Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: познавательное развитие: «Югра – мой край родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по ОО "Познание" : познавательному развитию "Я живу в Югре" поможет обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_poznavat_yugra_moy_kray.docx | 211.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №18 «Северяночка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области
«Познание»: познавательное развитие:
«Югра – мой край родной»
группа общеразвивающей направленности
от 6-ти до 8-ми лет № 11
Плотникова Гульшат Асхатовна, воспитатель
г. Радужный
Тема: «Югра – мой край родной»
Цель: Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры - ханты и манси.
Задачи: Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Формировать начала экологической культуры. Развивать детское воображение, речь детей, мышление, смекалку.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа.
-Беседы о родном крае, городе, коренных жителях Югры;
- Проведение акции по ознакомлению с родным краем;
- Посещение краеведческого музея в детском саду и городского эколого-этнографического музея;
- Индивидуальные поездки с родителями в музей краеведения в поселке Варьеган;
- Чтение сказок и сказаний коренных жителей, рассматривание иллюстраций и фотографий, альбомов: «Культура и быт народов ханты и манси», «Узоры и орнаменты хантов и манси», пересказы с иллюстрациями сказок Севера;
- Изготовление кукол «Акань», посуды из бересты, украшений из бисера, макетов в детском саду и дома совместно с родителями.
-Рисование национальных узоров и выставка сюжетных рисунков по теме «Югра – мой край родной».
-Подвижные игры народов севера «Сова и евражки», «Оленьи упряжки»,
-Прослушивание музыкальных инструментов (варган, бубен, нарсъюх), песен в записи.
Методическое обеспечение
-Карта-схема.
-Наглядно - иллюстративный материал: муксун, стерлядь, птицы севера, ягоды, растения (мох, лишайник, береза), узоры хантов, шуба хантов.
-Предметные картинки: заяц, сова, оленёнок,
-Куклы в русском и хантыйском костюме.
-Макеты: юрта, нарты
Ход:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент: Игровая мотивация.
Входим под музыку про Россию, садимся полукругом на стульчики,
- А вы хотите узнать, какой необычный гость к нам пришел? Посмотрите ребята, кто это? (кукла Люба)
II. Основная часть.
- Как вы думаете, что за наряд у нее? ( Русский национальный костюм)
- Значит, откуда к нам приехала Люба? (из России)
- А что это такое Россия? (Это наша родина)
- Назовите столицу России? (Москва).
- А кто мне может показать на нашей карте, где находится Москва? (ставим флаг российский)
- Россия – это большая родина, а как называется наша малая родина? ( Это край, в котором мы живем, Югра).
-Как называется наш город? (Наш город называется Радужный).
-Покажите мне на карте, где находится наша область?
-Примерно вот тут находится наш город Радужный! (ставим флаг Югры).
-А вы знаете, кто у нас тут коренные жители? (Ханты и манси).
-Какие еще города вы знаете, ведь вы летом наверняка ездили отдыхать? ( Ответы детей)
- Кукла Люба тоже ездила летом отдыхать, она пришла с просьбой – помочь ей навестить ее подругу, с которой они познакомились летом – куклу Хором Катя («красивая Катя» в переводе с хантыйского языка), и которая позвала ее к себе в гости - в тайгу, где находится стойбище хантов. У Любы есть карта, где нарисовано, как нам добраться до подруги - Хором Кати. (Показ карты)
- Поможем Любе? Тогда отправляемся в путешествие в тайгу.
- Скажите мне, ребята, как нужно вести себя в тайге? (В тайге нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу, отвечать на вопросы быть доброжелательными).
-Смекалка и наши знания помогут нам в пути.
-Ребята, на чем будем добираться? (Предполагаемые ответы детей).
-Можно поехать на машине, на вертолете, на буранах, на лыжах, на снегоступах. Вы предложили много вариантов, это хорошо. Мы выберем лыжи, кругом снег (имитация ходьбы на лыжах: ших, ших, ших, ших.)
1.Встреча с зайцем.
Д\и: «Узнай растение по описанию»
- Здравствуй заяц, мы идем в гости к Хором Кате
- Ответьте на вопросы, которые подготовил вам заяц:
-Тайга – как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Все целебные растенья
Нужно знать без исключенья.
По описанию вы должны узнать растение и назвать его лечебные свойства.
1. В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят есть олени. (Лишайник.)
А еще лишайник высушивают, растирают в порошок и посыпают раны; используют для лечения туберкулеза.
2. Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава. (Мох.)
Мох применяют при болях в груди, при расстройствах желудка.
3. Она считается символом России. Ее можно сравнить с молодой девушкой. (Береза.)
Листья березы являются лекарством от болезни почек.
4. Это дерево называют плакучим. Его длинные тонкие ветви часто опускаются чуть ли не до самой земли, придают дереву грустный вид. (Ива.)
Кора ивы применяется при простудных заболеваниях.
- Какие еще деревья растут в тайге? (В тайге растут березы, ели, сосны, кедры, ива, осины, рябины.)
2) Беседа «Назови животных тайги».
-Ребята, а что еще помимо растений есть в тайге? (Животные)
-. Какие животные водятся в наших северных лесах?
- В тайге живут медведи, лисы, волки, росомахи, белки, мыши, олени, зайцы, барсуки, рыси, лоси, кабаны.
-Ну, что, едем дальше?
3. Встреча с мудрой совой. « Беседа о рыбах»
-Ребята, Сова тоже хочет что-то у нас спросить:
-Кого еще помимо животных и птиц можно встретить в тайге? (Рыб и птиц)
-Какие рыбы плавают в Югорских реках и озерах? (В Югорских водах плавают щуки, окуни, караси, ерши….)
-Еще много разных рыб плавает в северных водах, вот посмотрите это муксун, а это стерлядь. (Показ иллюстраций муксун, стерлядь)
4. Д\и «Птицы тайги»
-Какие птицы летают над тайгой? (Над тайгой летают сороки, глухари, совы, куропатки, тетерева, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы, клесты.)
Молодцы ребята, много вы знаете, но еще больше вам предстоит узнать.
5. Встреча с оленёнком. Физкультурная минутка «Важенка и оленята».
-А кто это перед вами?
-Оленёнок просит вас: ответить на его вопросы.
-Чем питаются олени? (Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев)
- А какие ягоды растут в наших лесах?
(В наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника).
-Молодцы. Ребята, как вы много знаете. Поиграйте с олененком немного.
6.Физминутка «Важенка и оленята»
Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
То, что не понятно.
По болотам топают
Оленята малые
Терпеливо слушая
Наставленья мамины.
И копытом ищут
Из-под снега ягель
Бродит в тундре важенка
С нею оленята.
Олененок прощается с нами. Вот там за пригорком стоит стойбище хантов.
7. Стойбище хантов. (на столе – макет чум, лодка, нарты)
1)Беседа о жизни хантов:
Вот мы и пришли на стойбище хантов,
Детей встречает кукла- Хором Катя.
-Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть. Проходите, рассаживайтесь. Расскажите о себе.
-Здравствуй, Хором Катя. Мы живет в г. Радужном, он находится в Тюменской области ХМАО.
-Послушайте легенду, ее придумали древние греки.
-“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”
Эти счастливые люди — ханты и манси.
- Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.
-Как называется дом оленевода – (чум). Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
-На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?
-Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?
-Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.
-Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда. В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый. Северные народы уважают и любят - оленей. Заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага - овода. Охраняют от хищника - волка
-Кто знает пословицы и приметы народов севера?
2) Д\и: «Закончи поговорки» 2 мин
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Народная мудрость гласит:
Собаки воют – волки... (близко).
Звезды сильно заблестят – ... (к теплу).
Собаки катаются по снегу – ... (к пурге).
Шумит еловый лес – ожидай... (оттепель).
- Д\и «Продолжи узор».
-Посмотрите, чем занимается Хором Катя: - Катя вышивает узор, давайте поможем ей (Составление из квадратиков белого цвета на красном фоне узора «Заячьи уши»)
- Какие еще узоры вы знаете?
«След соболя»
А какие еще названия узоров у хантов вы знаете?
«Сидящая лягушка»
«Глухарь сна»
-На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «глухаря сна узор».
-Сонный глухарь, птица,
Сюда прилетай (садись), сюда прилетай (садись),
Пестрый глухарь, птица,
Сюда прилетай (садись), сюда прилетай
«Двойная челюсть щуки»
4) Беседа о УНТ хантов. 1-2 мин.
-Хорм Катя, а ты любишь сказки?
-Конечно, люблю, я знаю много сказок, а вы знаете хантыйские сказки?
(Называют несколько. «Кот», «Гордый олень», «Ермак»).
-Катя, мы для тебя приготовили стихотворения, послушай их
(Чтение стихотворений)
Белый снег над кочками, кустами
Покружился, вдоволь начудил,
Он в платки хантыйские с кистями
Невзначай березки нарядил.
Хорошо, бело на белом свете!
В белой наступившей тишине.
Снег уснул глубоким сном медведя,
Чтобы вновь проснуться по весне.
(Р.Ругин.)
-Хором Катя благодарит детей, дает угощение в туеске (брусника), дарит раскраски.
Дети благодарят, прощаются.
- Нам пора домой, встали все на лыжи! Поехали!
III. Заключительная часть.
Итог.
-Вот вернулись мы с вами в детский сад. Понравилось вам наше путешествие?
-Что запомнилось больше всего?
-Все вы молодцы, много чему научились, проявили смекалку в путешествии.
- А теперь выберите тот смайлик, который вы считаете подходит вашему настроению после занятия. ☺, ☹.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание" (ФЭМП) . Тема: Дары осени. " младшая группа.
Непосредственно- образовательная деятельность составлена с учетом ФГТ. В организованной деятельности происходит интеграция образовательных областей:Познание, коммуникация, социализация, физическа...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
План-конспект непосредственно организованной деятельности Образовательная область «Познание» по развитию зрительного восприятия Тема: «Солнышко и дождик» для детей первой младшей группы
в ходе образовательной деятельности дети знакомятся с предметными представлениями, закрепляют знания о желтом цвете, и развивают тактильные ощущения....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»
Предлагаемый материал посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Познание», развитие математических представлений в старшей группе Тема: «Кондитерская фабрика»
Предложенный конспект поможет воспитателю провести занятие в интересной игровой форме, развить познавательность, любознательность, воображение и творческую активность у детей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...