Пояснительная записка к программе "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
рабочая программа (младшая группа) на тему

Маклагина Валентина Викторовна

Считаю необходимым сформировать у детей «нравственную шкалу отношений», с помощью которой каждый ребенок сможет самостоятельно «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла. И не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Для реализации поставленной цели веду факультативный курс «Мир – прекрасное творение».

Мной была разработана план – программа дополнительной (бесплатной) образовательной услуги в рамках совместной с педагогом деятельности.

Цель программы:

- формирование нравственного сознания и поведения;

- развитие нравственных переживаний и чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_maklagina_v.v.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Основание программы:

Заповеди Божии – это высшие духовно-нравственные законы,  данные нам в Новом Завете, законы по которым живут многие люди, законы, по которым жила Русь-Россия, по которым жили все поколения наших предков после Крещения.

 Поэтому так важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте не только познакомились с этими заповедями, но и по возможности жили по ним - насколько это доступно ребенку.

                «Годы детства – это  прежде всего воспитание сердца».                        

                                                                  В.А. Сухомлинский.

Знания и умения, которые дети должны получить в ходе реализации программы:

  • уметь организовать свою деятельность;
  • обладать основами коммуникативной культуры (уметь слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • быть любознательными, активно познающими мир;
  • любить свой край и свою Родину;
  • уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • быть готовыми к самостоятельным действиям и уметь отвечать за свои поступки;
  • быть доброжелательными;
  • выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Ожидаемый результат:

  1. Знание и понимание истоков духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
  3. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
  4. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе духовно-нравственного воспитания, дошкольное учреждение – центр социокультурной среды.

Режим реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения, предполагает проведение

одного занятия в неделю во вторую половину дня. Общее

количество учебных занятий в год – 35.

Продолжительность занятия: 15 мин – младший возраст.

Этапы реализации программы:

  • I этап – подготовительный

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • III этап – обобщающий

Обработка и интерпретация данных за год. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Технологии:

      Использование современных методических пособий позволяет мне использовать в  педагогическом процессе  творческий подход и современные  технологии:

- интегрированного обучения,

- индивидуализации воспитательно-образовательной работы,

- здоровьесберегающие,

- игровые.

На занятиях считаю важным предусматривать логическую стройность занятия, сюжетную основу, включение проблемно-игровых ситуаций, творческие задания.

Приоритеты:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  2. Систематическое использование  всех видов фольклора (сказки, потешки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, игры, частушки и.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Знакомство детей с народными промыслами, декоративной росписью, русскими сувенирами и игрушками. Талант русского народа,  пленяя душу гармонией и ритмом, увлекает детей  национальным декоративно-прикладным и изобразительным  искусством.

     Огромное значение придаю созданию благоприятной обстановке на занятиях, в связи с чем использую демократический стиль общения, предоставляю возможность каждому ребенку высказать свое мнение, проявить самостоятельность и активность.
        Полагаю, что чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное уважительное к ним отношение являются огромной воспитывающей силой. Стараюсь, чтобы дети слышали меня и понимали, что каждое слово идет от всей души, от желания помочь, почувствовать, ободрить, успокоить. Занятия провожу по подгруппам, что позволяет каждому ребенку проявить себя, а мне - отметить рост его самостоятельности и наметить перспективы дальнейшего развития.

        В процессе работы считаю разумным организовать рациональный двигательный режим, предупредить детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

В работе с детьми дошкольного возраста важно не ускорение развития ребенка, а создание условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. С этой целью создаю ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений. Поддерживаю стремление ребенка к активной деятельности, способствующее его дальнейшему развитию.

Принципы:

Важными принципами  при проведении данных занятий определяю:

- личностно-ориентированное общение и обучение;

- занимательность подачи материала;

- тематическое планирование с учетом народного и православного календаря;

- последовательность и постепенное усложнение материала;

- включение детей в творческую деятельность (речевую, двигательную, игровую, музыкальную, художественную, театрализованную).

        Задача формирования нравственного сознания и поведения реализуется и интегрируется со всеми образовательными областями, особенно: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество».

               Основные методы формирования  нравственного сознания и поведения детей младшего дошкольного возраста:

  • Разнообразные формы работы с книгой: чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, младшим детям, сверстникам, заботы о животных.

  • Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций (на усвоение опыта культурного поведения и доброжелательного отношения). 

  • Инсценировки с игрушками, атрибутами, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.

  • Общение и совместная деятельность с педагогом как средство установления доверия, обогащение социальных представлений и опыта взаимодействия.

  • Наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду. Организация и проведение совместных мероприятий с родителями:
    - спортивные праздники и развлечения («С папой весело шагать!», «Веселые старты» и др.);
    - творческие мастерские («До свиданья, Осень!», «Ко Дню Матери» и др.)
    - выставки совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Дары природы», «Осенние фантазии», «Русский сувенир», «Мамина улыбка», «Как мы маме помогаем!», «Храмы России», «Книгоиздательство», «Зимушка хрустальная», «Волшебница Зима» и др.).
  • Игры: игры-имитации, хороводные («Пузырь», «Карусель», «Грушка», «Каравай», «Арина», «Бабка Ежка», «Флажок», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом», «Колпачок и палочка», «Мыши в кладовой» и др.), подвижные («Собака и воробьи», «Птички в гнездышке», «Мы топаем ногами», «Лягушата», «Кошка», «Хромая лиса», «Ястреб», «Перелет птиц», «Ловишки» и др.), театрализованные, пальчиковые («Колпачок», «Гули-гули», «Стенка, стенка, потолок», «Водичка-водичка», «Улитка» и др.), коммуникативные («Разминка для общения», «Игры – приветствия «Здравствуй» (пожелания здоровья) и др.), речевые  – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.

  • Рассматривание картинок, иллюстраций (о днях творения; с изображениями храмов, икон; к сказкам и др.) , видео записей («Бог – Творец мира, в котором мы живем», «Свои плоды приносит осень», «Свет Вифлеемской звезды», «Птички Божии», «Светлый праздник Пасхи» и др.), мультимедийных презентаций («Мама дорогая», «Зимние забавы», «Рождество Христово», «Перед праздником», «Прощенное Воскресенье», «День Святой Троицы» и др.)

  • Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения не только ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, воспитатель), но и умением проявить добрые чувства и эмоциональную отзывчивость.

Театрализованная деятельность:

Большое внимание на занятиях (с учетом возрастных особенностей детей 3- 4 лет) уделяю театрализованной деятельности.

В работе использую:
    - модели по сказкам;
    - речевой материал для проговаривания, обыгрывания (потешки, считалки, скороговорки,  диалоги, песенки);
   - психогимнастику, которая помогала войти детям в образ того или иного персонажа;
   - различные виды театров:
театр мелкой игрушки;
театр на фланелеграфе;
театр с использованием различных масок;
пальчиковый театр;
театр ростовых кукол.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- текстовой материал для проведения занятий, бесед, консультаций

для родителей;

- фото и видеоматериалы для показа;

- технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, диски, кассеты;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

- театральные костюмы;

- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.

Формы взаимодействия с другими специалистами и родителями:

Воспитание и социализация младших дошкольников осуществляются не только  дошкольным образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, интернета. Взаимодействие детского сада и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни ребенка. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

Повышение педагогической культуры родителей:

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших дошкольников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни воспитанника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших дошкольников.

Система работы детского сада по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:


– совместная педагогическая деятельность семьи и дошкольного учреждения;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.

Взаимодействие воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • беседа
  • консультации
  • родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, праздников, экскурсий и др.

Как осуществляется мониторинг результатов усвоения программы.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в октябре, итоговый – в мае.

Для реализации образовательного процесса необходимо учебно-методическое оснащение специальной литературой, материально-технические условия.

Диагностика.

Изучение особенностей воспитанников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в группе;
  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

Результатом содержательной и системной работы с детьми 3 – 4 лет  является:

  • Доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к педагогам.
  • Умение проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.
  • Умение выполнять элементарные правила культуры (поведения, речи, общения, внешнего вида) в семье и детском саду.
  • Освоение детьми способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В группе сложился хороший микроклимат, дети могут самостоятельно организовать  игру, развить сюжет, проявить творчество, действовать в соответствии с ролью,   контролировать правила игры и действия партнеров по играм.

Список литературы:

Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:

  • Л.П. Гладких. Мир – прекрасное творение. – Курск, 2008.
  • О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.
  • Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.:  Детство-Пресс, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Авторская разработка посвящена одной из актуальных проблем – экономическому образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста 4 группы «Бабочка» на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста 4 группы «Бабочка» на 2020 – 2021 учебный год...


 

Комментарии

Верещагина (Трофименко) Оксана Викторовна

Валентина Викторовна! Вы большая молодец! Так всё хорошо рассказали. Дальнейших Вам творческих успехов!