Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
статья

Таболкина Лариса Александровна

Формирование у детей  старшего возраста представлений о малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

          Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

          Одна из важнейших задач педагога дошкольного учреждения – воспитание культурного человека, любящего свой край, свое Отечество, свою Родину.

         В основу разработки модели ознакомления детей с малой Родиной были положены следующие принципы: энциклопедичность; уникальность места (предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона); интеграция знаний (обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира); единство содержания и методов; динамика преемственности связей (отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста); комплексность (содержание концентрируется в комплексно-тематическом планировании («Природа», «Труд людей», «История города Мончегорска», «Достопримечательности города» и т.д.)).

         В соответствии с ФГОС дошкольного образования и согласно образовательной программы ДОУ, разработанной коллективом детского сада сформулировала задачи нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников по развитию представлений о малой Родине.

          Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания?

Только при полноценной и грамотно организованной РППС, где соблюдаются санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность можно привлечь и заинтересовать дошкольника.  

В моей группе создан центр нравственно-патриотического воспитания в который, входят: альбомы с иллюстрациями и фотографиями города Мончегорска, Мурманской области, о растительном и животном мире родного края, о военной технике, дидактические и настольные игры, атрибуты к с/р играм.

Знакомство с родным краем я начала с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет и где находится его детский сад. Постепенно расширяя кругозор старших дошкольников, знакомлю с историей города – с его достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край с особенностями животного и растительного мира, с памятниками, с местом нахождения Мурманской области на карте России.

Пробуждение у детей любви к родному городу наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. При ознакомлении детей с обликом родного города эффективным методом является моделирование, которое помогает систематизировать имеющиеся знания о его структуре. Работая со схемой улицы, дети совместно с взрослыми обозначали номера домов, достопримечательности, рисовали дорогу из дома в детский сад. Проводилась поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об их профессиях, доли участия в становлении города, дети обменивались полученной информацией, рассматривали документы и фотографии. На основе полученных впечатлений мы составляли рассказы, отражали свои впечатления в других видах занятий.

Регулярно провожу организованные наблюдения за окружающей действительностью из окна группы, во время прогулки, целевые прогулки по городу сочетаю с чтением художественных произведений, рассматриванием иллюстраций и детских работ, слушанием музыки, отображением впечатлений в изобразительной и другой продуктивной деятельности. Были неоднократно проведены фотовыставки по итогам экскурсий и целевых прогулок на тему «Мы и наш город». Познавательная задача наблюдений несла главную воспитательную ценность – развить в детях чувство восхищения родным городом.

Инициирую детей самостоятельную художественно-творческую деятельность, отражающую окружающую действительность и совместное творчество родителей и детей дома -  подчеркиваю значимость и ценность каждой работы. Детские работы были представлены на выставках нашего дошкольного учреждения.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг", и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому родители стали активными помощниками во всех начинаниях.

Проделанная работа, дала положительные результаты. Дети стали больше проявлять интерес к родному городу, интересоваться культурными досугами, они стали чаще с родителями ходить на экскурсии по городу, стали больше интересоваться знаменитыми земляками, природой города. Позитивные изменения были предопределены и устойчивым интересом со стороны родителей. Повторно проведенное анкетирование показало, что большинство родителей уже не ставит ознакомление с городом на последнюю строку в рейтинге составляющих сторон воспитания и обучения ребенка.

       Исходя из опыта своей работы, могу сказать утвердительно: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, формируется в процессе планомерной работы и воспитания.

Список литературы

  1. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования      представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 25-27 2.
  2. Крупка, Т. И. Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т. И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 56 – 66.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2013. - № 6. С. 45 – 55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

Развитие представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста

Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально...

Организация проектной деятельности по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследователь...

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...

План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...