Программа развивающих занятий
рабочая программа (младшая группа) по теме

Корчигина Наталья Ивановна

Программа развивающих занятий предназначена для работы с малышами. За основу взяты занятия разработанные психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivayushchih_zanyatiy_v_yaselnoy_gruppe.docx70.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

Протокол № _________________

«____» ________________ 2014 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Зав. МДОУ«Детский сад №5 Тополек»  п.Новоорск

_______________ Л.Г.Записочная

«___» _________________ 2014 г.

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Раннего развития детей»

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- физическое развитие.

Программу разработала: Корчигина Наталья Ивановна, воспитатель I квалификационной категории

п.Новоорск, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел

I

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

1.4.

Возрастные характеристики развития детей

1.5.

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

1.6.

Обоснование выбора содержания парциальной образовательной программы

1.7.

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

II

Содержательный раздел

2.1.

Тематическое планирование образовательной деятельности

2.2.

Содержание парциальной образовательной программы

III

Организационный раздел

3.1.

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

3.2.

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

3.3.

Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания)

3.4.

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

3.5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV

Дополнительный раздел

4.1.

Презентация парциальной образовательной программы

Литература

Приложения

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы.

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы.

Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик.

На занятиях решаются следующие задачи:

  • Становление правильной речи;
  • Развитие мышления;
  • Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание;
  • Углубление знаний об окружающем мире;
  • Оздоровление детей;
  • Развитие двигательной активности;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Пробуждение интереса к творчеству.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

1. Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всѐ это находит свое отражение в детской инициативности  и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.

2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем, многообразие этих видов дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

3. Следующий базовый принцип программы - принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребенка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с  водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками,

4. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Раннего развития детей». Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

5. Следующий основополагающий принцип программы – принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.

Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребѐнка, отношение к нему как к самоценной личности – всѐ это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребѐнка и его полноценного развития. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.

6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов.

7. Следующий принцип, которому следует программа – принцип полноты содержания образования. Требования ФГОСТ ДО к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Развивающие занятия по программе «Раннего развития детей» предусмотрено создание условий для всех линий развития.

8. Принцип полноты неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узко предметным, а интегрированным.

Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям развития достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды деятельности и способности ребенка.

9. Принцип сотрудничества Организации с семьей реализуется в данной программе как в организационном, так и в содержательном плане. Игры и занятия, описанные в программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.

1.4. Возрастные характеристики развития детей.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет.

Другая важная особенность детей 2-3 лет – ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п.

Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

В качестве важных психологических особенностей данного возраста важно отметить:

  • наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния ребенка;
  • внимание, мышление, память непроизвольны.

Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

Восприятие, предметно-игровая деятельность:Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".  

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца      , регулирующего собственную активность ребенка.      

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Главной особенностью данного возраста является кризис трех лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис 3 лет может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.

В результате освоения Программы ребенок к трем годам:

Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, с удовольствием исследует их свойства. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий.

Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.

Владеет активной и пассивной речью, включѐнной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Знает названия окружающих предметов и игрушек.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются короткие отобразительные игры, в которых малыш воспроизводит действия взрослого. Возникают первые игровые замещения.

Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.

Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.

С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.).

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной образовательной программы.

Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.  

Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в раннем дошкольном возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и другие. На основании вышесказанного была разработанна программа «Раннего развития детей».

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы.

- праздники;

- досуги;

- совместные игры детей.


II. Содержательный раздел.

2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности.

№ занятия

Кол-во и объем ОД в мин.

Задачи:

Формы реализации:

Средства:

Занятие №1

1 (10 мин)

1. установить контакт с детьми.

2. развитие мелкой моторики руки

3. облегчение хода адаптации.

Игровая ситуация.

Пальчиковая гимнастика «Курочка»

- игрушка курочка Ряба

Занятие №2

1 (10 мин)

1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. установить контакт

3. учить слушать воспитателя.

4. воспитывать доброе отношение к рукотворному

5. развитие внимания, усидчивости.

Игровая ситуация

- настольный театр «Курочка Ряба»

- мешочек.

Занятие №3

1 (10 мин)

1. развитие мелкой моторики руки

2. развитие восприятия, памяти

3. обучение приемам конструирования

Игровая ситуация

Конструирование

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

- игрушка курочка Ряба

- цыплята

- конструктор с крупными элементами

Занятие №4

1 (10 мин)

1. развитие воображения

2. развитие памяти

3. развитие творческих способностей

Игровая ситуация

Рисование

- куклы по сказке «Курочка Ряба»

- мешочек

- фломастеры (толстые)

- лист бумаги А3

Занятие №5

1 (10 мин)

1. развитие памяти

2. развитие мелкой моторики руки

3. развитие творческих способностей

4. развитие координации движений

Игровая ситуация

Пение

- куклы курочки, собачки, кошки, мышки.

- веселая музыка

Занятие №6

1 (10 мин)

1. закреплять понятия о цветах.

2. развивать умение использовать накопленный опыт в жизни

3. развивать умение работать сообща

4. развитие мелкой и общей моторики

Игровая ситуация

Рисование

- кукла собачки

- девочка Кисточка

- большой лист бумаги с нарисованными деревьями

- краска желтого, красного, оранжевого цвета

Занятие №7

1 (10 мин)

1. развитие памяти.

2. развитие воображения

3. развитие координации движения.

4. побуждать детей к эмоциональным откликам.

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Конструирование

- кукла собачки.

Занятие №8

1 (10 мин)

1. развитие координации движения.

2. развитие памяти

3. закладывать основы драматизации.

4. развитие речи.

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Д/игра «Опиши»

- игрушка Кошки

Занятие №9

1 (10 мин)

1. развитие координации движений

2. развитие памяти

3. закладывать основы драматизации.

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Речка и рыбка»

Пальчиковая гимнастика «Шарик»

- игрушка Кошки

Занятие №10

1 (10 мин)

1. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы

2. развитие памяти

3. развитие мелкой моторики рук

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Мышка»

- кукла мышки

Занятия №11

1 (10 мин)

1. знакомить с особенностями и признаками зимы.

2. развивать умение использовать накопленный опыт в жизни

3. развивать умение работать сообща

4. развитие мелкой и общей моторики

Игровая ситуация

Нетрадиционное рисование

- кукла мышки

- клей ПВА

- большой лист бумаги с нарисованными деревьями

- вата.

Занятие №12

1 (10 мин)

1. развитие мелкой моторики руки.

2. развитие воображения

3. продолжать развивать умение работать сообща

4. познакомить детей с праздником Нового года.

Игровая ситуация

Лепка

- кукла деда Мороза

- лист формата А3 с нарисованной елочкой

- разноцветный пластилин.

Занятие №13

1 (10 мин)

1. развитие мелкой моторики

2. закрепление полученного опыта.

3. развитие памяти.

Игровая ситуация

Работа с бумагой

- кукла деда

- картон синего цвета (формат А4)

- белый пластилин

- душистый перец горошком (для глаз)

Занятие №14

1 (10 мин)

1. закрепление названий основных геометрических форм

2. формирование умения ориентировки на листе бумаги

3. закрепление понятий «над», «под».

Игровая ситуация

Работа с геометрическими фигурами

- кукла бабушки

- лист формата А4

- красный квадрат, желтый прямоугольник, синий круг, два зеленых треугольника.

- клей ПВА

Занятие №15

1 (10 мин)

1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. продолжать учить слушать воспитателя.

4. воспитывать доброе отношение к рукотворному

5. развитие внимания, усидчивости.

Игровая ситуация

Физкультминутка «Хлоп - раз»

- настольный театр «Репка»

- мешочек.

Занятие №16

1 (10 мин)

1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. установить контакт

3. учить слушать воспитателя.

4. воспитывать доброе отношение к рукотворному.

5. развитие внимания, усидчивости.

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Шарик»

Рассказывание сказки

- настольный театр «Колобок»

- мешочек.

Занятие №17 - 18

2 (20 мин)

1. развитие координации движений (ловля и бросание мяча)

2. закрепление знаний о форме круга.

3. закреплять понятие о желтом цвете

Игровая ситуация

Игра «Поймай мячик»

- кукла Колобка

- мячик

Занятие №19

1 (10 мин)

1. воспитывать доброе отношение к окружающим

2. развивать восприятие композиции

3. учить работать сообща

4. учить заполнять пространство, не выходя за пределы контура

Игровая ситуация

Поделка «Фартук для бабушки»

- кукла бабушки

- лист формата А3 с нарисованным фартуком

- разноцветные геометрические фигуры из бумаги

- клей ПВА

Занятие №20

1 (10 мин)

1. дать представление о празднике 8 марта

2. развитие чувства прекрасного,

3. умения работать сообща

4. учить наклеивать, учитывая композиционное положение.

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Подарок маме

- лист формата А3 с нарисованной и раскрашенной вазой

- цветы, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей)

- клей ПВА

- картинка с изображением весны

Занятие №21

1 (10 мин)

1. развитие мелкой моторики руки

2. развитие умения работать сообща

3. закреплять знания о времени суток ночь и утро.

4. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

Игровая ситуация.

Части суток

- картина с изображением звездного неба

- пластилин желтого цвета

- картон темно-синего цвета

Занятие №22

1 (10 мин)

1. развитие мелкой и общей моторики

2. развитие речи, воображения

3. развитие координации движений

4. формировать умение соотносить свои движения со словами.

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Кошечка»

Конструирование тропинки из фасоли

- картон формата А3 (на нем из пластилина сделаны дорожки)

- фасоль

Занятие №23

1 (10 мин)

1. побуждать детей к эмоциональным откликам

2. развитие речи

3. воспитывать доброе отношение к рукотворному

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Труба»

Знакомство со сказкой «Теремок»

- настольный театр теремок

- мешочек.

Занятие №24

1 (10 мин)

1. развитие мелкой моторики руки

2. развитие восприятия, памяти

3. обучение приемам конструирования

Игровая ситуация

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Конструирование

- игрушка медведя

- конструктор с крупными элементами

Занятие №25

1 (10 мин)

1. воспитывать доброе отношение к окружающим

2. развивать восприятие композиции

3. учить работать сообща

4. учить заполнять пространство, не выходя за пределы контура

Игровая ситуация

Работа с геометрическими фигурами

- кукла лисички

- лист формата А3

- разноцветные геометрические фигуры из бумаги

- клей ПВА

Занятие №26

1 (10 мин)

1. развитие воображения

2. закрепления умений пользоваться кисточкой

3. развитие умения работать сообща

4. воспитание чувства прекрасного.

Игровая ситуация

- лист формата А3 тонированный зеленым цветом

- вата

- картинка с изображением весны

- клей ПВА

Занятие №27

1 (10 мин)

1. развитие воображения

2. закрепления умений пользоваться кисточкой

3. развитие умения работать сообща

4. воспитание чувства прекрасного.

Игровая ситуация

Поделка «Цветущий луг»

- луг с цветочками, сделанный на прошлом занятии

- бабочки из белой бумаги

- гуашь разных цветов

- кисточки (по количеству детей)

- тряпочки


2.2. Содержание парциальной образовательной программы.

№ занятия

Содержание занятия

Сроки проведения

Занятие №1

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости пришла Курочка Ряба». (показывает курочку)

«Курочка-красавица в гости к вам пришла

С вами познакомится решила она.

С нею мы подружимся, песенку споем,

Вместе потанцуем и гулять пойдем».

Воспитатель подходит к каждому ребенку индивидуально. Предлагает погладить курочку и назвать свое имя. После вместе с детьми рассматриваем курочку: гребешок, бородку, глазки, крылышки, хвостик.

Курочка Ряба: «Какие вы все хорошие, добрые!!! А давайте с вами поиграем?»

Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».

Зернышко за зернышком курочка клюет.

В клюве своим деткам зернышко несет.

(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.) Гимнастика проводится 3-4 раза.

Курочка Ряба: «Молодцы, ребята!!! С вами очень интересно. Мне сейчас пора домой, кормить своих цыпляток. А можно я к вам еще в гости приду?»

1 нед. октября

Занятие №2

Воспитатель:  Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Воспитатель садится за стол, а дети собираются вокруг.

Воспитатель: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку.

Воспитатель: Это дедушка.

Из мешочка достаем бабушку. Ставим ее напротив дедушки. Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им. Когда мышка разбивает яйцо, вместе с детьми и курочкой жалеем деда, бабу.

Воспитатель: Вот какие молодцы!!! А теперь давайте поиграем.

Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».

Зернышко за зернышком курочка клюет.

В клюве своим деткам зернышко несет.

(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли.

2 нед. октября

Занятие №3

Воспитатель: «Как у вас настроение? А к нам снова пришла курочка!»

Курочка Ряба: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам не одна, а с моими детками-цыплятками!»

На ковер перед детками выставляем цыпляток.

Курочка Ряба: «Мои детки выросли, и наш домик стал для нас маленький. Вы поможете построить новый домик?»

Воспитатель: «Ну что, ребятки, поможем курочке?»

Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной.

Курочка Ряба: «Какие красивые домики у нас получились!!! Какие вы молодцы! Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем и поиграем?»

Проводится пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Целый день – тук да тук, раздается звонкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для цыплят.

(руки сжаты в кулаки, стучим поочередно одним кулачком по другому).

Вот какой хороший дом, в нем мы славно заживем!

(вытягиваем кулачки вперед)

Будем песни распевать, веселится и плясать.

(хлопаем в ладоши).

Воспитатель: «Вот какие молодцы! И домик построили и поиграли! Но, к сожалению, курочке пора уходить. До свидания курочка»

3 нед. октября

Занятие №4

Воспитатель: «Сегодня мы с вами вспомним одну сказку. Поможете мне?»

Воспитатель достает из мешочка куклу курочки и предлагает детям вспомнить, из какой она сказки. Если у детей не получается, он подсказывает им. После показывает сказку «Курочка Ряба». В показ сказки можно привлекать детей. Когда мышка разбивает яичко, дед с бабой начинают плакать.

Курочка Ряба: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое! Только дайте мне немного зернышек».

Дед: «Но у нас кончились зернышки. Ребята, помогите нам!»

Воспитатель: «А дайте вместе поможем бабушке и дедушке накормить курочку. Пойдем и нарисуем зернышки?»

Дети вместе с воспитателем подходят к столу и рисуют на листе зернышки. Курочка подходит, клюет зернышки и дает яичко.

Дед с бабой благодарят ребят. Воспитатель хвалит за проделанную работу.

4 нед. октября

Занятие №5

Воспитатель: «Помните, что у нас было на прошлом занятии? Какую сказку мы смотрели? (дети отвечают) Молодцы! А давайте сейчас вместе с вами позовем курочку к нам?»

Воспитатель вместе с детьми зовет курочку: «Цып-цып-цып».

Приходит курочка: «Здравствуйте, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение! Давайте вместе споем песенку и потанцуем?»

Воспитатель включает музыку. Вместе с детками поем песенку и инсценируем ее.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите!

Воспитатель хвалит детей.

Курочка Ряба: Ребята, а я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Давайте с ними познакомимся.

Кошечка. Как она говорит? (вместе с детьми изображаем, как говорит кошечка)

Собачка. Как она говорит? (изображаем, как говорит собачка)

Мышка. (изображаем, как говорит мышка).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Хорошо постарались сегодня! Но курочке уже пора уходить!

Мы все благодарим курочку и провожаем ее.

1 нед.

ноября

Занятие №6

Воспитатель: Ребята, а вы помните собачку, которая приходила в гости с курочкой? Она хочет с вами поиграть. Поиграем?

Собачка: А вы знаете, какое сейчас время года? Осень! Осенью деревья разноцветные. Но скоро наступит зима и все листики с деревьев упадут. Давайте мы с вами сделаем осенний лес, который будет нас радовать всю зиму. В этом нам поможет девочка-кисточка.

Детям раздаются кисточки. На столе перед ними лежит большой лист бумаги с нарисованными деревьями. Детки тычками рисуют листики оранжевого, красного, желтого цветов. В процессе работы психолог хвалит детей, помогает им.

После все рассматриваем картину, благодарим друг друга. Идем мыть руки и кисточки. Прощаемся с гостьей.

2 нед.

ноября

Занятие №7

Знакомим детей с собачкой. Напоминает детям, что это друг курочки. Собачка здоровается с детьми и предлагает поиграть.

Проводим пальчиковую гимнастику «Солнышко».

Вот как солнышко встает:

Выше, выше, выше!

(поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет:

Ниже, ниже, ниже!

(присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам всем

Весело живется.

(хлопать в ладоши, улыбаться)

Собачка: Какие молодцы! Ребята, а вы мне поможете? У меня сломался домик. Вы построите мне новый домик?

Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной.

Воспитатель: Вот какие молодцы! Такой красивый домик построили. Давайте в этом домике будет еще кто-нибудь жить? (в домик сажаем какую-нибудь игрушку из группы). Вот как хорошо у нас получилось! Но нам с собачкой уже пора домой.

3 нед.

 ноября

Занятие №8

Воспитатель:  Будем встречать гостей?(дети отвечают) Помните, курочка знакомила вас со своими друзьями? Сегодня к вам в гости пришла кошечка. Ее зовут Мурка.

Воспитатель подходит к каждому ребенку. Предлагает погладить кошечку. Вспоминаем, как говорит кошечка. Рассматриваем игрушку

Воспитатель: Посмотрите, какая у нее гладкая, мягкая шерстка. Давайте с вами тоже станем котятками.

Проводим пальчиковую гимнастику «Кошечка»

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

(две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повтор 3-5 раз).

Воспитатель: Молодцы! Какие хорошие котята получились. Кошечке уже пора домой. Давайте попращаемся с ней-  До свидания!

Кошечка прощается с детками.

4 нед.

ноября

Занятие №9

Воспитатель: Ребята к нам пришла кошечка и она просит у нас помощи. Наша с вами кошечка никак не может поймать рыбку на обед.

Кошечка: Да. А так кушать хочется… Поймайте мне рыбку…

Проводим пальчиковую гимнастику «Речка и рыбка».

Речка, блестящая волнами бьет.

Рыбка-малютка в речке живет.

(волнистое плавное движение расслабленных кистей рук. Повторяем 3-5 раз)

Рыбка-малютка по речке плывет,

Рыбка-малютка хвостиком бьет.

(выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Поворачиваем вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом).

Имитируем с детьми закидывание удочки. Потом радуемся, что поймали рыбку.

Воспитатель: Вот какие молодцы! Накормили кошку! Теперь она с удовольствием с вами поиграет. Давайте вместе надуем шарики.

Проводим пальчиковую гимнастику «Шарик».

Я надул упругий шарик.

(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда!

(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)

Новый шар надую я.

(снова надуваем шар).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте попращаемся с кошечкой, ей пора домой. Пока ребята!

1 нед. декабря

Занятие №10

Воспитатель знакомит с новым другом курочки – Мышкой. Мышка предлагает поиграть. Детки «превращаются» в мышек.

Проводится пальчиковая гимнастика «Мышка».

Перед тем, как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадется по дорожке.

(мизинец и указательный палец согнуты. Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Во время упражнения можно ходить.)

Воспитатель: Ой, мышата, кошка бежит! Прячемся! (дети садятся на корточки, съеживаются, ручками закрывают личико)

Воспитатель: вот кошка убежала, пойдем опять гулять!

Снова проводим гимнастику «Мышка». Потом опять прячемся.

Воспитатель: Все, кошка убежала. Пора нам снова становиться детками. Раз, два, три!!! Вот как мы хорошо поиграли! Но мышке пора домой.

2 нед. декабря

Занятия №11

Воспитатель: Ребята! Посмотрите к нам в гости пришла мышка! Она снова хочет с вами поиграть. Поиграем?

Мышка: Ребята, вот и наступила зима. На улице стало холодно, идет снег. Все деревья стоят в снегу, листиков нет. Давайте мы с вами сделаем вместе картину «Зимний лес»

На столе перед детьми лежит большой лист бумаги с нарисованными деревьями. Детям рассказываем, что сейчас будем клеить вату. Ведь она такая же мягкая и белая как снег. Воспитатель отрывает по маленькому кусочку ваты, макает в клей и предлагает ребенку приклеить это на лист бумаги.

После все рассматриваем картину, благодарим друг друга. Прощаемся с мышкой.

3 нед. декабря

Занятие №12

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Знаете, кто это?(достаем куклу деда Мороза). Это дед Мороз. У нас скоро будет праздник новый год. Это очень веселый праздник. В каждом доме и на улицах стоят красивые, нарядные елки. Давайте с вами тоже нарядим елку.

Показываем детям картину с елкой. Раздаем по маленькому кусочку пластилина. Показываем детям, как скатать шарики. После этого предлагаем детям «повесить» шарики на елку. Каждый ребенок может сделать несколько шариков. После того, как елку нарядили, воспитатель рисует на макушке звезду.

Воспитатель: вот какая красивая елка у нас получилась. Теперь у нас настоящий новый год. Вы молодцы.

4 нед. декабря

Занятие №13

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел дедушка. Давайте вместе поздороваемся с ним.

Дедушка: здравствуйте, ребята! Вы знаете, какое сейчас время года? Правильно, зима! А что лежит на земле зимой? Снег. А снег какой: холодный или теплый? Вот знаете, я больше всего люблю лепить снеговиков. Но у вас в группе нет снега. Давайте сделаем с вами другого снеговика – из пластилина.

Кладем перед детьми картон, на котором обозначен контур снеговика, и объясняем им, что пластилин нужно размазывать аккуратно пальчиком внутри контура. Говорим, что отщипывать необходимо по маленькому кусочку. Далее помогаем детям отщипывать по маленькому кусочку пластилина. В процессе работы напоминаем, что пластилин необходимо класть только внутри контура. Если из детей кто-то положил вне контура, привязываем это к общей работе. После горошками перца выкладываем глазки.

Дедушка: вот какой красивый снеговик у нас получился! Молодцы ребята! Устал я что-то, совсем старенький стал. Пойду я домой.

2 нед.

января

Занятие №14

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла бабушка. Она очень хочет, чтобы вы ей помогли. Поможете?

Бабушка: Ребятки, я старенькая совсем стала. Никак не могу кровать свою застелить. Вот, смотрите, все перемешалось! (показываем детям тарелочку с геометрическими фигурами). Помогите мне собрать все правильно.

Вспоминаем с детьми, чем мы накрываемся (одеялом), на что кладем голову (подушка), мы лежим на матрасе. Рассказываем, что в самом низу у нас красный матрасик. Воспитатель наклеивает на лист бумаги квадрат. Вспоминаем, чем накрываемся. Говорим, что на кровать кладем одеяло. Соответственно на квадрат клеим прямоугольник. Далее клеим круг (подушка) и два треугольника (на пододеяльник).

Бабушка: спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли. Но мне уже пора домой, остальные дела делать. Еще раз спасибо.

3 нед.

января

Занятие №15

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Воспитатель садится за стол, а дети собираются вокруг.

Воспитатель: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку. После достаем репку. Ставим ее напротив дедушки.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.

Когда репку достают, радуемся, хлопаем в ладоши.

Воспитатель: Вот какие молодцы!!! А теперь давайте поиграем.

Проводится физкультминутка «Хлоп раз».

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Хлоп раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас!

А теперь скорей, скорей

Хлопай, хлопай веселей!

(движения выполняем в соответствии с текстом).

4 нед.

января

Занятие №16

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Воспитатель садится за стол, а дети собираются вокруг.

Воспитатель: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку.

Воспитатель: Это дедушка.

Из мешочка достаем бабушку. Ставим ее напротив дедушки.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.

Воспитатель: Вот какая сказка!!! А теперь давайте поиграем.

Проводим пальчиковую гимнастику «Шарик».

Я надул упругий шарик.

(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда!

(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)

Новый шар надую я.

(снова надуваем шар).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли.

1 нед.

февраля

Занятие №17

Воспитатель:  Сегодня к нам пришли гости (достаем колобка). Кто это? Правильно, колобок. А какой формы колобок? А какого цвета? А давайте с вами сейчас поищем, что еще у нас в группе круглой формы.

Вместе с детьми ходим по группе, ищем круглые предметы. Воспитатель делает акценты на эти вещи у детей. Если кто-то из детей нашел, хвалим.

Колобок: Вот какие вы молодцы! Сколько всего круглого нашли. А у меня тоже есть предмет круглой формы – это мячик! Давайте с вами поиграем?

Проводится игра «Поймай мячик». Дети встают перед воспитателем, у которого в руке мячик на расстояние 1,5 м. Сначала у нас поработают ручки: воспитатель кидает мяч, а ребенок должен поймать. Если поймать не получилось, поднимаем мячик и кладем ему в руки. Потом у нас работают ножки: воспитатель ногой слегка отбивает мяч, ребенок ловит, а потом обратно отбивает мяч воспитателю. Игра проводится 2 раза (сначала один этап, потом второй).

Колобок: Вот какие вы молодцы!!! Как хорошо у вас получается мячик ловить. Совсем уже большие стали. Ребята, мне пора дальше катиться. Можно я к вам еще в гости приду?

2 нед.

февраля

Занятие №18

Воспитатель: Сегодня к нам в гости опять пришел Колобок. Помните, какой он формы? А какого цвета? он опять хочет с вами поиграть. Поиграете?

Колобок: Ребята, а вы помните сказку про меня? Давайте мы с вами ее вспомним.

Вспоминаем с детьми сказку «Колобок». Имитируем движения животных.

Зайка: попрыгали как зайки, спрятались от волка, попрыгали (повтор 3-4 раза)

Волк: руки перед собой, пальцы в разные стороны, напрыгиваем на Колобка (повтор 3-4 раза)

Медведь: идем вперевалочку (длительность 15-20 секунд)

Лиса: мягкие движения руками, идем плавно (длительность 15-20 секунд)

Воспитатель: Ребята, но мы ведь не хотим, чтобы лиса съела колобка? Давайте тогда покажем Колобку, как нужно убегать от лисы (побежали мелкими шагами).

Колобок: Вот как здорово мы поиграли! Спасибо вам! Но мне уже пора домой к дедушке с бабушкой.

3 нед.

февраля

Занятие №19

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла бабушка из сказки про Колобка. Что мы с вами сейчас должны будем сделать, когда она придет? Правильно, поздороваться!

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Знаете, я, когда готовила Колобка, мой фартук весь испачкался. Вы мне поможете сделать новый красивый? Ну, тогда давайте попробуем…

Перед детьми кладем лист формата АЗ с нарисованным фартуком. Предлагаем им приклеить разноцветные геометрические фигуры на фартук. Обращаем внимание детей, что фигуры мы приклеиваем внутри контура. В процессе работы хвалим детей, подбадриваем.

Бабушка: Спасибо вам, ребята! Вот какой красивый фартук вы для меня сделали! Пойду я деду его покажу, похвалюсь!

Воспитатель: Что надо сказать бабушке? Правильно, до свидания! А мы сейчас с вами еще поиграем.

Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

Пироги мы испечем!

(руками имитируем процесс вымешивания теста и лепки пирожков).

Воспитатель: Вот какие молодцы! Какие пирожки вкусные испекли! Давайте похлопаем себе!! Да еще и фартук бабушке помогли сшить! Вот сколько дел сегодня на занятии сделали!!! А теперь можно и поиграть!

4 нед.

февраля

Занятие №20

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какое время года настало? Правильно, весна! (обсудить признаки весны по картинке). А у нас ведь скоро праздник! Праздник мам и бабушек. И нам обязательно надо сделать для них подарок – красивый букет цветов! Давайте попробуем сделать!

Перед детьми кладем лист формата А3 с нарисованной и раскрашенной вазой. Обращаем внимание, что цветов в вазе нет. Раздаем детям цветы, вырезанные из бумаги и раскрашенные. Предлагаем им приклеить их на лист, тогда у нас получится прекрасный букет для мамы.

В процессе работы помогаем детям, подбадриваем их, поправляем.

Воспиатель: Посмотрите, какой красивый букет получился! Вашим мамам обязательно понравиться такой букет! Давайте теперь поиграем – превратимся в цветочки.

Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

(разводим одновременно пальцы рук в разные стороны. Если получается, то можно одновременно поднимать руки).

Солнышко садиться –

Цветочек спать ложиться.

(сводим пальцы вместе, опускаем руки. Можно присесть на корточки).

Воспитатель: Вот какие молодцы!!! Какие красивые цветочки из вас получились. А теперь давайте с вами похлопаем себе! Картину мы поставим так, чтобы мамы увидели ваш красивый букет!

1 нед.

марта

Занятие №21

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое время суток изображено на картине? Правильно, ночь! А что у нас ночью появляется на небе? Луна и звезды! А луна по величине большая или маленькая? А звезды большие или маленькие? Давайте мы с вами сейчас тоже сделаем ночное небо.

Перед детьми кладем лист картона темно-синего цвета. Воспитатель делает луну (большой кусочек пластилина) и предлагает детям сделать много маленьких звездочек. Раздаем деткам по небольшому кусочку пластилина. Постоянно напоминаем им, что звезды должны быть маленькими. Помогаем детям, исправляем работу, если необходимо.

Воспитатель: Вот какое красивое ночное небо у нас получилось! А теперь давайте с вами покажем, как солнышко встает. Давайте сначала сядем на корточки и отдохнем чуть-чуть (дети имитируют сон). А теперь настает утро! Просыпаемся, поднимаемся, тянемся к солнышку высоко-высоко!(повторяем упражнение 3-5 раз). Вот какие молодцы! Давайте похлопаем друг другу и себе.

2 нед.

марта

Занятие №22

Воспитатель:  Ну что, поиграем? Давайте превратимся с вами котят? Сначала помяукаем как котята….. А теперь покажем всем свои хвостики… А теперь нужно умыться: сначала ушки, потом глазки, потом носик, потом ротик, а еще животик и, конечно, спинку! Вот какие мы теперь чистые. Пойдемте, котята, погуляем.

Проводим пальчиковую гимнастику «Кошечка»

Кулачок – ладошка,

Я иду как кошка.

(две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повтор 3-5 раз).

Воспитатель: Какие замечательные маленькие пушистые котята. А вы знаете, что очень любят делать котята? Они очень любят играть. Давайте сейчас с вами весело попрыгаем, а теперь покружимся, а теперь похлопаем в ладошки, а как наши ножки громко топают! А когда котята бегают по дорожкам, то оставляют следы. Вот посмотрите, у нас есть дорожка (показываем детям картон с дорожками из пластилина). Давайте сейчас с вами оставим такие следы из зернышек (вдавливаем с детьми фасолинки в пластилин). Вот какие котятки веселые – как быстро и весело бегают по дорожкам. А вы любите гулять? Конечно! Тогда давайте еще немного поиграйте, а потом пойдем гулять.

3 нед.

марта

Занятие №23

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Воспитатель садится за стол, а дети собираются вокруг.

Воспитатель: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Взмах волшебной палочкой – из мешочка достает теремок. Дети рассматривают теремок.

Воспитатель: Теремок стоит в лесу. Вот елка.

Из мешочка достаем елки. Дети расставляют их вокруг теремка.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, изображают их: голос, походку.

Когда медведь разваливает теремок, акцентируем внимание детей на том, как звери расстроены. Но медведь – не отрицательный герой. Ведь он помог построить новый теремок.

Вместе с детьми решаем, как звери помогали на стройке, кто какую работу выполнял.

Воспитатель: Вот какие молодцы!!! Какой теремок построили!!! Еще лучше прежнего! А теперь давайте отдохнем.

Проводится пальчиковая гимнастика «Труба».

Дом стоит с большой трубой,

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше,

И дымит, как будто дышит.

(руки сжаты в кулачки, круглые отверстия внутри. Руки перед грудью. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук. Получается длинная «труба»).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Помните, в гости к какой сказке мы с вами ходили?... Теремок! 

4 нед.

марта

Занятие №24

Воспитатель: Как у вас настроение? Посмотрите к нам пришел мишка из сказки «Теремок».

Мишка: Здравствуйте, ребята! Помните, какой красивый теремок мы с моими друзьями в сказке построили? А хотите сами научится такой теремок строить?

Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной.

Мишка: Какой красивый теремок у нас получился!!! Какие вы молодцы! Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем и поиграем?

Проводится пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Целый день – тук да тук, раздается звонкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для цыплят.

(руки сжаты в кулаки, стучим поочередно одним кулачком по другому).

Вот какой хороший дом, в нем мы славно заживем!

(вытягиваем кулачки вперед)

Будем песни распевать, веселится и плясать.

(хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Вот какие молодцы! И домик построили и поиграли! Но, к сожалению, мишке пора домой! Давайте прощаться!

1 нед.

апреля

Занятие №25

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла лисичка из сказки «Теремок». Что мы с вами сейчас должны будем сделать, когда она зайдет? Правильно, поздороваться!

Лисичка: Здравствуйте, ребята! Знаете, нам в новый теремок нужна красивая скатерть на стол. Вы мне поможете сделать? Ну, тогда давайте попробуем…

Перед детьми кладем лист формата АЗ. Предлагаем им приклеить разноцветные геометрические фигуры, чтобы получился узор. Обращаем внимание детей, что фигуры мы приклеиваем, обращая внимание на то, как приклеили фигуры другие дети. В процессе работы хвалим детей, подбадриваем.

Лисичка: Спасибо вам, ребята! Вот какую красивую скатерть вы для меня сделали! Пойду я ее покажу своим друзьям!

Воспитатель: Что надо сказать лисичке? Правильно, до свидания! А мы сейчас с вами еще поиграем.

Проводится физкультминутка «Хлоп раз».

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Хлоп раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас!

А теперь скорей, скорей

Хлопай, хлопай веселей!

(движения выполняем в соответствии с текстом).

2 нед.

апреля

Занятие №26

Воспитатель: А вы знаете, какое сейчас время года? Правильно – весна! Посмотрите на картинку (рассматриваем картинку, обращаем внимание на признаки весны).

А давайте сейчас вместе с вами сделаем красивую картину. Вы сейчас сами станете волшебниками. Посмотрите, у нас есть зеленый луг. На этом лугу не хватает цветочков! Давайте сейчас с вами посадим сюда одуванчики.

Раздаем детям кусочки ваты. Предлагаем приклеить ее на луг (воспитатель ставит точку клея, а ребенок должен на эту точку положить вату).

Воспитатель: Вот какие красивые одуванчики у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного.

Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

(разводим одновременно пальцы рук в разные стороны, одновременно поднимаем руки).

Солнышко садиться –

Цветочек спать ложиться.

(сводим пальцы вместе, опускаем руки, приседаем на корточки).

Воспитатель: молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

3 нед.

апреля

Занятие №27

Воспитатель: Помните, мы с вами на прошлом занятии делали волшебный луг. Посмотрите, как красиво у нас получилось! Но все равно что-то еще не хватает. Волшебных бабочек! Давайте теперь каждый попробует сделать волшебную бабочку. Ведь теперь вы волшебники.

Раздаем детям бабочек из белой бумаги. Каждый ребенок раскрашивает ее так, как захочет. Потом каждую бабочку складываем пополам, чтобы краска перемешалась. Кладем сохнуть.

Воспитатель: вот какие красивые бабочки у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного. Превратимся в бабочек! Сначала полетаем.… А потом на цветочек сядем, отдохнем. А теперь опять полетели! Пора отдохнуть.

Молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

4 нед.

апреля

III. Организационный раздел.

3.1. Кадровое обеспечение.

Основной воспитатель - основной руководитель программы.

Подменный воспитатель – соруководитель.

3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы.

1. Игрушки животных по сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок».

2. Средства для организации продуктивной деятельности: краски, пластилин, ватман, альбом для рисования, вата, цветной картон и др.

3. Технические средства: ноутбук, муз. центр.

3.3. Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания).

1. Лукинина, Л.Е. Чадова физкультурные праздники в детском саду. М., Айрис-Пресс, 2006г.

2. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии- М.: «Планета», 2012.

3. Азбука физкультминуток для дошкольника. М.,Вако, 2005г.

4. Пазухина И.А. «Давай поиграем!», «Давай познакомимся!» – тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей-СПб.: «Детство-Пресс»,2010.

5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.; Мозаика-Синтез, 2007г.  

6. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М.; педагогическое общество России, 2002 г.

7. «Топ-хлоп, малыши», программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2007г.  

3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы.

Программа рассчитана на детей ясельной группы. Занятия организуются в период с октября месяца по апрель – 1 раз в неделю во второй половине дня.

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социальноличностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей. В детском саду функционируют комнаты для приема детей со шкафчиками для одежды, групповые помещения для игр и занятий, спальня, санитарный узел, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе. Также в детском саду есть зал для музыкальных и физкультурных занятий, медицинский кабинет с изолятором и другие технические помещения. Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием - игровым, медицинским, учебным.

Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребностям актуального и перспективного развития детей.  Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами. При этом каждая зона хорошо освещена.

Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В групповом помещении организованы следующие зоны для:

  • приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
  • развития движений;
  • сюжетных игр;  
  • игр со строительным материалом;
  • игр с машинками;
  • изобразительной деятельности;
  • музыкальных занятий;
  • чтения и рассматривания иллюстраций;
  • игр с песком и водой;  
  • отдыха (уголок уединения);
  • уголок природы.

Наименование зоны

Содержание

Приема пищи и занятий

- столы, стулья в соответствии с ростом детей;

- магнитная доска для занятий;

- фланелеграф.

Развития движений

- горки

- лесенки  

- скамеечки

- туннели

- домики

- игрушки-качалки

- модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов

- веревки  

- дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения

- массажные дорожки и коврики с разным покрытием

- «сухой бассейн»

Сюжетных игр

- Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов

- Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.)

- Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.).

- Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц,  трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки), уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки), игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы), игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.), игры в «цирк»: (заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с                           барабаном», «Дюймовочка»; куклы рукавички,                           маски), игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.

- Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.  

- Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)

- Детские телефоны

- Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.)  

- Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

Изобразительной деятельности

- Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков

- Краски (гуашь, акварель, пищевые красители)

- Кисти для рисования, для клея

- Палитра, емкости для воды, красок, клея

- Салфетки для вытирания рук и красок

- Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций  

- Глина, пластилин (не липнущий к рукам)

- Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров  

- Трафареты для закрашивания

- Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом.

- Мольберты

- Фартуки и нарукавники для детей

Музыкальных занятий

- Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино

- Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки)

- Аудио средства (магнитофон, музыкальный центр; наборы дисков с записями музыкальных произведений)

Чтения и рассматривания иллюстраций

- Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов);

- Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);

- Материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты и др.);  

-  Разрезные картинки, наборы парных картинок;

- Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);  

- Лото, домино;

- Аудиокассеты с записями детских песен, сказок.

IV. Дополнительный раздел.

4.1. Презентация парциальной образовательной программы.

Парциальная программа «Раннего развития детей» предлагает развивающие занятия с детьми ясельной группы (1,5-2,5 лет). Занятия проводятся по подгруппам численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому воспитатель должен принимать активное участие в занятии: вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

Занятия проводятся в вечернее время. Длительность занятия 10 минут. Смена деятельности на занятии не дает малышам почувствовать усталость.

Особое внимание на занятиях уделяется продуктивной деятельности и пальчиковой гимнастики. Ведь именно в этих видах деятельности мелкая моторика развивается более активно.

Занятия построены на основе сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». К детям приходят в гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми. Занятия проводятся один раз в неделю. Потом в течение недели материал, полученный на занятии, закрепляется: проводятся игры, беседы, наблюдения, чтение сказок.

Когда малыш приходит в детский сад, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. У всех детей процесс адаптации проходит по-разному. Поэтому в сентябре воспитатель наблюдает за адаптацией ребенка, знакомится с ним.

Исходя из этого, занятия рекомендуется начинать с октября. Курс заканчивается в апреле. В мае месяце воспитатель проводит досуги, игры, диагностику.

В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И первая заповедь воспитателя должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди». Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка "таким как все". Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети были постоянно включены в конструктивную деятельность, но если все хотят строить дом, а один ребенок не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.

Литература:

1. http://www.zolotaya-rybcka.ru/publ/1 - Методики раннего развития детей.

2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/31/razvivayushchie-zanyatiya-v-yaselnoy-gruppe-programma - Развивающие занятия в ясельной группе.

3. http://vospitatel.com.ua/category/ranniy-vozrast.html - Занятия с детьми раннего возраста.

Приложения.

Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста

Фамилия, имя ребенка ________________________________________

Сфера наблюдения

Дата и возраст ребенка

Режим дня

Хорошо  засыпает

Хорошо ест

Навыки  самообслуживания

Стремится к самостоятельности

Преобладающее  настроение

Бодрое, жизнерадостное Спокойное Неустойчивое Подавленное, тревожное

Отношение к себе

Узнает себя на фотографиях, в зеркале,  с удовольствием разглядывает свои изображения

Активно демонстрирует взрослому свои умения, достижения

Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей,  новых занятий, игрушек, упорно добивается  желаемого)

Общение  со взрослыми

Проявляет инициативу  в  деловом общении

Принимает инициативу взрослого в действиях с предметами, играх

Охотно выполняет просьбы, поручения

Учитывает  оценку взрослого в своей деятельности, старается исправить ошибку  

Легко вступает в контакты с посторонними  взрослыми

Предпочитаемая форма общения (физический контакт, совместная игра с предметами, чтение, изодеятельность, подвижные игры)

Общение со  сверстниками

Доброжелателен

С интересом наблюдает за другими детьми

Играет рядом со сверстниками

Играет вместе со сверстниками

Умеет делиться игрушками, выражать сочувствие

Принимается детьми в игру

Охотно участвует в групповых занятиях

Речь

Понимает речь взрослого  (пассивная речь)

Выполняет речевые инструкции

Использует вокализации и речь по собственной инициативе (активная речь)

Лепечет

Говорит отдельные слова

Связная речь

Действия с  предметами

Радуется новым игрушкам, играм, занятиям

Любознателен ( любит наблюдать, экспериментировать)

Владеет разнообразными видами действий с предметами (в том числе орудийными)

Знает назначение бытовых предметов, старается самостояельно пользоваться ими

Длительно и сосредоточенно может заниматься  каким-то делом

Проявляет настойчивость в получении результата, достижении цели

Игровая деятельность

Играет в сюжетные игры только по инициативе взрослого

Использует опыт совместных игр в самостоятельной игре

С удовольствием самостоятельно играет  с сюжетными игрушками, использует разнообразные игровые действия в рамках сюжета

Умеет выстраивать цепочки игровых действий      

Разнообразит сюжеты игр      

Умеет использовать предметы-заместители        

Любит играть в игры-забавы, в имитационные игры

Художественно- эстетическая  деятельность

Любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам

Любит рисовать, лепить, используя разнообразные изобразительные средства

С удовольствием слушает  музыкальные фрагменты, любит играть с музыкальными игрушками

С удовольствием двигается под музыку      

Охотно участвует в играх-инсценировка

Физическое развитие

Любит участвовать в подвижных играх

Владеет разнообразными видами двигательной активности (ходит, бегает, прыгает, умеет координировать движения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий для детей с проблемами в развитии старшего дошкольного возраста.

Программа коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста...

Программа развивающих занятий «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи»

Программа    «Развитие коммуникативных способностей  у детей с нарушением речи»...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием.

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным оборудованием....

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙВ сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам ди...

Программа развивающих занятий с детьми раннего возраста

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛАКС ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙС ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА             Программа предназначена для детей 2 – 3 лет и...

Программа развивающих занятий с первоклассниками "Первоклашка"

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с тревожностью и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию - школьника. Это ...