Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей старшего возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Знароченкова Юлия Сергеевна

 

Цель: Развитие диалектического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Планирование расчитано на учебный год, с октября по май, один раз в неделю. Расписаны задачи, которые решаются на каждом занятии и оборудование, необходимое для решения этиъ задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_triz_starshaya_gruppa.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей

старшего возраста

Цель: Развитие диалектического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

Октябрь

1.Противоречия

 в природе, погоде.

Активизировать интерес детей к окружающему миру;

систематизировать их знания о явлениях природы.

1.3накомство с помощником воспитателя.

2. Диалог с игрушкой о погоде

3. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

4. Подведение итогов.

Черный ящик, полотенце.

2. Противоречия в предметах.

Систематизировать навыки классификации предметов

по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

1.Классификация игрушек по различным признакам

2.Подвижная игра «Разбежались».

3.Обсуждение противоречий в предметах.

4.Подведение итогов.

Игрушки большого размера

Ноябрь

1. Противоречия в предметах (продолжение).

                             

Систематизировать знания детей о профессиях: научить

выделять противоположные признаки объектов; развивать

внимание, мышление, память.

1.Беседа о профессиях.

2.Игра «Дрессировщики».

3.Дидактическая игра «Магазин».

4.Подведение итогов.

Мяч, конфета, нож,

будильник

2.  Противоречия в ситуациях.

       

Обучать  выделению  противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

1.Противоречия в болезни.

2.Игра «Простуда»

3.Анализ ситуаций.

4.Подведение итогов.

Бинт, шарф

3.Противоречия

в  размерах.

Активизировать мышление путем разрешения проблемной

ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

1.Анализ проблемной ситуации.

2.Игра «Большие», «Маленькие».

3.Упражнение «Расставь по порядку».

4.Подведение итогов.

Кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных.

4.Противоречия в количестве.

Активизировать мышление путем разрешения проблемной

ситуации; формировать понимание относительности

количества.

1.Анализ проблемной ситуации.

2.Игра «Много», «Мало».

3.Противоречия в количестве.

4.Примеры ситуаций.

5.Подведение итогов.

Конфета

Декабрь

1.Противоположные признаки.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях

в природе; активизировать использование антонимов в     речи; активизировать  мышление детей; обучать навыкам  групповой

работы в режиме (мозгового штурма).

1.Противоречия в зиме.

2.Игра на внимание.

3.Проблемная ситуация.

4.Подведение итогов.

Пакет от подарка

2. Обучающее  занятие по противоречиям.

Систематизировать представления детей о противоречиях;

оценить умение воспринимать объекты, как совокупности

противоположностей.

Предметы разные

3. Подсистема человека.

Систематизировать знания о строении человека; развивать

внимание, умение сравнивать, обобщать, воображение

1.«Сборка робота».

2.Игра «Руки, ноги, голова».

3.Обсуждение «Что для чего?»

Бумажные части тела робота

4.Подсистемы предметов: объект (чайник).

Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному

подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое

мышление, умение прогнозировать.

1.Обсуждение  «Какой чайник лучше?».

2.Игра-эстафета  «Наполни чайник».

3.Анализ подсистем.

4.Подведение итогов

Настоящий и игрушечные чайники

Январь

1.Подсистемы предметов: объект (машина).

Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание о правилах  

дорожного движения.

1.Анализ подсистем.

2.Игра «Светофор».

3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».

4.Подведение итогов.

Машина грузовик, игрушечный  или бумажный - светофор, игрушки,  рисунки – иллюстрации различных машин.

2.0бобщающее занятие по подсистемам.

Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения

загадок; развивать воображение.

1.0бсуждение «Конструкторы»

2.Игра «Кто больше?».

3.Сочинение загадок.

4.Подведение итогов.

Разборные игрушки

3.Метод «Маленьких человечков».

Познакомить с методом «Маленьких человечков»;

обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;

развивать воображение, умение инсценировать;

развивать познавательный интерес, умение анализировать

причины

1.Обсуждение «Что не делится на части?»

2.Игра  «Назови твердое».

3.Инсценировка «Маленьких человечков»

4.Подведение итогов.

Мяч

4.Твердые и жидкие человечки.

Активизировать мышление детей; закрепить представления  о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объекта.

1. Решение проблемной ситуации.

2.Сравнение твердых и жидких веществ.

3. Игра «3амри».

4.Моделирование ситуации.

5.Подведение итогов

Бумажная коробка, стакан с водой

Февраль

1.Газообразные человечки.

Активизировать мышление детей, систематизировать

представления детей  о свойствах газообразных веществ

развивать  воображение, умение  перевоплощаться и абстрагироваться.   Работа по схеме, объяснение выбора

Карточки с изображением маленьких человечков

2.«Цветные человечки».

Активизировать мышление детей; развивать воображение,

фантазию; обобщить представления о веществах в различных

агрегатных состояниях; формировать экологическое сознание.

1. Анализ проблемной ситуации.

2.Упражнение «Волшебная дорожка».

3.Игра «Светофор».

4.Подведение итогов.

Краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок

3. Обобщающее  по ММЧ.

Развивать познавательную активность; умение сравнивать

и обобщать; формировать умение моделировать физические

процессы.

1.Упражнение «Черный ящик».

2.Беседа о мыльных пузырях.

3.Практическая работа. «Кто больше надует пузырь».

4.Беседа о свойствах вещества (опыт).

«Черный ящик», мыло, соломинки,

стаканчики с пеной, карточки МЧ.

4. Функции подсистем.

Систематизировать представления о назначении дома

и его составных частей; развивать умение анализировать,

видеть взаимосвязи; формировать диалектическое

мышление.

Кубики

Март

1.«Системный лифт»

Развивать умение анализировать и обобщать; формировать

диалектическое мышление, развивать воображение, умение

инсценировать; познакомить с моделью  анализа объекта

«системный лифт»; систематизировать правила поведения

в лифте.

1. Упражнение «Назови общее»

2. Анализ противоречий.  

3. Упражнение «Лифтовый зверь».

4.Ведение понятия «системный лифт».

4.Подведение итогов.

Детские рисунки, «системньй лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок.

2. Надсистемы и подсистемы объекта

Активизировать мышление детей; обучать использовать

модель «системный лифт» для анализа объекта.

1.Проблемная ситуация.

2.Подведение итогов.

«Системный лифт», игрушки, наборы карточек.

3. Обобщающее занятие по над- и подсистемам.

Закрепить представления о над - и подсистемах объектов,

 умение пользоваться моделью «системный лифт».

1.Упражнение «Назови этаж».

2.Игра «Первый, второй, третий».

3.Игры в группах.

4.Игра с мячом «Чем было раньше?»

5.Подведение итогов (рефлексия).

«Системный лифт», наборы карточек.

4.Прошлое.

Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать

1.Беседа «Что было раньше?».

2.Физкультминутка с инсценировкой.

3.Игра с мячом «Что было раньше»

4.Подведение итогов.

Мяч

Апрель

1.Будущее человека.

Систематизировать представления о единицах измерения

времени; формировать умение прогнозировать; обучать

последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

1.Упражнение «Что потом?».

2. Игра «Карлики и великаны».

3.Беседа «Будущее человека».

4. Подведение итогов.

Мяч

2.Будущее предметов.

Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

1.«Что потом?».

2.Игра «Съедобное, несъедобное».

3.Фантазирование.

4.Подведение итогов. Вывод.

Мяч

3.«Системный оператор».

Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»,

 развивать внимание.

1.Знакомство с системным оператором.

2. Игра «Вверх, вниз, вперед, назад».

3.Путешествие по «пятиэкранке»

4.Подведение итогов.

«Пятиэкранка – наборное  полотно», мороженое - изображение, книга.

4.Обобщение игровой ситуации по системному оператору.

Закрепить умение системного анализа объекта;

закрепить умение пользоваться моделью

«пятиэкранка»; формировать диалектическое

мышление.

1.Анализ противоречий.

2.Игоа «Хорошо – плохо»

3.Работа с системным оператором.

4.Подведение итогов.

«Пятиэкранка», мешочек, различные предметы.

Май

1.Анализ сказки по «системному оператору»

Формировать умение системного анализа сказки;

развивать умение анализировать, обобщать; обучать  

использованию приема «наоборот», развивать воображение,

эмпатию.

1.Упражнение «Какую сказку загадали?»

2.Анализ сказки по системному оператору.

3.Подвижная игра «Лиса и колобок».

4.Фантазирование.

Сказка «Колобок», рисунок или игрушка колобка, «пятиэкранка».

2.Использование ресурсов для сочинения сказки.

Обучать приемам сочинения загадок; развивать

умение сравнивать и обобщать; развивать навыки

фантазирования активизировать

мышление путем разрешения проблемных

ситуаций.

1.Сочинение загадок.

2.Игра «Колючий, не колючий».

3. Прием «Сочинение сказки».

4.Подведение итогов.

Рисунки колобка и ежика.

3. Другая точка зрения.

Систематизировать представления детей о жанре

сказки; познакомить с приемом описания объектов

с другой точки зрения, развивать эмпатию.

1.Беседа «Сказка, не сказка»

2.Игра «Замри, отомри».

3. Прием «Другая точка зрения».

4.Подведение итогов.

«Волшебная палочка»

4.Обобщение за год пройденного материала.

Задания на противоречия, «ситемный лифт», ММЧ,

другая точка зрения, ресурсы. В виде праздника,

от лица игрушки, либо КВН.

Используемая литература: С.И.Гин Занятия по ТРИЗ  в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений – 4 –е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008.-112 с. В данной книге разработаны конспекты НОД для детей старшего возраста. Представлен опыт работы для детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по новой технологии. Автор А.Буренина

Тематическое  перспективное  планирование  для  детей  средней  группы.  Этот  материал  поможет  спланировать  свою  работу  по ...

Перспективное планирование по новой технологии "Танцевальная ритмика" Автор Т.Суворова

Перспективное  тематическое  планирование  с  применением  новой  технологии развития  музыкально-ритмических  движений  для  детей  подготовител...

Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста

Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...

Перспективное планирование по ТРИЗ для детей старшего возраста

Данная технология ТРИЗ-РТВ направлена на развитие творческого мышления дошкольников. На старший возраст представлено перспективное планирование на год.Материалы(конспекты заданий, НОД ), представлены ...

Перспективное планирование по ТРИЗ

Развивать логическое мышление,  творческое воображение, формирование основ системного мышления, умение строить противоречия, формировать приёмы фантазирования, учить видеть пользу и вред в одном ...

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей подготовительной к школе группы

Цель: Развитие творческого мышления.  Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования,  продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противор...