«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему
«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_statya.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Патриотизм (от греч. Patris – Отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:
-формирование представлений о семье и человеке;
-воспитание у ребёнка чувства любви и привязанности к детскому саду, улице, городу (посёлку);
-расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях;
-развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город, поселок;
-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, увиден первый луч солнца … Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному городу (поселку) – проведение таких игр, как:
- «Знатоки города (поселка)»,
- «Пройдемся по улицам города (поселка)»,
- «КВН» – «Мой любимый город (поселок)».
Пятилетние дети уже многое знают о своем родном городе или посёлке. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.
Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, посёлка. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет огромное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, поселку, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Действенные формы по решению поставленных задач:
- беседы,
- экскурсии,
- игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников:
- дидактические: «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
- подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Кто первый добежит до флажка»;
- музыкальные: «Заря-заряница», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
- спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
- сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
Работу по ознакомлению детей с малой Родиной необходимо проводить в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Задачи по взаимодействию с родителями:
- вовлечение родителей в исследовательскую деятельность;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательских умений у родителей.
Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в: создании развивающей среды, в организации праздников, в различных конкурсах, выставках родительского творчества: выставках семейных гербов, выставках творческих совместных с детьми работ, фотовыставок «Как мы отдыхаем». Вместе с детьми посещают выставки, проводят экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, присутствуют на занятиях, помогают в исследовательских проектах.
Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Таким образом, в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...
Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине....
Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...
Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....
Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...
Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....
«Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Нет сомнения в том...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Патриотизм
Патриотизм проблема современности, многие родители не знакомят своих детей с таким чувством. Интересно раскрыта тема. Какие игры Вы применяете для развития нравственности у дошкольников?
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников
В своей работе я использую такие игры, как: "Добро и зло", целью которой является научить детей различать добрые и злые поступки, а так же воспитывать дружелюбие, взаимопомощь. "Наша страна"- целью данной игры является выявление знаний детей о нашей Родине. "Расскажи о своей семье" - показать значение семьи в жизни человека. Вызвать желание рассказывать и о своих членах семьи, любить их, гордиться ими.