Круги Луллия как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа) по теме
В статье говориться о значимости экологического воспитания, а также рассказывается о новом средстве экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Это второй аспект экологического воспитания - повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему.
Не секрет, что дети среднего дошкольного возраста отличаются неустойчивостью настроения, внимания, эмоциональной ранимостью. Увлечённость игрой сближают детей 5 года жизни с младшими дошкольниками.
Они очень подвижны, активны. Педагогу тяжело подолгу удерживать внимание детей. Занятия по развитию экологических представлений должны содержать не только информационный материал, но и будить воображение, опираться на наглядно-зрительные образы.
Поэтому остро встает вопрос поиска новых методов и средств работы с детьми, в частности по экологическому воспитанию.
На просторах интернета я нашла очень интересное пособие под названием «Круги Луллия». Заинтриговало название.
Что такое «Круги Луллия». В XIII веке французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи, мышления, творчества у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
Ознакомившись более подробно и с дидактическим пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. И использовать его можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности, для решения практически любой образовательной задачи. В том числе для решения проблем экологического воспитания дошкольников. И я решила сделать эти круги и попробовать поработать с ними. Вот что у меня из этого получилось.
Изготовить круги Луллия достаточно легко.
Для изготовления вам потребуется: лист фанеры, шпилька с резьбой, шайбы, гайки, самоклеющаяся бумага, кусок ДСП (для подставки).
С помощью линейки начертите три круга диаметром 40; 30 и 20 см.По начерченному выпилите лобзиком круги..Обклейте круги самоклейкой (лучше взять без рисунка)Просверлите в центре каждого круга отверствие С помощью маркера сделайте разметку на сектора. Их может быть 4, 6 или 8. Я разделила на 8 секторов.Также из фанеры выпилите стрелку с отверствием и обклейте её (лучше взять бумагу другого цвета, чтобы стрелка не сливалась с основным полем).С помощью шпильки и гаек скрепите между собой три круга, подставку и стрелку (расстояние между кругами 5-7 см).Проверьте: легко ли вращаются круги и стрелка, надёжно ли закреплена подставка? Пособие готово!
Теперь можно играть с детьми.
Подходы к подбору изображений могут быть разными и зависят от поставленных задач. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом — их «дома» или детёныши и т.д.
Подготовка к игре:
1. Установить пособие на столе.
2. Снять стрелку.
3. На пластинки сверху уложить выбранные бумажные диски с картинками.
4. Закрыть стрелкой.
5. Раскручивать за края пластинок
Использовать дидактическое пособие можно как на занятиях так и в индивидуальной работе с детьми.
Варианты игр могут быть также самыми разнообразными.
Например:
«Времена года»
Задача: закрепить уже имеющиеся знания детей о смене времен года, уточнить знания о характерных признаках каждого сезона, используя уже знакомые условные обозначения, с постепенным обновлением условных обозначений придумывая новые
На игровое поле ставятся два диска: на одном изображены времена года в чередовании с цветными секторами из круговой диаграммы времен года взятого из программы «Развитие+», на другом диске изображены условные обозначения связанные с каждым временем года. Закрыв крышку и прокрутив первый диск в окошечке устанавливается картинка, а прокручивая второй диск, ребенок подбирает правильный ответ.
« Найди чей малыш?»
Цель: закрепить знания детей о внешнем виде животных их повадках, учить называть детенышей животных.
На игровое поле ставятся два диска: на одном изображены животные на другом диске изображены их детеныши.
Применяя в своей работе данное пособие мне удалось успешно решить многие задачи экологического воспитания детей.
Пособие помогает:
*осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром;
* воспитывать экологическую культуру;
*способствовать развитию интереса к поисковой и исследовательской деятельности;
* развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;
* развитие связной речи;
* и многое другое
При использовании дидактического пособия « Круги Луллия» заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, дети учатся мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
«Круги Луллия» содействуют расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Сказки, как средство экологического воспитания детей....
Рубрика "Воспитатель года", конкурсный материал. Методическая разработка "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.Одной из актуальных проблем современности является взаимодейств...
Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...
проект" использование кругов Луллия как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
данный проект разработан для педагогов ДОУ...
«Лесные жители»Конспект НОД. Круги Луллия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста..
Конспект НОД. Круги Луллия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.«Лесные жители»...
ПРОЕКТ Использование кругов Луллия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений припознании окружающего мира и для решения проблемных ситу...