ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Нигматзянова (Каримова ) Гульнара Фанисовна

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

В сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам диагностики, происходит набор группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей.

 

Упражнения взяты с учебной литературы: Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель»,2015.

 

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Игры – упражнения

Время

Октябрь

«Здравствуй, песок!»

( Знакомство с песочной страной)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать

Навыки конструктивного общения и способность обогащению эмоциональной сферы .

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Знакомство с правилами

 3. Упражнение «Раскопки»

4. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражение «Домик для животных»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение Создание песочной «картины»

3. Рефлексия

  

 

 

   30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Упражнение «Сложи животное»

3. Рефлексия

30 минут

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Печальный город»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Поделись настроением»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Пирамида дружбы»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Поделись настроением»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Рисуем эмоции»

3. Рефлексия

 

30 минут

Декабрь

 

 

 

 

«В гостях у Песочной Феи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение способам регуляции эмоциональных состояний

1. Ритуал приветствия «Снежный ком»  2.Упражнение «Найди песочный листочек»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Снежный ком»  2.Упражнение «Звериная дискотека»

30 минут

1. Ритуал приветствия «Снежный ком»

2. Упражнение «Передай настроение»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Звериная дискотека»

3. Рефлексия

30 минут

Январь

 

 

 

 

 

«Трусливые черепашки»

 

 

 

 

 

Совершенствовать навыки конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы

 

1.Ритуал приветсвия «Ладокши»

2. Упражнение

 « Песочные черепашки»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветсвия «Ладокши»

2. «Сонные черепашки»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветсвия «Ладокши»

2. «Волшебная черепашка»

3. Рефлексия

30 минут

Февраль

 

 

«Страна гномиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать способность к взаимопониманию в процессе общения

1.Ритуал приветствия «Радость»

2. Упражнение «Знакомство с гномиками»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Радость»

2. Упражнение     « Веселые кляксы»

3. Рефлексия

 

30 минут

1.Ритуал приветствия «Радость»

2. Упражнение  «Рисование на песке»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Радость»

2.Упражнение «Рисуем радугу»

3.Рефлексия

30 минут

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Город зеркал»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2.Упражнение «Великая тайна пустыни»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2. Упражнение «Кроты»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2. Упражнение «Каравай»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2.Упражнение «Танец радости»

3.Рефлексия

30 минут

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Затерянный город»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение способам регуляции эмоциональных состояний

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Археологи»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Песочная река»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия

«Солнечные лучики»

2. Упражнение «Сухое дерево»

3.Рефлексия

30 минут

 

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Песочные строители»

3.Рефлексия

30 минут

Май

 

 

 

«Путешествие в сказку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать навыки

конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы

 

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Сказочный сон»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Мостики»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Волшебный кувшин»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение

« Волшебный сундучок с сюрпризом»

3.Рефлексия

30 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №38 «Домовенок»

                                                                                 

                 

                             УТВЕРЖДЕНО:

                             Заведующий

           МАДОУ г Нижневартовска

 ДС № 38  «Домовенок»

              ____________ Бондарева Л.А

                                                 приказ № ______ от_______ 20____г.

        

СОГЛАСОВАНО

Протокол Педагогического совета

№ ______от ____________20___г.

ПРОГРАММА

развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию

«Волшебная песочница»

img1961135_vzaimootnosheniya_mezhdu_lyudmi.jpg

г. Нижневартовск

Содержание

Страница

Информационная карта

3

Блок схема

5

Пояснительная записка

6

Актуальность программы

6

Тематический план занятий

8

Приложение

14

Список использованной литературы

15

  1. Информационная карта.

Наименование программы

ПРОГРАММА

«Волшебная песочница»

Направленность программы

Развивающая

Автор составитель

программы

Каримова Гульнара Фанисовна, педагог – психолог,воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок»

География программы

ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 22 «б»  

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 38 «Домовенок» 

Телефон: 8(3466) 67-15-13, Тел./факс:  8(3466) 67-02-45, 

Эл. почта: nv-mdou55@mail.ru 

Кадровое обеспечении программы

Педагог-психолог

Цель программы

формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного бесконфликтного взаимодействия средствами пескотерапии.

Задачи программы

  • Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
  • Развитие социальных навыков у детей
  • Овладение чувством контроля
  • Умение общения и взаимоотношения дошкольников со взрослыми и сверстниками, проявление активности, инициативности.
  • Личностные проявления в разных видах деятельности.
  • Развивать навыки совместной деятельности, общения;

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Развитые познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь, в соответствии с возрастной нормой
  • Развитые социальные навыки у детей, в соответствии с возрастной нормой
  • Развито умение владение чувством контроля, в соответствии с возрастной нормой
  • Развито умение конструктивного общения  дошкольников с взрослыми и сверстниками.
  • Проявляют личностную активность в разных видах деятельности.

Срок действия программы

1 учебный год

Ресурсное обеспечение реализации программы

Муниципальный бюджет

Оборудование для организации занятий

  • Ящик для песка для индивидуальной работы (песочница)размер в сантиметрах: 50х70х8.
  • Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  • Вода
  • Коллекция миниатюрных фигурок
  • Песочный стол, для коллективной работы в группе
  • Подносы для работы в парах.

Участники программы

Дети старшего дошкольного возраста, родители.

Диагностический блок

Практикум по возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко

Формы работы

Групповая, работа в парах  

Количество детей: 10

Методы работы

Игры – упражнения, пескотерапия

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня. Длительность занятий 30 минут с 7 мин перерывом (активная игра). Раз в три месяца проводятся занятия родитель – ребенок.

Структура занятия

I.Вводная часть - настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми

  • Проводится ритуал приветствия перед каждым занятием (Приложение)

II.Основная часть – основанная нагрузка всего занятия. В эту часть входят игры – упражнения, направленные на формирование навыков эффективного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста.

  • Проводится песочная терапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы

III. Завершающая часть - подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоции от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии.

Приложение

Игры – упражнения, ритуалы приветствия

                

Пояснительная записка

Данная программа направлена на формирование навыков эффективности взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста через пескотерапию.

 «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
                                                                                                                                                                                       Д. Каллф

Актуальность программы

Американский психолог Б.Вул, образно заметил, что «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или остановить это другим»  И каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. http://www.ref.by/refs/103/1344/1.html

В старшем дошкольном возрасте, для детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. 

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/12/07/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temu-detskie

Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление в дошкольном возрасте, в детской группе детей.  Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками).                 

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/17/prichiny-vozniknoveniya-konfliktov-u-doshkolnikov        

Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

http://www.vashpsixolog.ru/self-regulation/89-ways-sel/326-peskoterapiya

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! http://doshkolnik.ru/psihologiya/12457.html

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
         А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Так же пескотерапия помогает ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; вырабатывает большую способность к самопринятию.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

В сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам диагностики, происходит набор группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей.

Упражнения взяты с учебной литературы: Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель»,2015.

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Игры – упражнения

Время

Октябрь

«Здравствуй, песок!»

( Знакомство с песочной страной)

Совершенствовать

Навыки конструктивного общения и способность обогащению эмоциональной сферы .

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Знакомство с правилами

 3. Упражнение «Раскопки»

4. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражение «Домик для животных»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение Создание песочной «картины»

3. Рефлексия

   

   30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Упражнение «Сложи животное»

3. Рефлексия

30 минут

Ноябрь

«Печальный город»

Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Поделись настроением»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Пирамида дружбы»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Поделись настроением»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Ладошки»

2.Упражнение «Рисуем эмоции»

3. Рефлексия

30 минут

Декабрь

«В гостях у Песочной Феи»

Обучение способам регуляции эмоциональных состояний

1. Ритуал приветствия «Снежный ком»  2.Упражнение «Найди песочный листочек»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Снежный ком»  2.Упражнение «Звериная дискотека»

30 минут

1. Ритуал приветствия «Снежный ком»

2. Упражнение «Передай настроение»

3. Рефлексия

30 минут

1. Ритуал приветствия «Снежный ком» 2.Упражнение «Звериная дискотека»

3. Рефлексия

30 минут

Январь

«Трусливые черепашки»

Совершенствовать навыки конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы

1.Ритуал приветсвия «Ладокши»

2. Упражнение

 « Песочные черепашки»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветсвия «Ладокши»

2. «Сонные черепашки»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветсвия «Ладокши»

2. «Волшебная черепашка»

3. Рефлексия

30 минут

Февраль

«Страна гномиков»

Развивать способность к взаимопониманию в процессе общения

1.Ритуал приветствия «Радость»

2. Упражнение «Знакомство с гномиками»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Радость»

2. Упражнение     « Веселые кляксы»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Радость»

2. Упражнение  «Рисование на песке»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Радость»

2.Упражнение «Рисуем радугу»

3.Рефлексия

30 минут

Март

«Город зеркал»

Развивать уверенность в собственных силах и умение работать коллективно

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2.Упражнение «Великая тайна пустыни»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2. Упражнение «Кроты»

3. Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2. Упражнение «Каравай»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Чуткие руки»

2.Упражнение «Танец радости»

3.Рефлексия

30 минут

Апрель

«Затерянный город»

Обучение способам регуляции эмоциональных состояний

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Археологи»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Песочная река»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия

«Солнечные лучики»

2. Упражнение «Сухое дерево»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Песочные строители»

3.Рефлексия

30 минут

Май

«Путешествие в сказку»

Совершенствовать навыки

конструктивного общения и способствовать обогащению эмоциональной сферы

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Сказочный сон»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2.Упражнение «Мостики»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение «Волшебный кувшин»

3.Рефлексия

30 минут

1.Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

2. Упражнение

« Волшебный сундучок с сюрпризом»

3.Рефлексия

30 минут

Приложение

Ритуалы приветствия:

  1. Приветствие «Снежный ком»

Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.

Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

  1. Приветствие «Солнечные лучики»

Цель: сплочение группы

Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

  1. Приветствие «Ладошки»

Цель: развитие групповой сплоченности

Дети садятся в круг на стульчики.Ведущий предлагает им поздороваться друг сдругом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям,как можно это сделать.

  1. Приветствие «Чуткие руки»

Цель: сплочение группы

Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.

А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.

  1. Приветствие « Злюка»

Цель: сплочение группы , навыков сплочения

Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.

  1. Приветствие «Радость»

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения

Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.

Список используемой литературы:

  1. О.В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликты».

  1. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим  детей общению».

  1. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006.

  1. Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель»,2015.

  1. Практикум по возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

Цель:  формирование и коррекция эмоционально – волевой   сферы  и личностных  особенностей  детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...

Программа развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумага» (бумагопластика)

Пояснительная записка.          Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа ...

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими деть...

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна «Вообразилия»

Развивающее занятие  для детей старшего дошкольного возраста«Волшебная  страна Вообразилия» Цель: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.Зада...

ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении (агрессивность)

  Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольники с признаками агрессивного поведения встречаются всё чаще. Данная программа поможет научить ребенка контролировать свое эмоц...

программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...

Групповое коррекционно – развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием мандалотерапии "Мандала – волшебный круг"

ull; Обучение новым способам снятия эмоционального напряжения, вследствие неприятных переживаний (знакомство с мандалой, способами работой с ней)• Формирование навыков мышечного расслабления и ...