ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»
рабочая программа (старшая группа) на тему
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
В сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам диагностики, происходит набор группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей.
Упражнения взяты с учебной литературы: Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель»,2015.
Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Игры – упражнения | Время |
Октябрь | «Здравствуй, песок!» ( Знакомство с песочной страной)
| Совершенствовать Навыки конструктивного общения и способность обогащению эмоциональной сферы . | 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Знакомство с правилами 3. Упражнение «Раскопки» 4. Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражение «Домик для животных» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение Создание песочной «картины» 3. Рефлексия |
30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Упражнение «Сложи животное» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
|
|
|
|
|
Ноябрь |
«Печальный город»
| Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно | 1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Поделись настроением» 3. Рефлексия | 30 минут |
1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Пирамида дружбы» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Поделись настроением» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Рисуем эмоции» 3. Рефлексия
| 30 минут | |||
Декабрь |
«В гостях у Песочной Феи»
| Обучение способам регуляции эмоциональных состояний | 1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Найди песочный листочек» 3. Рефлексия | 30 минут |
1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Звериная дискотека» | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2. Упражнение «Передай настроение» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Звериная дискотека» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
Январь |
«Трусливые черепашки»
| Совершенствовать навыки конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы
| 1.Ритуал приветсвия «Ладокши» 2. Упражнение « Песочные черепашки» 3. Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветсвия «Ладокши» 2. «Сонные черепашки» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветсвия «Ладокши» 2. «Волшебная черепашка» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
Февраль |
«Страна гномиков»
| Развивать способность к взаимопониманию в процессе общения | 1.Ритуал приветствия «Радость» 2. Упражнение «Знакомство с гномиками» 3. Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Радость» 2. Упражнение « Веселые кляксы» 3. Рефлексия |
30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Радость» 2. Упражнение «Рисование на песке» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Радость» 2.Упражнение «Рисуем радугу» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
Март |
«Город зеркал»
| Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно | 1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2.Упражнение «Великая тайна пустыни» 3.Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2. Упражнение «Кроты» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2. Упражнение «Каравай» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2.Упражнение «Танец радости» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
Апрель |
«Затерянный город»
|
Обучение способам регуляции эмоциональных состояний | 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Археологи» 3.Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражнение «Песочная река» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Сухое дерево» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
| 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражнение «Песочные строители» 3.Рефлексия | 30 минут | ||
Май |
«Путешествие в сказку»
| Совершенствовать навыки конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы
| 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Сказочный сон» 3.Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражнение «Мостики» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Волшебный кувшин» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение « Волшебный сундучок с сюрпризом» 3.Рефлексия | 30 минут |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок»
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ г Нижневартовска ДС № 38 «Домовенок» ____________ Бондарева Л.А приказ № ______ от_______ 20____г.
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол Педагогического совета
№ ______от ____________20___г.
ПРОГРАММА
развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию
«Волшебная песочница»
г. Нижневартовск
№ | Содержание | Страница |
Информационная карта | 3 | |
Блок схема | 5 | |
Пояснительная записка | 6 | |
Актуальность программы | 6 | |
Тематический план занятий | 8 | |
Приложение | 14 | |
Список использованной литературы | 15 |
- Информационная карта.
Наименование программы | ПРОГРАММА «Волшебная песочница» |
Направленность программы | Развивающая |
Автор составитель программы | Каримова Гульнара Фанисовна, педагог – психолог,воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок» |
География программы | ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 22 «б» МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 38 «Домовенок» Телефон: 8(3466) 67-15-13, Тел./факс: 8(3466) 67-02-45, Эл. почта: nv-mdou55@mail.ru |
Кадровое обеспечении программы | Педагог-психолог |
Цель программы | формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного бесконфликтного взаимодействия средствами пескотерапии. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Срок действия программы | 1 учебный год |
Ресурсное обеспечение реализации программы | Муниципальный бюджет |
Оборудование для организации занятий |
|
Участники программы | Дети старшего дошкольного возраста, родители. |
Диагностический блок | Практикум по возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко |
Формы работы | Групповая, работа в парах Количество детей: 10 |
Методы работы | Игры – упражнения, пескотерапия |
Режим занятий | Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня. Длительность занятий 30 минут с 7 мин перерывом (активная игра). Раз в три месяца проводятся занятия родитель – ребенок. |
Структура занятия | I.Вводная часть - настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми
II.Основная часть – основанная нагрузка всего занятия. В эту часть входят игры – упражнения, направленные на формирование навыков эффективного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста.
III. Завершающая часть - подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоции от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии. |
Приложение | Игры – упражнения, ритуалы приветствия |
Пояснительная записка
Данная программа направлена на формирование навыков эффективности взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста через пескотерапию.
«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Д. Каллф
Актуальность программы
Американский психолог Б.Вул, образно заметил, что «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или остановить это другим» И каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. http://www.ref.by/refs/103/1344/1.html
В старшем дошкольном возрасте, для детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление в дошкольном возрасте, в детской группе детей. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».
http://www.vashpsixolog.ru/self-regulation/89-ways-sel/326-peskoterapiya
Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! http://doshkolnik.ru/psihologiya/12457.html
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Так же пескотерапия помогает ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; вырабатывает большую способность к самопринятию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
В сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам диагностики, происходит набор группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей.
Упражнения взяты с учебной литературы: Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель»,2015.
Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Игры – упражнения | Время |
Октябрь | «Здравствуй, песок!» ( Знакомство с песочной страной) | Совершенствовать Навыки конструктивного общения и способность обогащению эмоциональной сферы . | 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Знакомство с правилами 3. Упражнение «Раскопки» 4. Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражение «Домик для животных» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение Создание песочной «картины» 3. Рефлексия |
30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Упражнение «Сложи животное» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
Ноябрь | «Печальный город» | Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно | 1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Поделись настроением» 3. Рефлексия | 30 минут |
1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Пирамида дружбы» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Поделись настроением» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Ладошки» 2.Упражнение «Рисуем эмоции» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
Декабрь | «В гостях у Песочной Феи» | Обучение способам регуляции эмоциональных состояний | 1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Найди песочный листочек» 3. Рефлексия | 30 минут |
1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Звериная дискотека» | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2. Упражнение «Передай настроение» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Звериная дискотека» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
Январь | «Трусливые черепашки» | Совершенствовать навыки конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы | 1.Ритуал приветсвия «Ладокши» 2. Упражнение « Песочные черепашки» 3. Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветсвия «Ладокши» 2. «Сонные черепашки» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветсвия «Ладокши» 2. «Волшебная черепашка» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
Февраль | «Страна гномиков» | Развивать способность к взаимопониманию в процессе общения | 1.Ритуал приветствия «Радость» 2. Упражнение «Знакомство с гномиками» 3. Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Радость» 2. Упражнение « Веселые кляксы» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Радость» 2. Упражнение «Рисование на песке» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Радость» 2.Упражнение «Рисуем радугу» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
Март | «Город зеркал» | Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно | 1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2.Упражнение «Великая тайна пустыни» 3.Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2. Упражнение «Кроты» 3. Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2. Упражнение «Каравай» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Чуткие руки» 2.Упражнение «Танец радости» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
Апрель | «Затерянный город» | Обучение способам регуляции эмоциональных состояний | 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Археологи» 3.Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражнение «Песочная река» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Сухое дерево» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражнение «Песочные строители» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
Май | «Путешествие в сказку» | Совершенствовать навыки конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы | 1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Сказочный сон» 3.Рефлексия | 30 минут |
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2.Упражнение «Мостики» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение «Волшебный кувшин» 3.Рефлексия | 30 минут | |||
1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики» 2. Упражнение « Волшебный сундучок с сюрпризом» 3.Рефлексия | 30 минут |
Приложение
Ритуалы приветствия:
- Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
- Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
- Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики.Ведущий предлагает им поздороваться друг сдругом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям,как можно это сделать.
- Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
- Приветствие « Злюка»
Цель: сплочение группы , навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.
- Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения
Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.
Список используемой литературы:
- О.В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликты».
- Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению».
- Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.
- Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель»,2015.
- Практикум по возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»
Цель: формирование и коррекция эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...
Программа развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумага» (бумагопластика)
Пояснительная записка. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа ...
Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»
Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими деть...
Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна «Вообразилия»
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста«Волшебная страна Вообразилия» Цель: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.Зада...
ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении (агрессивность)
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольники с признаками агрессивного поведения встречаются всё чаще. Данная программа поможет научить ребенка контролировать свое эмоц...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
Групповое коррекционно – развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием мандалотерапии "Мандала – волшебный круг"
ull; Обучение новым способам снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)• Формирование навыков мышечного расслабления и ...