирована начальная система знаний об объектах природы, о взаимосвязях между ними;  у большинства детей сформировано представление о потребностях и системе приспособительных особенностей всех живых организмов в условиях разных экологических систем к сезонным изменениям. Сказка способствовала развитию личности ребенка в экологическом образовании: развитие интеллектуальной компетентности; богатый словесный материал сказки стимулировал развитие языковой компетенции у большинства детей;  получила  свое развитие и социальная компетентность в мотивационном, когнитивном и поведенческом аспектах, что проявилось в желании детей заботиться, помогать живым существам, понять их особенности, потребности, увидеть изменения их поведения; дети освоили опыт общения сказочных персонажей, научились вести творческий диалог со взрослыми и сверстниками на тему сказки; интеллектуальная инициативность проявилась в стремлении детей находить альтернативные решения при постановке нами проблемных задач, а так же в любознательном отношении и желании общаться с объектами природы; формирование креативности происходило при создании детьми своих сказок и новых оригинальных продуктов (образов, движений, рисунков и т.п.), что способствовало развитию у детей самостоятельности и самооценки.

Перспективы работы.

Разнообразить формы работы с родителями для решения задач экологического воспитания детей: викторина «Мы - знатоки природы» по материалам экологических сказок; инсценировки родителями экологических сказок и др.; родительский клуб «Мы - друзья природы». Обеспечить распространение авторского опыта работы среди коллег других ДОО через интернет-ресурсы.

Разработка системы занятий, используя приёмы Проппа, «Бином фантазии», технологии ТРИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Считаю необходимым сформировать у детей «нравственную шкалу отношений», с помощью которой каждый ребенок сможет самостоятельно «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла. ...

Рубрика "Воспитатель года", конкурсный материал. Методическая разработка "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.Одной из актуальных проблем современности является взаимодейств...

Круги Луллия как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

В статье говориться о значимости экологического воспитания, а также рассказывается о новом средстве экологического воспитания...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...