Методическая разработка «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа)

Хомутецкая Наталья Владимировна

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                                                                                                                                                          УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10   “БОГАТЫРЬ” МОСКОВСКОГО РАЙОНА

                                                           Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Отчет по самообразованию

Воспитателя:  Хомутецкой Н.В.

Тема: «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Время работы над темой: сентябрь 2023 – май 2024 г.г.

г.Санкт-Петербург

2024 г.

Тема: «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста».

        Тема самообразования выбрана мною не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.

        Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. 

        Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание, значимо из позиции личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

       Мною выбрана эта тема по самообразованию, потому, что природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

       Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Цель:  повышение своего профессионального мастерства и компетентности по данной теме; формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить свой профессиональный уровень, изучив литературу по данной теме самообразования.
  2. Совершенствовать условия (РППС), используя современные направления.
  3. Изучить и внедрить в практику работы дидактические игры по экологическому воспитанию.
  4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах экологического воспитания.

       Для реализации поставленных целей и задач мною был разработан план работы, который включал следующие этапы:

       На первом этапе работы мною была изучена методическая литература по теме:

         Николаева С. Н.  Юный эколог. Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ. Мозаика-синтез; М.:; 2018

       Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. В основе книги лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет.

        Горбатенко О.Ф.  Система экологического воспитания в ДОУ; 2- издание; Учитель: Волгоград- 2008

        В пособии представлен материал по организации системы экологического воспитания и образования в дошкольных образовательных учреждениях, призванный оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу дошкольных учреждений в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию, включающей создание экологически развивающей среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, экологизацию различных видов детской деятельности, формирование экологической культуры у родителей дошкольников.

        Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи -интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного

возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2015

       Данное методическое пособие содержит конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой и развитию речи, а также дополнительный материал (рассказы, стихи, загадки и т. д.).

       Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2015

      В книге раскрывается методика проведения с детьми 3-7 лет дидактических игр разных видов: настольно-печатных, словесных, игр с предметами. Рассматриваются вопросы: дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада, основные функции дидактической игры, формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр, преемственность в работе детского сада и школы, основные виды игр и их структура и методика организации дидактических игр. Игры детей от 3 до 7 лет. Организация игр детей в семье.

       Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 2011

        В пособии предлагаются игры и методика их проведения, рекомендуемые для ознакомления дошкольников с растениями на занятиях, во время экскурсий и прогулок. Справочный материал в конце книги окажет воспитателю помощь при подготовке к проведению дидактической игры.

       

       

       Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми, педагогами и взаимодействие с родителями (законными представителями).

       Проведена консультация для воспитателей на тему: «Экологическое  воспитание детей в детском саду». Организованно анкетирование родителей. Подготовлен и размещен материал для родителей (законных представителей): «Природный мир в детской художественной литературе». 

             В процессе работы по данной теме я приобрела и систематизировала знания в области экологического воспитания дошкольников через дидактические игры. В группе усовершенствована развивающая предметно-пространственная  среда. У детей сформирована система элементарных научных экологических знаний.

       В дальнейшем я планирую продолжать вести плодотворную работу по данной теме. Изучить новинки методической литературы. При взаимодействии с родителями (законными представителями) и в дальнейшем планирую включать консультации, мастер-классы, беседы и другие формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ

Метод проектов как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условия ДОУ...

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

Сказка как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В этой работе отражено обобщение своей работы за два года, в которой рассказано о том как сказки помогают детям познавать окружающий мир и мир природы....

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка: «Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Предлагаю вам практикум по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Разработка будет интересна воспитателям, инструкторам по физическому развитию ДОУ, родителям дошкольников....