Рубрика "Воспитатель года", конкурсный материал. Методическая разработка "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.
Одной из актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка практических достижений | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая разработка практических достижений по теме: «Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования ФГОС ДО формирование общей культуры личности детей (П.1.6.) формирование первичных представлений объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы (п.2.6.) ребёнок обладает начальными знаниями о природном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы (П. 4.6.) отсутствие связи между уровнем знаний детей о природе и степенью сформированности сознательного к ней отношения ориентированность методики преимущественно на передачу специальных знаний в области основ экологии 2017 год – ГОД ЭКОЛОГИИ (Указ Президента РФ Путина В.В.)
Концептуальные основы использования сказки в экологическом воспитании дошкольников К. Д. Ушинский В.А.Сухомлинский «…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей, – пишет он. – Логика есть не что иное, как отражение в уме связи предметов и явлений природы». «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, ночи,… - услышав и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни»
научно-исследовательские условия: исследования Виноградовой Н.Ф., Куликовой Т.А., Рыжовой Н.А. методические условия: Белоусова Р.Ю. «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей» Рыжова Н.А. «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники» организационно-педагогические условия: разработка серии комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста на основе использования экологической сказки публикации статей работа с педагогами «Сказка- это не просто повествование о волшебном, сказка сама есть волшебство- в смысле того универсального влияния, которое она оказывает на развивающуюся душу маленького человека. В.Т.Кудрявцев
Ведущая педагогическая идея Основная идея работы заключается в развитии личности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания, через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта, путём включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения
Цель и задачи педагогической деятельности Цель : Развитие личности ребенка среднего возраста, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки. формировать у детей представления о взаимосвязях объектов живой природы, являющихся героями сказки, представления о потребностях живого в условиях экологической системы Образовательные воспитать осознанно — правильное отношение к природе, стремление не причинять вреда природе; радостные переживания от нравственно -положительных поступков Воспитательные развивать интеллектуальную инициативность , креативность (развитие мышления, фантазии ,воображения); самостоятельность (умение наблюдать природные явления ,умение комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных героев); развивать самооценку (умение анализировать свою деятельность, увидеть достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления) Развивающие Задачи:
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Этапы работы
Содержание работы на 1 этапе «Цикл наблюдений за природой» Цель : подготовка детей к пониманию экологического содержания сказки. Задачи: развивать чувственное восприятие природы, эмоциональное отношение к ней; формировать представления об особенностях жизни, роста и развития обитателей экологической системы; побуждать к объяснению ситуаций; выполнять трудовые действия Формы работы: Цикл наблюдений, рассматривание картин, прослушивание аудиозаписей со звуками природы, труд в природе, рисование, аппликация. Методы: собственные рассказы взрослых о наблюдаемых явлениях, рассказы детей из личного опыта, беседы по наблюдениям, картинам.
Содержание работы на 2 этапе «Знакомство со сказкой» Задачи: Подводить детей к пониманию экологического содержания сказки; Развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки; Расширять знания о художественном слове; Способствовать усвоению изобразительных средств раскрытия образа Развивать умение излагать сказку Формы работы: Моделирование событий сказки на фланелеграфе , беседа. Методы: перессказывание сказки, рисование сказки.
Содержание работы на 3 этапе «Путешествие по сказке» Задачи: Побуждать детей к видоизменению экологического содержания сказки; Поощрять позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение экологических проблем; Развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок; Воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям других детей, умение выслушивать, давать оценку. Развивать умение излагать сказку Формы работы : дидактические, театрализованные игры, проектная деятельность, беседы. Методы и приемы: сочинение продолжения сказки, участие детей в решении проблемных экологических ситуаций, элементы психогимнастики, перевоплощение в сказочный образ, заучивание стихов и др.
Содержание работы на 4 этапе «Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок экологического содержания» Задачи: Развивать интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки о природе; Побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок о природе; Развивать желание и умение совершенствовать своё сочинение; Побуждать к развитию продуктивности творческого рассказывания сказок экологического содержания Формы работы: выполнение творческих работ самостоятельных и совместно с родителями, викторины, праздники. Методы и приемы: сочинение разных вариантов сказок на одну тему, загадки о сказках, героях сказок.
отбор сказочных произведений и их систематизация (сказки о живой и неживой природе, сказки об объектах природы, живущих в разных экологических система); обеспечение взаимосвязи разных видов детской деятельности на одной экологической основе (изобразительная деятельность, двигательная деятельность, познавательная); создание условий в предметно-пространственной среде; использование различных форм и методов взаимодействия с семьёй Педагогические условия использования сказки
О.О.Познание Центр природы (объекты наблюдений, схемы моделей, сборники экологических сказок) Предметное насыщение развивающей среды О.О. Художественно-эстетическое развитие. Центр творчества (продукты детской деятельности )
О.О.Речевое развитие Центр « Книжкин дом» ( книжки-малышки, экологические сказки с иллюстрациями, выполненными детьми, картинки для придумывания сказок) О.О. Социально-коммуникативное развитие Центр «Театр» ( атрибуты, костюмы, маски, игровое поле) Участок детского сада «Экологическая тропа» (экспозиции поделок из бросового материала, беседы, игры)
Взаимодействие с семьями воспитанников. Опрос - анкетирование «Экологические сказки в жизни вашего ребенка» Беседа с родителями «Роль экологической сказки в жизни малыша». Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам). Чтение сказок с детьми, придумывание сказок с детьми. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. Консультация для родителей « Почему необходимо рассказывать и читать детям экологические сказки? » Информация для родителей в папке - передвижке: « Читаем детям экологические сказки »
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты У детей сформированы представления о взаимосвязях объектов живой природы, представления о существенных признаках и потребностях живого в условиях экологической системы У детей сформировано осознанно — правильное отношение к природе, стремление не причинять вреда природе; радостные переживания от нравственно -положительных поступков У детей развиты: интеллектуальная инициативность, креативность(развитие мышления, фантазии ,воображения); самостоятельность (умение наблюдать природные явления ,дети умеют комбинировать элементы сказочных произведений и реализовывать собственную позицию по отношению к поступкам и действиям сказочных героев) У детей развита самооценка (умение анализировать свою деятельность, увидеть достижения и недостатки, найти ошибки, пути её исправления)
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Педагогический опыт: Интернет - ресурс на порталах Маам . ru , ns.portal педагогический совет
Перспективы работы Разнообразить формы работы с родителями для решения задач экологического воспитания детей: викторина «Мы - знатоки природы» по материалам экологических сказок; инсценировки родителями экологических сказок и др.; родительский клуб «Мы - друзья природы» Обеспечить распространение авторского опыта работы среди коллег других ДОО через интернет-ресурсы Разработка системы занятий, используя приёмы Проппа , «Бином фантазии», технологии ТРИЗ
Добро пожаловать в мир природы и сказок экологического содержания! Желаю новых открытий вам и вашим детям! Источники: Р.Ю. Белоусова «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7лет» Н.А.Рыжова «не просто сказки.. Экологические рассказы, сказки и праздники» http://works.doklad.ru/view/ZFc77FhD4LM/all.html https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/sbornik-ekologhichieskikh-skazok-dlia-starshikh-doshkol-nikov http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/06/22/ekologicheskie-skazki-dlya-starshikh-doshkolnikov-i
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по Экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста На тему: «Юные спасатели»
экологическое воспитание детей среднего дошкольного воозраста...
Сказки, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Сказки, как средство экологического воспитания детей....
Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...
Методический семинар по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на РМО из опыта работы)
Данный материал может быть полезен для педагогов...
Круги Луллия как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
В статье говориться о значимости экологического воспитания, а также рассказывается о новом средстве экологического воспитания...
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...
Методическая разработка «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам пр...
- Мне нравится (1)