Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей подготовительной к школе группы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Цель: Развитие творческого мышления. Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования, продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противоречий.
Перспективное планирование для работы с детьми по ТРИЗ-технологии, можно использовать для кружковой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_triz_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей
подготовительной к школе группы
Цель: Развитие творческого мышления. Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования, продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противоречий.
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование |
октябрь | Повторение пройденного | Развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение. | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». |
Прием фантазирования «Дробление — объединение. | Развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение. | Рисунки мифологических существ. | |
Метод фокальных объектов (МФО) | Познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию. | Различные игрушки. | |
Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» | Познакомить с приемом фантазирования «увеличение — уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки. | Мяч. | |
Ноябрь | Свойства и признаки | Развивать пространственное воображение; систематировать знания о признаках объектов; обучать навыкам информации; развивать фантазию, умение переносить примы к и с одного объекта на другой; развивать внимание. | Карточки с рисунками. |
Развитие ассоциативности | Обучать навыкам ассоциативного мышления; развинти, навыки театрализации, перевоплощения. | Карточки с рисунками, бумага, чернила. | |
Развитие ассоциативности (продолжение) | Активизировать мышление детей; систематизировать и представления об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок. . | «Черный ящик», расческа | |
Прием фантазирования «Оживление» | Познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование. | Рисунки или игрушки сказочных персонажей. | |
Декабрь | Волшебник Времени | Познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение. | |
«Чем отличаются похожие?» | Найти различия в двух похожих предметах (два окна, два дерева, два стульчика, две руки и т. д.). Даже одинаковые предметы могут отличаться. | ||
Волшебник Времени (продолжение) | Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования. | Несколько наручных часов, наборы карточек | |
«Чем похожи различные?» | Воспитатель предлагает найти сходство в двух различных предметах из одной тематической группы (тарелка и чашка; стол и стул; кошка и собака; цветок и дерево и др.). Вывод: даже различные предметы могут иметь сходство. | ||
Январь | Морфологический анализ | Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение. | «Черный ящик», рисунок дома. |
Прием фантазирования «Наоборот». | Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение | ||
Обобщающее занятие по приемам фантазирования | Систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объединение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедление», «оживление». | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». | |
Февраль | Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы | Формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств. | Рисунки отдельных предметов, сюжетная картина. |
Рассказ по картинке: «системный оператор» | Развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования. | Сюжетная картина, схема на наборном полотне. | |
Рассказ по картине: выразительные средства речи | Активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов. | Рисунки для раскрашивания. | |
Обобщающее занятие по рассказу по картинке | Обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи. | ||
Март | Прогнозирование: объект «больница» | Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни. | Градусник. |
Прогнозирование: объект «самолет» | Обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание. | ||
Фантазирование (объект «магазин») | Активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях. | ||
Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед). | Активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование. | Карточки с рисунками. | |
Апрель | Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое). | Обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение. | Конверт с «письмом», картинки с рисунками. |
Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов. | Обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация». | ||
Понятие о классификации. | Систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление. | Карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы. Могут быть использованы и другие тематические группы, но при этом необходимо внести изменения в содержание занятия | |
«Род — вид» | Называние родовых понятий («фрукты», «обувь», «насекомые») и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов. | ||
Май | Классификация животного мира. | Систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание. | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». |
Сочинение сказок про животных. | Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение. | ||
Классификация растительного мира. | Систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации. | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». | |
Обобщающее занятие за год. | Продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы над проектом в подготовительной к школе группе
Данный материал поможет Вам в работе над проектом " Знакомим дошкольников с родным городом" в подготовительной группе....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...
Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей старшего возраста
Цель: Развитие диалектического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих проц...
Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы".
Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"....
Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной к школе группе (Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»).
Уважаемые коллеги. Предлагаю к Вашему вниманию перспективное планирование работы с родителями в подготовительной к школе группе....
Конспект НОД: Тема "Секреты маленьких человечков" с элементами ТРИЗ-технологий в подготовительной к школе группе
Окружающий мир...
Перспективный план по играм ТРИЗ - технологии в подготовительной к школе группе
В данном материале прописаны развивающие игрыс детьми шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие каче...