Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал (старшая группа)
Программа профессионального саморазвития педагога
«Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы: 2024 – 2025 учебный год
«Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Подготовила воспитатель
старшей группы
Костерина Светлана Александровна
г. Дзержинск
2024 г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и любви к своей семье, детскому саду, интереса и уважения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребёнку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.
Поэтому, нравственно патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФОП.
В ФОП ДО п. 15.3.2 отмечается, что к 5 годам ребёнок имеет представления о малой родине, названии населённого пункта, улицы, некоторых памятных местах.
В п. 18.6. : 19.6; 20.6; 21.6 в области формирования основ гражданственности и патриотизма детей 5-6 лет по данной теме основной задачей образовательной деятельности является: расширять первичные представления о малой родине и Отечества, о населённом пункте, его истории, его особенностях, (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закреплять представления о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений. Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области познавательного развития детей старшего дошкольного возраста; создание условий, для формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
Работа с детьми
- Формировать знания детей о малой Родине, родном городе, его достопримечательностях, памятниках, символике, о замечательных людях прославивших свой город ;
- Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям;
- Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям;
- Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, улице, городу;
Работа педагога (воспитателя)
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данному направлению
- Включить ознакомление с малой Родиной в воспитательно – образовательный процесс группы
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению
- Разработать разные формы работы с родителями по данной теме (мастер – классы, родительское собрание, папки – передвижки, семинар – практикум).
- Создать картотеку игр для детей старшего дошкольного возраста по формированию представлений о малой Родине.
- Пополнить развивающую предметно – пространственную среду.
Работа с родителями
- Изучить готовность родителей к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование)
- Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения опыта по формированию представлений о малой Родине.
- Привлечь родителей к активной работе по данному направлению.
Источники самообразования: литература (методическая, публицистическая), интернет ресурсы, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер – классы.
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение качества воспитательно – образовательного процесса
- Пополнение предметной среды, способствующей ознакомлению детей с малой Родиной (городом)
- Проведение родительских собраний, мастер – классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
Планируемые результаты самореализации:
- Разработка конспектов ОД в непосредственном обучении детей
- Разработка сценариев викторин, квест – игры и т.д.
- Выступление на семинарах, мастер – классах, родительском собрании, публикация статей.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 уч. год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 уч. год.
Месяц | Цель | Деятельность воспитателя с воспитанниками | Взаимодействие с родителями | Пополнение РППС |
Сентябрь «Мой дом-моя семья» Задачи: Обогащать представления о семье, семейных и родственных отношениях. Способствовать пониманию того, как поддерживаются родственные связи, проявляется в семье забота, уважение друг к другу, о правилах оказания посильной помощи. | - Обзор литературы и интернет-ресурсов по данной теме. Определение цели, задач. Ознакомление с передовым педагогическим опытом - Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество членов семьи; рассказывать о членах семьи. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям. - Воспитывать желание помогать людям. - воспитывать доброжелательность - углублять представление детей о членах семьи. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. - развивать стремление радовать старших хорошими поступками. - закреплять знание домашнего адреса, имён отчеств родителей - Совершенствовать и расширять игровые замыслы детей с опорой на представления о семье - Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. - Развивать творческие способности детей - Развивать интерес к художественной литературе - закреплять понятия о том, что в д/с получают знания, учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. | ОД Ознакомление с предметным и социальным окружением «Моя семья» ОД Рисование «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой» Общение в ходе самостоятельной деятельности «Дружная семья» Братья и сестры – мои друзья» «Мой дедушка. Моя бабушка» «Чем можно порадовать своих близких?» «Если я потерялся» -Сюжетно-ролевая игра «Семья» -Выставка рисунков: «Моя семья» -Конструирование: «Дом для моей семьи» -Восприятие художественной литературы: Чтение «Косточка» Л. Н.Толстой, С. Капутикян «Моя бабушка», Г. Сапгир «Семья», А Гайдар «Чук и Гек», Т. Агибалова «Что может быть семьи дороже», А. Барто «В пустой квартире», Е. Благинина «Наш дедушка», «Мамин день», «Бабушка – забота», Л. Воронкова «Бабушкины дела», «Что сказала бы мама…» С.Михалков «Цирк», А.Плещеев «Внучка», В. Осеева «Пуговица», Д. Габе «Работа», А. Раскин «Как папа укрощал собачку», Д. Лукич «Четыре девочки», Р.Гамзатов «Мой дедушка» -Музыкальное развлечение «День знаний» | Анкетирование «Патриотическое воспитание в вашей семье» Цель: Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ Изготовление фотоальбома «Моя любимая семья» Цель: Привлечение родителей к участию в жизни группы Физкультурный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» Цель: Сближение родителей и детей. Подарить ощущение радости от совместной двигательной деятельности. Выставка семейного рисунка «Моя семья» Привлечение родителей к участию совместно с детьми в мероприятиях группы | Лэпбук «Моя семья» Цель: продолжить знакомить детей с понятием «семья» через игры, содействовать формированию интереса к роли семьи. Фотоальбом «Расскажи о своей семье»» Цель: Стимулирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими. Дидактическое пособие «Семейное древо» Цель: расширение представлений о своей семье, родословной. |
Октябрь «Мой детский сад» Задачи: Развивать позитивное отношение к д/с, поддерживать стремление быть членом детского коллектива, способствовать овладению детьми умений совместной деятельности; обогащать представления о труде взрослых с конкретными профессиями взрослых в д/с. | Подбор материала для разработки консультации для родителей на тему «Растим гражданина» - Поговорить о том, почему детский сад называется именно так. Показать общественную значимость детского сада. - Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. - Учить детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений - Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Учить добиваться выразительности образа. - Активизировать знания детей о людях, работающих в детском саду (профессии). Формировать эмоционально положительное отношение к работникам детского сада. - Продолжать формировать умение детей составлять связный рассказ на заданную тему. Побуждать рассказывать о своих любимых занятиях в детском саду. - Развивать умение находить предмет по его характерным признакам; развивать наблюдательность, умение ориентироваться в группе. - Продолжать формировать умение выполнять постройку по представлению, обыгрывать ее. - Прививать любовь к художественной литературе. Учить внимательно слушать художественное произведение - Создание условий для повышения интереса к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников | -ОД Ознакомление с предметным и социальным окружением «Детский сад» -ОД Развитие речи «Мы – воспитанники старшей группы» -ОД Рисование «Нарисуй, что интересного произошло в детском саду» - ОД Рисование «Дети танцуют на празднике в детском саду» Общение в ходе самостоятельной деятельности. - «Кто работает в детском саду» Составление рассказа: - «Чем я люблю заниматься в детском саду» - Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» - Дидактическое упражнение. «Найди что опишу» - Конструирование: «Мой детский сад» - Восприятие художественной литературы: Чтение: Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махонин «Старшая группа», Б. Алмазов «Горбушка», Г. Шалаева «Всегда следи за порядком в своей в группе», Э. Успенский «Что мы делали в детском саду» - Физкультурный досуг «За здоровьем в детский сад» | Семинар – практикум «Единство в работе детского сада и семьи по патриотическому воспитанию детей» Цель: Активизация знаний родителей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. | Дидактическая игра «Мой детский сад» Цель: ознакомление детей с основными помещениями д/с, их назначением, профессиями персонала. |
Ноябрь Декабрь История возникновения родного города. Задачи: Обогащать представления о малой родине: поддерживать любознательность по отношению к родному краю (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры) | - Подбор материала для разработки для проведения заочной экскурсии по г. Дзержинску (с использованием ИКТ) - Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы - Познакомить детей с праздниками которые отмечают жители нашего города «День города», «День Химика», «День Победы». - закреплять знание домашнего адреса, имён отчеств родителей - Развивать умение делиться впечатлениями от посещения культурных мероприятий, прогулок по городу. - обобщить знания об истории возникновения г. Дзержинска. - продолжать формировать интерес к своему городу, через игровые ситуации - Развивать умение находить заданные силуэты путем наложения; развивать зрительное восприятие. - формирование представлений об архитектуре нашего города - Закреплять знания детей, о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе. - Вызвать интерес к изучению истории родного города | - ОД Аппликация «Дома на нашей улице» «Машины едут по улице» Общение в ходе самостоятельной деятельности - «Праздники нашего города» -«Если я потерялся» Игровое упражнение «Волшебный микрофон» Игра-викторина «Знатоки города Дзержинска» - Квест-игра «Ключи от г. Дзержинска» - Дидактическая игра «Найди тень» «Найди отличия». - « Почини здание» Конструирование: - «Спланируй город» - Мини-исследование «История названия моего города» | Анкетирование «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю» Цель: Изучение отношения родителей к данному вопросу. Семинар - практикум «Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине» Цель: Познакомить с формами, методами и приемами воспитания у детей любви и привязанности к малой Родине. Проект «Мой город» Цель: - - Формирование активного интереса со стороны родителей к родному городу. - Приобретение родителями наглядного опыта в ознакомлении детей с родным городом. | Игра-ходилка «Путешествие по городу» Цель: закреплять знания об объектах города Дидактическая игра «Рассказы о родном городе» Цель: Формировать умение составлять рассказы о городе. (по схемам и карточкам) Альбом «Дзержинск глазами ребёнка» (в рисунках дети, запечатлели любимые места нашего города) Лото «История нашего города» Цель: закрепить представление об истории родного города. |
Январь Февраль Достопримечательности родного города. Задачи: Знакомить со смыслом символа (герб города) и памятников населённого пункта, развивать умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах | - Подбор материала для разработки для проведения заочной экскурсии по г. Дзержинску (с использованием ИКТ) - Знакомить детей с достопримечательностями родного города. Развивать чувство гордости за свой город. - развивать стремление выражать своё отношение к окружающему. Содержательно рассказывать об интересных событиях. - Формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях родного города. - закрепление знаний детей внешнего вида герба родного города - Познакомить детей с достопримечательностями родного города. Воспитывать чувство любви к родным местам, к малой Родине - Закреплять знания детей о своем городе,его достопримечатель-ностях - учить сравнивать памятники, достопримечательности, старого и современного города - Развивать умение складывать целое изображение из отдельных частей; Закреплять знания о зданиях города - Расширять и систематизировать знания о достопримечательностях и объектах города. - Повысить интерес детей к родному городу, Прививать интерес к активному образу жизни. - расширять представления детей о себе, как о члене общества через участие в общественной жизни | - Красивые места моего города» - «Где я был с родителями» Дидактическое упражнение - «Продолжи» - Дидактическая игра «Герб города» -Виртуальная экскурсия «Достопримечательности города Рассматривание фотоальбома - «Моя прогулка по городу» - Дидактическая игра «Путешествие во времени». - Дидактическая игра ««Сложи картинку» - Режиссерские игры: «Путешествие по родному городу», «Проведи экскурсию» -Физкультурный праздник дню рождения города «Любимые места города» Участие в городском концерте - «С днём рождения Дзержинск» | Папка – передвижка «Роль экскурсий к памятным местам города в воспитании любви к малой родине» Цель: Вызвать интерес и желание совершать совместные прогулки по городу | Круги Луллия «Прошлое и настоящее города» Цель: сравнивать памятники, достопримечательности, улицы старого и современного города. Макет-города Цель: закреплять знания об архитектуре родного города. |
Март Апрель Природа родного города Задачи: продолжать знакомить с многообразием природы родного края, представителями животного и растительного мира, изменениями в их жизни в разные сезоны года. | - Содействие расширению представлений о природе родного края, формированию бережного отношения к растительному и животному миру. - способствовать расширению представлений о природе родного края; - расширять и систематизировать представления о зимующих и перелётных птицах, особенностях их поведения в определённые сезоны - знакомство с птицами родного края. - прививать любовь к птицам, желание заботиться о них | ОД Ознакомление с природой – - «Природа родного края». Виртуальная экскурсия: - «Прогулка в дендрарий» «Прогулка на утиное озеро» - Наблюдение за птицами на кормушке - Дидактическая игра «Птицы нашего города» - Пение песен о птицах | Прогулка-поход в дендрарий. Цель: способствовать расширению представлений о природе родного края. Фотовыставка «Природа и мы» Цель: показать значимость отношения взрослых и детей к окружающему миру родного края. Проект «Природа глазами детей» Цель: повысить уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников. | Дидактическая игра «В гости к зелёному доктору» Цель: закрепление названий лекарственных растений родного края. «Четвёртый лишний» Цель: закрепление знаний детей об обитателях флоры и фауны родного края. |
Май. Знаменитые люди родного города Задачи: Знакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан: с профессиями, связанными со спецификой родного населённого пункта. | -понять какое историческое значение сыграли эти люди, чтобы получить такое звание - содействовать ознакомлению детей с улицами нашего города, названными в честь героев ВОВ. - развивать наблюдательность, активность и самостоятельность в поиске необходимой информации, воспитывать любовь к своему городу. - организация тематических экскурсий для воспитанников ДОУ. | Общение в ходе самостоятельной деятельности . - «Жизнь замечательных людей города Дзержинска» - «Их именами названы улицы нашего города» Проблемные ситуации - «Что я сделаю для города, когда вырасту» - Акция «Знаю сам-расскажу другому» | Семейные экскурсии «Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Формировать устойчивый интерес к изучению города | Дидактическая игра «Кто больше знает о знаменитых людях» Цель: закрепление знаний детей о знаменитых людях родного города Рассматривание альбома «Знать своих предков – знать историю» Цель: вызвать у детей гордость за людей прославивших родной город |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине....

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...
Презентация к РМО "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...

Этнокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности
Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры...

Перспективное планирование "Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Перспективное планирование "Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...