Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_malaya_rodina.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска
д/с №46 комбинированного вида
Консультация
Тема: «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Иванова В.А.
Август 2015 г.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:
-формирование представлений о семье и человеке;
-воспитание у ребёнка чувства любви и привязанности к детскому саду, улице, городу (посёлку);
-расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях;
-развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город, поселок;
-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, увиден первый луч солнца … Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему».
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, нужно привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали бы о своих семейных традициях.
Одним из ярких направлений является изучение своего генеалогического древа. Необходимо отметить, что в настоящее время у современных людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
-Корни каждого – в истории и традициях семьи.
-Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
-Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Можно оформить выставку семейного древа, герба семьи. Дети, рассматривая выставку, с гордостью рассказывали бы о своей семье, семейных историях, традициях.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях.
Мама…дом…Родина – первые и самые важные понятия, которые усваивает ребенок.
Очень важно в нашей работе привить чувство любви к самому родному человеку – к матери. Работу в этом направлении можно начать с анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтение сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- беседы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»;
- занятия: «Мама милая моя», «Мамочка родимая – свеча неугасимая»;
- заучивание стихов о маме;
-изготовление подарков для мам, бабушек;
- выполнение творческих работ – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и мам.
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы:
-«Жил-был я».
-«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,
-«Где добрые люди, там беды не будет»,
-«Доброе дело делай смело»,
-«Что мы Родиной зовем?»,
-«Дом, в котором мы живем».
Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.
Детский сад для детей считается вторым домом, ведь дошкольники большую часть времени проводят здесь. Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.
Тут они играют, узнают много нового и интересного, учатся дружить, помогать друг другу и уважать старших, защищать слабых.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному городу (поселку) – проведение таких игр, как:
- «Знатоки города (поселка)»,
- «Пройдемся по улицам города (поселка)»,
- «КВН» – «Мой любимый город (поселок)».
Пятилетние дети уже многое знают о своем родном городе или посёлке. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.
Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, посёлка. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет огромное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, поселку, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Действенные формы по решению поставленных задач:
- беседы,
- экскурсии,
- игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Темы блока.
1. Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. Транспорт города.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
3. Природа родного города, края.
- Флора и фауна.
- Беседы о сохранении природы.
- Красная книга.
Впечатления о родном крае дети отображают в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала.
Основные принципы работы с детьми:
- регионализации;
- непрерывности;
- доступности;
- научности;
- целостности;
- системности;
- преемственности;
- стимулирования детской деятельности.
Формы и методы работы:
- беседы с рассматриванием фотографий;
- проектная деятельность;
- экскурсии на известные объекты;
- игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
- КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе (посёлке)?», викторины, круглый стол;
- иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
- конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
- обмен традициями семьи;
- туристические походы с семьей;
- создание музея «Никто не забыт».
Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников:
- дидактические: «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
- настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
- подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
- музыкальные: «Заря-заряница», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
- спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
- сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
Работу по ознакомлению детей с малой Родиной необходимо проводить в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Задачи по взаимодействию с родителями:
- вовлечение родителей в исследовательскую деятельность;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательских умений у родителей.
Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в: создании развивающей среды, в организации праздников, в различных конкурсах, выставках родительского творчества: выставках семейных гербов, выставках творческих совместных с детьми работ, фотовыставок «Как мы отдыхаем». Вместе с детьми посещают выставки, проводят экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, присутствуют на занятиях, помогают в исследовательских проектах.
Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Таким образом, в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...
Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...
«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»...
Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине....
Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....
Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...
«Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Нет сомнения в том...