Программа развивающих занятий с детьми раннего возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛАКС
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для детей 2 – 3 лет и рассчитана на систему занятий длительностью 10 минут. На занятиях проводят релаксационные упражнения под музыкальное сопровождение, упражнения сенсорного и коммуникативного развития и элементы пальчиковых игр. Проводят 1 – 2 занятий в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivayushchih_zanyatiy_s_detmi_rannego_vozrasta.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЛАКС
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для детей 2 – 3 лет и рассчитана на систему занятий длительностью 10 минут. На занятиях проводят релаксационные упражнения под музыкальное сопровождение, упражнения сенсорного и коммуникативного развития и элементы пальчиковых игр. Проводят 1 – 2 занятий в неделю.
Оптимальное количество детей на занятии – до 10 человек. Обязательное присутствие воспитателя.
Цель:
- Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире и развивать внутренний мир ребенка при помощи музыки;
- Развивать знание детей про цвет и величину;
- Учить слушать музыку и различать звуки природы;
- Развивать элементарные коммуникативные навыки и формировать навыки позитивного поведения у малышей;
- Расширять сенсорный опыт малыша;
- Развивать мелкую моторику рук, что в свою очередь влияет на развитие мышления и речь;
- Вносить разнообразие в предметно-игровую среду малыша при помощи обычных вещей.
Задание:
- Помочь детям облегчить процесс адаптации к условиям ДУЗ;
- Создать условия для позитивного психологического микроклимата в коллективе;
- Развивать навыки общения;
- Способствовать развитию навыков самовыражения в разных видах деятельности;
- Способствовать снятию психомоторного и эмоционального напряжения;
- Научить приемам саморасслабления.
Материалы: картонные формы разных предметов и плоские изображения животных; большие и маленькие разноцветные прищепки; веревочки разной длины в соответствии с количеством детей; два диска с релаксационной музыкой «Звуки природы» и «Музыкальная релаксация в природе».
ЗАНЯТИЕ 1.
Упражнение «лучики для солнышка»
Цель: Учить детей различать и группировать предметы по величине; закреплять знания желтого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память; воспитывать внимание, чуткость.
Психолог предлагает детям развеселить солнышко, и подарить ему большие лучики. Малыши выбирают между большими и маленькими прищепками большие, и прикрепляют их к кружочку. Называют цвет солнышка и лучиков.
Игра – релаксация «Солнышко»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Дети становятся в круг, поднимают руки к солнышку, поднимаются на носочки, дотягиваясь до него, наслаждаются теплыми лучиками.
Солнышко дарит каждому ребенку веселого сияющего зайчика, который легко крепится к груди и светится.
Мы ощущаем себя солнышком. Я – маленькое солнышко. Я просыпаюсь. Я умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь медленно и свободно.
Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я – великое солнце, я дарю свое тепло всем: небу, облакам, рекам, полям, людям.
Я выдыхаю тепло. Я превращаюсь в тоненький солнечный лучик. Я лечу на землю и ныряю в зелень листа, купаюсь в голубых волнах моря.
ЗАНЯТИЕ 2
Упражнение «лучики для солнышка»
(усложненный вариант)
Игру организовывают, как и на занятии 1. Но психолог предлагает детям подарить солнышку разные лучики и большие и маленькие. Малыши прицепляют прищепки к солнышку, чередуя их по величине.
Игра – релаксация «Солнышко» (занятие 1).
ЗАНЯТИЕ 3
Упражнение «Дождевая тучка»
Цель: Закреплять у детей знание синего цвета; учить прилеплять прищепки друг к другу; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.
Психолог показывает детям синюю тучку и говорит, что из нее вот-вот польется дождик. Потом предлагает изобразить дождик при помощи прищепок. Малыши прикрепляют их к одному боку тучки, а потом прищепку к прищепке.
Игра релаксация «Тучка».
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – тучка, большая, пушистая и мягкая.
Моему телу приятно быть тучкой. Мне легко и свободно.
Я плыву в голубом небе. Моей руки легкие, они помогают мне двигаться.
Я поднимаю вверх глаза и вдыхаю всем телом свет. Я наполняюсь светом. Я стаю добрее.
Я чувствую в себе дождь. Я наполняюсь дождем. Я могу подарить свой дождь земле.
Я выдыхаю дождь, он потоком мелких капель пускается в путь.
ЗАНЯТИЕ 4.
Упражнение «Дождевая тучка» (усложненный вариант).
Цель: закреплять у детей знание синего цвета; учить прикреплять прищепки друг к другу; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.
Психолог показывает детям синюю тучку и говорит, что из нее вот-вот польется дождик. Предлагает изобразить дождь при помощи длинной и короткой веревочек.
Малыши прикрепляют прищепки с разных сторон веревочки, которая привязана к тучке или к узелкам, которые можно завязать на веревочке.
Игра релаксация «Тучка» (занятие 3).
ЗАНЯТИЕ 5.
Упражнение «Дождевая тучка» (занятие 4).
Игра-релаксация «Дождик»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – дождь. Я выплываю из большой тучки и лечу на землю.
Я – маленькая прозрачная капелька. Мне приятно кружится в воздухе среди других капелек дождя.
Я – дождь. Я опускаюсь на землю и кричу ей: «Здравствуй!».
Меня подхватывает легкий ветерок, и я пою ему: «Здравствуй!».
Я умываю красивый цветочек, притрагиваюсь к ней губами, руками, всем телом. Я умываю ее и стаю совсем маленькой капелькой.
Я мягко опускаюсь в объятия теплой земли, и она с облегчением вздыхает.
ЗАНЯТИЕ 6.
Упражнение «Маленькое дерево».
Цель: учить детей различать и группировать предметы по величине; закреплять знания зеленого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память; воспитывать внимание, чуткость
Психолог предлагает детям украсить дерево и прикрепить ему маленькие листочки.
Малыши выбирают между большими и маленькими прищепками маленькие и прикрепляют их к форме дерева. Называют цвет дерева и листочков.
Игра-релаксация «Дерево»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – дерево. Я стою в весеннем лесу в густой мягкой траве. Мои ноги превращаются в корни. Они в приятной прохладной земле.
Мое тело превращается в ствол дерева. Мои руки становятся его веточками. Они поднимаются ладошками к небу.
Я чувствую небосклон. Я чувствую солнечное тепло. Я вдыхаю его в себя, и оно разливается по всему телу.
Я люблю играть с ветром. С легким ветерочком забавляются самые маленькие мои листочки.
Ветер расшатывает толстые ветки и ствол. Я улыбаюсь теплому дождику.
ЗАНЯТИЕ 7.
Упражнение «Большое дерево» (усложненный вариант).
Игру организовывают как на занятии 6. Но психолог предлагает детям прикреплять разные листочки - и большие и маленькие.
Малыши прикрепляют листочки, чередуя их по величине.
Игра-релаксация «Дерево» (занятие 6).
ЗАНЯТИЕ 8
Упражнение «Легенький и сильный ветер»
Цель: Научить детей различать силу влияния и телесную реакцию (упражнения на дыхание); закреплять знания о воздухе, ветер; воспитывать уважение, способность к взаимопомощи.
Психолог предлагает подышать на ладошку, вначале легонько, потом чуть сильнее, еще сильнее. Потом тоже самое проделать с целлофановым пакетом, разрезанным на тоненькие полоски, чтобы увидеть силу ветра.
Игра-релаксация «Ветер»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – ветер. Я нежный, легкий, теплый. Я играю с цветами, нежно трогаю их лепестки.
Я прячусь в ветках деревьев, и шуршу листочками.
Я вдыхаю в себя чистый воздух поля, леса, и становлюсь сильнее.
Мои крылья большие и легкие. Я лечу над морем, от моего дыхания появляются волны.
Я поднимаюсь высоко в горы и пою во весь голос «Я – ветер!»
Я самый быстрый, самый сильный.
ЗАНЯТИЕ 9.
Упражнение «Высокая трава».
Цель: научить детей различать и группировать предметы по величине; закреплять знание зеленого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память, воспитывать уважение, чуткость.
Психолог предлагает детям вспомнить травку на земле и сделать ее высокой.
Дети выбирают между большими и маленькими прищепками большие, и прикрепляют их к прямоугольнику.
Называют цвет треугольника и травинок.
Игра-релаксация «Травка»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – травка. Я бываю высокой и низкой.
У меня очень красивый зеленый цвет.
Я люблю играть с ветерком, когда он ласкает мои косы.
Я любуюсь красивыми цветочками, которые растут около меня.
Я наслаждаюсь пением птиц рано утром. Я даю прохладу в жару, когда во мне
кто-то отдыхает.
ЗАНЯТИЕ 10.
Упражнение «Высокая и низкая травка» (усложненный вариант)
Игру организовывают, как на занятии 9. Психолог предлагает детям вспомнить, как травка растет на земле. Говорит, что травка может быть и большая и маленькая.
Дети прикрепляют большие и маленькие прищепки по очереди.
Игра-релаксация «Травка» (занятие 9).
ЗАНЯТИЕ 11.
Упражнение «Разноцветный цветочек»
Цель: Закреплять знания цветов – красного, желтого, синего; учить прикреплять вначале по одной прищепке, а потом и по две; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.
Дети рассматривают живые или искусственные цветы, любуются их лепестками.
Вначале складывают цветы одного цвета, а потом нужно сделать, чтобы у цветов были разноцветные лепестки, и чтобы они чередовались.
Игра-релаксация «Цветок»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Дети садятся в круг. Под музыкальное сопровождение выполняют упражнение.
Я – цветочек. Я – маленький цветочек. Я свободно росту, поднимаюсь. Я поднимаюсь от чудесного сна.
Я раскрываю свои тоненькие нежные лепесточки. Я умываю лепестками личико.
Я – цветочек. Мои лепестки играют с ветром. Они кружатся с ними в вальсе.
Я танцую и дарю свой запах небу, солнцу, земле, людям.
ЗАНЯТИЕ 12.
Упражнение «Колючий кактус»
Цель: Учить детей различать и группировать предметы по величине; закреплять название зеленого цвета; развивать мелкую моторику рук, зрительную память, воспитывать внимание, чуткость.
Психолог предлагает детям украсить кактус и прикрепить ему большие колючки.
Дети выбирают между большими и маленькими прищепками большие и прикрепляют их к овальной форме.
Называют цвет кактуса и колючек.
Игра-релаксация «Цветок»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – маленький листочек. Я бываю зеленый, а бываю желтый, позолоченный.
Меня весело качает и зовет с собою ветерок.
Вот я отрываюсь от веточки, взлетаю и путешествую в большом и прекрасном мире. Как хорошо кружить над землей!
А когда я устану – спущусь на землю отдохнуть. Вместе с моим другом, ветром, заведем веселый осенний хоровод.
ЗАНЯТИЕ 13.
Упражнение «Колючий кактус» (усложненный вариант)
Игру организовывают, как и на занятии 12. Но психолог предлагает детям прикреплять разные колючки – и большие, и маленькие.
Дети прикрепляют прищепки, чередуя их по величине.
Игра-релаксация «Цветок» (занятие 12).
ЗАНЯТИЕ 14
Упражнение «Елочка»
Дошкольники учатся подбирать прищепки по цвету. Но дальше задание усложняется: прищепки нужно прикреплять попарно и под углом к стволу.
Игра-релаксация «Почка»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – веточка, принесенная с мороза в комнату.
Постепенно просыпаюсь ото сна, тепло согревает меня.
Я свободно разворачиваю свои листья, стремясь к солнышку, живому теплу. Наконец веточка распускается полностью. На ней появляется молодая зелень: молоденькие, зеленые, свежие листочки.
Они радуются и усмехаются солнышку.
ЗАНЯТИЕ 15.
Упражнение «Хитренький ежик»
Цель: учить детей подбирать предметы по цвету; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание помогать тем, кому нужна помощь, кто попал в беду.
Детям предлагают помочь ежику, который потерял свои иголочки, и теперь чувствует себя незащищенным.
Малыши подбирают прищепки коричневого или серого цвета и прикрепляют их к ежику.
Игра-релаксация «Звук»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – звук. Я легкий, свободный.
Я рождаюсь от легкого прикосновения тоненьким смычком нежных струн хрупкой скрипки.
Я взлетаю вверх и зависаю в воздухе словно птица.
Мне легко и свободно, радостно и спокойно. Я закрываю глаза и ощущаю свое движение.
Я вижу много других звуков, золотистых, розовых, голубых. Они приближаются ко мне. Я обнимаю все эти звуки. Я вдыхаю их в себе.
Я стаю добрее, красивее, сильнее. Я превращаюсь в огромный белый звук и растворяюсь в потоке солнечного света.
ЗАНЯТИЕ 16.
Упражнение «Снежная туча».
Цель: Закреплять знание синего и белого цвета; учить прикреплять прищепки друг к ругу; развивать мелкую моторику рук; воспитывать старание, настойчивость.
Психолог показывает детям синюю тучку и говорит, что из нее вот-вот посыплется белый снег. Предлагает изобразить снежинки с помощью больших и маленьких прищепок. Малыши прикрепляют их с разных сторон так, чтобы получались интересные рисунки.
Игра-релаксация «Снежинка»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – снежинка. Я большая, пушистая, мягкая.
Моему телу приятно быть снежинкой. Мне легко и свободно.
Я плыву в голубом небе. Мои руки легкие, они помогают мне двигаться.
Я поднимаю вверх глаза и вдыхаю всем телом свет. Я наполняюсь светом. Я стаю добрее.
Я ощущаю в себе легкость. Я переполняюсь воздухом.
Я могу подарить свой снежок земле. Я выдыхаю снег, и он потоком мелких снежинок отправляется в путь.
ЗАНЯТИЕ 17.
Упражнение «Птичка невеличка»
Цель: учить детей подбирать предметы по цвету; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание помогать тем, кому нужна помощь, кто попал в беду.
Детям предлагают помочь птичке, которая потеряла свои перышки, и теперь ощущает себя беспомощной.
Малыши подбирают прищепки зеленого или серого цвета и прикрепляют их к спинке и крылышкам птички.
Игра-релаксация «Птичка»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – птичка. Я легкая, свободная
Я люблю летать высоко в небе, дружу со многими птичками.
Я взлетаю вверх и зависаю в воздухе словно пушинка.
Мне легко и свободно, радостно и спокойно. Я закрываю глаза и ощущаю свое движение.
Я вижу много других птичек, золотистых, розовых, голубых. Они приближаются ко мне. Я ловлю все звуки. Я вдыхаю их в себе.
Я стаю добрее, красивее, сильнее. Я превращаюсь в огромный белый звук и растворяюсь в потоке солнечного света.
ЗАНЯТИЕ 18.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: учить детей подбирать предметы по цвету; закреплять знания цветов; развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание помогать тем, кому нужна помощь, кто попал в беду.
Детям предлагают оживить рыбку, которая потеряла свои плавнички, и теперь ощущает себя беспомощной.
Малыши подбирают прищепки желтого или серого цвета и прикрепляют их к рыбке.
Игра-релаксация «Рыбка»
(прослушивание музыки и свободный танец под словесное сопровождение).
Я – рыбка. Я легкая, свободная
Я люблю плавать в речке или море, дружу со многими рыбками.
Я плаваю в воде и зависаю в ней.
Мне легко и свободно, радостно и спокойно. Я закрываю глаза и ощущаю свое движение.
Я вижу много других рыбок, золотистых, розовых, голубых. Они приближаются ко мне. Я ловлю все звуки. Я вдыхаю их в себе.
Я стаю добрее, красивее, сильнее. Я превращаюсь в огромный белый звук и растворяюсь в струе водного потока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"
Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...
Развивающее занятие с детьми раннего возраста на тему "Семья"
Учить пересказать знакомую сказку. Повторять с детьми имена их ближайших родственников. Воспитывать любовь, уважение к членам семьи. Закрепить в активной речи название некоторых домашних животных и их...
Развивающее занятие с детьми раннего возраста
в данном материале представлены веселые игры и развивающие упражнения, направленные на развитие внимания, моторики, позновательных процесоов, речи. Релаксация....
Развивающие занятия с детьми раннего возраста на основе музыкального фольклора
Музыка влияет на жизнь каждого человека, но как на нее влияет музыкальный фольклор? И как строить занятия с детьми раннего возраста так, чтобы они были и интересными, и познавательными? Об этом расска...
Развивающее занятие с детьми раннего возраста со строительным материалом
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Санкт -Петербург Развивающее занятие с детьми раннего возраста со строительным материалом «Диван для кукол»...
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ДОМА
Статья адресована семьям,воспитывающим ребёнка с нарушенным слухом раннего возраста, а также специалистам, работающим с данной категорией детей....