Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал (старшая группа)

Костерина Светлана Александровна

 

Программа профессионального саморазвития педагога

«Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalnogo_samorazvitiya_2024-2025.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                    «Детский сад №124»

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализации программы: 2024 – 2025 учебный год

«Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

                                                                                 

                                                                                                     Подготовила воспитатель

                                                                                                  старшей группы

                                                                                Костерина Светлана Александровна

                                       

                                                        г. Дзержинск

                                                              2024 г.

                                                  Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Дошкольное детство  -  период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и любви к своей семье, детскому саду, интереса и уважения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…  И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.

Любой край, область, даже небольшая деревня  неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребёнку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа.

Поэтому, нравственно патриотическое воспитание является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФОП.

В ФОП ДО п. 15.3.2 отмечается, что к  5 годам ребёнок  имеет представления о малой родине, названии населённого пункта, улицы, некоторых памятных местах.

В п. 18.6. : 19.6; 20.6; 21.6 в области формирования основ гражданственности и патриотизма детей 5-6 лет по данной теме основной задачей образовательной деятельности является: расширять первичные представления о малой родине и Отечества, о населённом пункте, его истории, его особенностях, (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закреплять представления о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений. Поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области познавательного развития детей старшего дошкольного возраста; создание условий, для формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

Работа с детьми

  • Формировать знания детей о малой Родине, родном городе, его достопримечательностях, памятниках, символике, о замечательных людях прославивших свой город ;
  • Прививать детям чувство гордости за свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям;
  • Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям;
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, улице, городу;

Работа педагога (воспитателя)

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данному направлению
  • Включить ознакомление с малой Родиной в воспитательно – образовательный процесс группы
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению
  • Разработать разные формы работы с родителями по данной теме (мастер – классы, родительское собрание, папки – передвижки, семинар – практикум).
  • Создать картотеку игр для  детей старшего дошкольного возраста по формированию  представлений о малой Родине.
  • Пополнить развивающую предметно – пространственную среду.

Работа с родителями

  • Изучить готовность родителей к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование)
  • Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения опыта по формированию представлений о малой Родине.
  • Привлечь родителей к активной работе по данному направлению.

Источники самообразования: литература (методическая, публицистическая), интернет ресурсы, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер – классы.

Ожидаемый результат самообразования:

  • Повышение качества воспитательно – образовательного процесса
  • Пополнение предметной среды, способствующей ознакомлению детей с малой Родиной (городом)
  • Проведение родительских собраний, мастер – классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Планируемые результаты самореализации:

  • Разработка конспектов ОД в непосредственном обучении детей
  • Разработка сценариев викторин, квест – игры и т.д.
  • Выступление на семинарах, мастер – классах, родительском собрании, публикация статей.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 уч. год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 уч. год.

Месяц

Цель

Деятельность воспитателя с воспитанниками

Взаимодействие с родителями

Пополнение РППС

Сентябрь

«Мой дом-моя семья»

Задачи: Обогащать представления о семье, семейных и родственных отношениях.

Способствовать пониманию того, как поддерживаются родственные связи, проявляется в семье забота, уважение друг к другу, о правилах оказания посильной помощи.

- Обзор литературы и интернет-ресурсов по данной теме.

Определение цели, задач.

Ознакомление с передовым  педагогическим опытом

- Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество членов семьи; рассказывать о членах семьи. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям.

- Воспитывать желание помогать людям.

- воспитывать доброжелательность

- углублять представление детей о членах семьи. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.

- развивать стремление радовать старших хорошими поступками.

- закреплять знание домашнего адреса, имён отчеств родителей

- Совершенствовать и расширять игровые замыслы детей с опорой на представления о семье

- Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями.

- Развивать творческие способности детей

- Развивать интерес к художественной литературе

- закреплять понятия о том, что в д/с получают знания, учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

ОД Ознакомление с предметным и социальным окружением «Моя семья»

ОД Рисование «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

Общение в ходе самостоятельной деятельности

«Дружная семья»

Братья и сестры – мои друзья»

«Мой дедушка. Моя бабушка»

«Чем можно порадовать своих близких?»

«Если я потерялся»

-Сюжетно-ролевая игра «Семья»

-Выставка рисунков: «Моя семья»

-Конструирование: «Дом для моей семьи»

-Восприятие художественной литературы: Чтение  «Косточка» Л. Н.Толстой, С. Капутикян «Моя бабушка», Г. Сапгир «Семья», А Гайдар «Чук и Гек», Т. Агибалова «Что может быть семьи дороже», А. Барто «В пустой квартире», Е. Благинина «Наш дедушка», «Мамин день», «Бабушка – забота», Л. Воронкова «Бабушкины дела», «Что сказала бы мама…» С.Михалков «Цирк», А.Плещеев  «Внучка», В. Осеева «Пуговица», Д. Габе «Работа», А. Раскин «Как папа укрощал собачку», Д. Лукич «Четыре девочки», Р.Гамзатов «Мой дедушка»

-Музыкальное развлечение «День знаний»

 Анкетирование «Патриотическое воспитание в вашей семье»

Цель: Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ

Изготовление фотоальбома «Моя любимая семья» Цель:

Привлечение родителей к участию в жизни группы

Физкультурный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» Цель: Сближение родителей и детей. Подарить ощущение радости от совместной двигательной деятельности.

Выставка семейного рисунка «Моя семья»

Привлечение родителей к участию совместно с детьми в мероприятиях  группы

Лэпбук «Моя семья»

Цель: продолжить знакомить детей с понятием «семья» через игры, содействовать формированию интереса к роли семьи.

Фотоальбом

«Расскажи о своей семье»»

Цель: Стимулирование желания рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими.

Дидактическое пособие «Семейное древо» Цель: расширение представлений о своей семье, родословной.

Октябрь

«Мой детский сад»

Задачи:

Развивать позитивное отношение к д/с, поддерживать стремление быть членом детского коллектива, способствовать овладению детьми умений совместной деятельности;

обогащать представления о труде взрослых с конкретными профессиями взрослых в д/с.

Подбор материала для разработки консультации для родителей на тему «Растим гражданина»

- Поговорить о том,  почему детский сад называется именно так. Показать общественную значимость детского сада.

- Дать детям возможность испытать гордость от того,  что  они теперь старшие дошкольники. Напомнить,  чем занимаются на занятиях по развитию речи.

- Учить детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений

- Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Учить добиваться выразительности образа.

- Активизировать знания детей о людях, работающих в детском саду (профессии). Формировать эмоционально положительное отношение к работникам детского сада.

- Продолжать формировать умение детей составлять связный рассказ на заданную тему. Побуждать рассказывать о своих любимых занятиях в детском саду.

- Развивать умение находить предмет по его характерным признакам; развивать наблюдательность, умение ориентироваться в группе.

- Продолжать формировать умение выполнять постройку по представлению, обыгрывать ее.

- Прививать любовь к художественной литературе. Учить внимательно слушать художественное произведение

- Создание условий для повышения интереса к физической культуре и здоровому образу жизни дошкольников

-ОД Ознакомление с предметным и социальным окружением «Детский сад»

-ОД Развитие речи «Мы – воспитанники старшей группы»

-ОД Рисование «Нарисуй, что интересного произошло в детском саду»

- ОД Рисование «Дети танцуют на празднике в детском саду»

Общение в ходе самостоятельной

деятельности.

- «Кто работает в детском саду»

Составление рассказа:

 - «Чем я люблю заниматься в детском саду»

- Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»

- Дидактическое упражнение. «Найди что опишу»

- Конструирование: «Мой детский сад»

- Восприятие художественной

литературы: Чтение: Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махонин «Старшая группа», Б. Алмазов «Горбушка», Г. Шалаева «Всегда следи за порядком в своей в группе», Э. Успенский «Что мы делали в детском саду»

- Физкультурный досуг «За здоровьем в детский сад»

Семинар – практикум «Единство в работе детского сада и семьи по патриотическому воспитанию детей»

Цель: Активизация знаний родителей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Мой детский сад»

Цель: ознакомление детей с основными помещениями д/с, их назначением, профессиями персонала.

Ноябрь

Декабрь

История возникновения родного города.

Задачи:

Обогащать представления о малой родине: поддерживать любознательность по отношению к родному краю (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры)

- Подбор материала для разработки для проведения заочной экскурсии по г. Дзержинску (с использованием ИКТ)

- Учить детей передавать в аппликации образ городской улицы

- Познакомить детей с праздниками которые отмечают жители нашего города «День города», «День Химика», «День Победы».

- закреплять знание домашнего адреса, имён отчеств родителей

- Развивать умение делиться впечатлениями от посещения культурных мероприятий, прогулок по городу.

- обобщить знания об истории возникновения г. Дзержинска.

- продолжать формировать интерес к своему городу, через игровые ситуации

- Развивать умение находить заданные силуэты путем наложения; развивать зрительное восприятие.

- формирование представлений об архитектуре нашего города

- Закреплять знания детей, о том, что такое город, какие здания, учреждения, дома находятся в городе.

- Вызвать интерес к изучению истории родного города

- ОД Аппликация «Дома на нашей улице» «Машины едут по улице»

Общение в ходе самостоятельной деятельности                                        - «Праздники нашего города»                      

-«Если я потерялся»                                    

Игровое упражнение        «Волшебный микрофон»

Игра-викторина                        «Знатоки города Дзержинска»

- Квест-игра «Ключи от г.  Дзержинска»

- Дидактическая игра «Найди тень»              «Найди отличия».

- « Почини здание»      

 Конструирование: 

- «Спланируй город»

- Мини-исследование «История названия моего города»

Анкетирование «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю»

Цель: Изучение отношения родителей к данному вопросу.

Семинар - практикум «Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине»

Цель: Познакомить с формами, методами и приемами воспитания у детей любви и привязанности к малой Родине.

Проект «Мой город» Цель: -

- Формирование активного интереса со стороны родителей к родному городу.

- Приобретение родителями наглядного опыта в ознакомлении детей с родным городом.

Игра-ходилка

«Путешествие по городу» Цель: закреплять знания об объектах города

Дидактическая игра «Рассказы о родном городе»

Цель: Формировать умение составлять рассказы о городе. (по схемам и карточкам)

Альбом «Дзержинск глазами ребёнка»

(в рисунках дети, запечатлели любимые места нашего города)

Лото «История нашего города» Цель: закрепить представление об истории родного города.

Январь

Февраль

Достопримечательности родного города.

Задачи:

Знакомить со смыслом символа (герб города) и памятников населённого пункта, развивать умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах

- Подбор материала для разработки для проведения заочной экскурсии по г. Дзержинску (с использованием ИКТ)

- Знакомить детей с достопримечательностями родного города. Развивать чувство гордости за свой город.

- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему. Содержательно рассказывать об интересных событиях.

- Формировать умение понимать смысл услышанной фразы, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях родного города.

- закрепление знаний детей внешнего вида герба родного города

- Познакомить детей с достопримечательностями родного города. Воспитывать чувство любви к родным местам, к малой Родине

- Закреплять знания детей о своем городе,его достопримечатель-ностях

- учить сравнивать памятники, достопримечательности,  старого и современного города

- Развивать умение складывать целое изображение из отдельных частей; Закреплять знания о зданиях города

- Расширять и систематизировать знания  о достопримечательностях и объектах города.

- Повысить интерес детей к родному городу, Прививать интерес к активному образу жизни.

- расширять представления детей о себе, как о члене общества через участие в общественной жизни

- Красивые места моего города»

-  «Где я был с родителями» 

Дидактическое упражнение

  - «Продолжи»

- Дидактическая игра «Герб города»

-Виртуальная экскурсия «Достопримечательности города

Рассматривание фотоальбома - «Моя прогулка по городу»

- Дидактическая игра «Путешествие во времени».  

- Дидактическая игра ««Сложи картинку»

- Режиссерские игры: «Путешествие по родному городу», «Проведи экскурсию»

-Физкультурный праздник дню рождения города  «Любимые места города»

Участие в городском концерте 

- «С днём рождения Дзержинск»

Папка – передвижка «Роль экскурсий к памятным местам города  в воспитании любви к малой родине» Цель: Вызвать интерес и желание совершать совместные прогулки по городу

Круги Луллия

«Прошлое и настоящее города» Цель: сравнивать памятники, достопримечательности, улицы старого и современного города.

Макет-города

Цель: закреплять знания об архитектуре родного города.

Март

Апрель

Природа родного города

Задачи:

 продолжать знакомить с многообразием природы  родного края,

 представителями животного и растительного мира, изменениями в их жизни в разные сезоны года.

- Содействие расширению представлений о природе родного края, формированию бережного отношения к растительному и животному миру.

- способствовать расширению представлений о природе родного края;

- расширять и систематизировать представления о зимующих и перелётных птицах,  особенностях их  поведения в определённые сезоны

- знакомство с птицами родного края.

- прививать любовь к птицам, желание заботиться о них

ОД Ознакомление с природой –

- «Природа родного края».

Виртуальная экскурсия:

- «Прогулка в дендрарий»

«Прогулка на утиное озеро»

- Наблюдение за птицами на кормушке

- Дидактическая игра «Птицы нашего города»

- Пение песен о птицах

Прогулка-поход в дендрарий.

Цель: способствовать расширению представлений о природе родного края.

Фотовыставка «Природа и мы»

Цель: показать значимость отношения взрослых и детей к окружающему миру родного края.

Проект «Природа глазами детей» Цель: повысить уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.

Дидактическая игра «В гости к зелёному доктору» Цель: закрепление названий лекарственных растений родного края.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление знаний детей об обитателях флоры и фауны родного края.

Май.

Знаменитые люди родного города

Задачи:

Знакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых горожан: с профессиями, связанными со спецификой родного населённого пункта.

-понять какое историческое значение сыграли эти люди, чтобы получить такое звание

-  содействовать ознакомлению детей с улицами нашего города, названными в честь героев ВОВ.

- развивать наблюдательность, активность и самостоятельность в поиске необходимой информации, воспитывать любовь к своему городу.

- организация тематических экскурсий для воспитанников ДОУ.

Общение в ходе самостоятельной деятельности .

- «Жизнь замечательных людей города Дзержинска»

- «Их именами названы улицы нашего города»

Проблемные ситуации 

- «Что я сделаю для города, когда вырасту»

- Акция 

«Знаю сам-расскажу другому»

Семейные экскурсии «Экскурсия в краеведческий музей»

Цель: Формировать устойчивый интерес к изучению города

Дидактическая игра «Кто  больше знает о знаменитых людях»

Цель: закрепление знаний детей о знаменитых людях родного города

Рассматривание альбома

«Знать своих предков – знать историю»

Цель: вызвать у детей гордость за людей прославивших родной город


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

«Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

Академик Д.С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занима...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...

Этнокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры...

Перспективное планирование "Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Перспективное планирование "Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...