Программа развивающих занятий для детей с проблемами в развитии старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionnykh_zanyatiy_s_detmi.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О К Т Я Б Р Ь
Занятие № 1
Игра «Подбери пару к картинке»
Цель: развитие логического мышления и памяти.
Ход игры: На двух стола, расположенных неподалеку друг от друга, разложены 24 картинки, по 12 на каждом. На первом столе картинки с изображение глобуса, гнездышка с птенцами, очков, младенца, корабля, мальчика и т.д.
Дети выбирают себе любые две картинки с первого стола, а на втором – подбирают к каждой из них пару и обосновывают свой выбор. Например: к картинке со школьной доской подбирается глобус, так как это школьные принадлежности.
Когда ко всем картинкам будут подобраны пары, они выкладываются в два ряда, одна под другой, затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на столе картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.
Игра «Овощи»
Цель: развитие словарного запаса, активного внимания, навыков общения.
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением на них любых овощей (лото). Каждый ребенок называет полученную картинку. Дети встают в круг, а картинки держат перед собой в руках. Ведущий называет, какой – то овощ, и тот ребенок, у которого картинка с этим овощем, пускается бежать. А чтобы его не догнали, быстро произносит название какого – либо другого овоща, картинка с которым есть у кого-то из ребят.
Первый ребенок останавливается, а второй бежит и опять быстро называет какой – то из овощей. Игра продолжается до тех пор, пока один из ребят не будет пойман.
Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Ход игры: На карточки наклеены по 5 картинок с изображениями овощей – и овощи и расположение их различны. Карточек столько же, сколько и играющих.
Каждому ребенку выдается по одной карточке и предлагается рассмотреть её в течение 10 секунд.
Психолог подходит к ребенку и указывает на перевернутую картинку: «Что здесь?» Тот называет овощ. За правильный ответ получает фишку. После двукратного проигрывания дети меняются местами и берут другие карточки.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о об р а ж е н и я «Порхание бабочки»
Дети ложатся на коврик и на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Движения легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Занятие № 2
Игра «Поставь пальчик»
Цель: развитие целенаправленного внимания
Ход игры: 16 картинок с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. Коврики, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 16 карточек изображением вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание!» Затем называется какая – то картинка, например: «Яблоко». Тот кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает набравший больше всех фишек.
Игра «Фрукты»
Цель: Развивать словарный запас, активное внимание, способности к согласованному взаимодействию. (Аналог игре «Овощи»).
Задание «Выложи картинки в том порядке, как ты только что видел» (картинки из лото с изображением овощей и фруктов по 6 – 7 шт. для каждого ребенка)
Цель: развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.
Ход игры: На столах перед каждым ребенком карточки с четырьмя клетками. Размер 20 х 20, размер клетки 10 х 10см. такая же карточка большего размера нарисована на доске.
Психолог в присутствии ребенка к каждой из 4 клеток прикрепляет любую картинку с овощами или фруктами (такие же есть у детей) В течение 10 секунд дети рассматривают картинки. Затем картинки убираются, а ребенок на своей карточке по памяти выкладывают картинки, аналогичные тем, что были на доске.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Тихое озеро»
Психолог: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло и солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень даже пошевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь откроем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Занятие № 3
Игра: «Изобрази явление»
Цель: учить выразительности жеста, выразительным движениям рук, ног, всего тела. Ход игры. Психолог спрашивает детей о тех явлениях в природе, которые бывают осенью. Дети отвечают: «Дует сильный холодный ветер, падают листья, птицы улетают на юг, часто идет дождь, на дворе лужи» и т.д.
Затем ребенку предлагается все эти явления изобразить движениями или жестами, Если он затрудняется, педагог сам показывает те или иные движения, а потом просит ребенка придумать свое движение или жест.
Игра «Чем похожи»
Цель: развитие мыслительных процессов
Материал: пары картинок (корова – лошадь, ворона - воробей, лыжи – коньки, трамвай – автобус, молоко – вода, дождь – снег)
Ход игры: Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы. Чтобы игра была интересней, можно придать ей соревновательный характер: за каждое правильное сходство ребенок получает фишку. Выигрывает то, кто заработал больше фишек.
З а д а н и е «Вспомни движение, точно характеризующее
данное явление»
( соотнести с игрой «Изобрази явление»)
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры: Играет музыка, дети танцуют или двигаются, как хотят. Как только музыка прекращается и звучит команда, например «Дождь!», дети выполняют соответствующее движение.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е в о о б р а ж е н и я «Полет высоко в небе»
Психолог: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо, Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, высоко парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья её распростерты в стороны время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахните крыльями, приближайтесь к земле.
Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день».
Занятие № 4
Игра «Кто наблюдательнее»
Цель: развивать у детей творческие способности, словарный запас, восприятие формы.
Ход игры: за одну минуту назвать три предмета круглой, овальной, формы.
Игра «Будь внимателен»
Цель: обучить детей точно и быстро реагировать на сигнал; стимулировать внимание, развивать способность к согласованному взаимодействию.
Ход игры: Детям предлагается вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений рук, ног, всего тела: кенгуру, кузнечика, лягушку.
Затем дети под музыку двигаются по кругу. Через некоторое время музыка прекращается и на команду, например «Кенгуру» выполняется соответствующее движение.
Игра «Подбери пару к слову»
Цель развитие мышления, умение подбирать видовые и родовые понятия.
Ход игры: Психолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает «Кукла» (Осень – дождь, овощи – репа и т.д.)
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Путешествие в волшебный лес»
Психолог: «Лягте удобно и закройте глаза, Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё.
Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день».
НОЯБРЬ
Занятие № 1
Игра «Кто это и что это?»
Цель: развитие мыслительных операций
Ход игры: Дети делятся на две группы. Они располагаются за столами, находящимися напротив друг друга на расстоянии 2 – 3 метров. Перед ребятами на столах разложены одинаковые картинки с изображением предметов: животных, овощей, фруктов.
У каждой группы по 24 картинки.
Дети из первой и второй группы по очереди дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой группы, она откладывается в сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает та команда, которая наберет большое количество картинок.
Игра «Позы»
Цель: стимулировать внимание, учить точно и быстро реагировать на сигнал.
Ход игры: дети выбирают из имеющихся карточек четыре таких, например, где изображены животные: лиса, еж, медведь, олень, и, по желанию, принимают характерные позы этих животных. Затем уточняются психологом. Далее звучит музыка (любая танцевальная) – дети танцуют или просто двигаются. На остановку музыки и команду, например: «Медведь», принимают соответствующую позу.
З а д а н и е «Выложи цифры так, как только что
видел на доске»
Цель: расширять объем внимания, и развитие памяти
Ход игры: На столах перед ребенком лежит лист бумаги, разделенный на четыре клетки (размер листа 20 х 20 см, размер клетки 10 х 10 см) и поднос с четырьмя карточками, на которых нарисованы цифры. На доске такой же квадрат с четырьмя клетками, только большего размера.
На глазах у детей взрослый выкладывает три цифры в трех клетках. Дается время для запоминания – 5 – 6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются, и дети по памяти выкладывают у себя те же цифры на своих листах - как запомнили.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Порхание бабочки»
Занятие № 2
Игра «Цветы»
Цель: расширять словарный запас, развивать активное внимание, способности к согласованному взаимодействию.
(проводится по типу игры «ОВЩИ»)
З а д а н и е «Разложи карточки по рядам и столбцам так, чтобы в рядах и столбцах ни разу по две одинаковых не оказалось»
Цель: развитие мыслительных процессов
Материал: у ребенка карточки с девятью клетками, размер карточки 21 х 21 см, размер клетки 7 х 7 см, картинки из любого лото в количестве девяти штук. Из них по три одинаковых.
Игра «Лиса с лисятами и сокол»
Цель: развивать целенаправленное внимание, навыки произвольного поведения, волевые качества.
Ход игры: Выбираются по желанию «лиса» и «сокол». «Сокол» ходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, изображающий лису, ведет за собой «лисят» по кругу и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. «Лисята» в точности повторяют. Кто не успевает повторить, того «сокол» забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой лисенок.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Плывем в облаках»
Психолог: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразит, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Тихий теплый день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны.
Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.
Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вздохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
Занятие № 3
З а д а н и е «Разложи карточки на группы так, чтобы три карточки были подходящими друг к другу по какому – то признаку, а одна не подходила»
Цель: развитие навыков анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям
Ход задания: Перед ребенком 12 картинок, которые можно разделить на три группы, причем подобрать картинки нужно так, чтобы три из них можно было обобщить, а четвертая не подходила к первым трем.
Игра «Слушай хлопки»
Цель: развитие активного внимания.
Ход игры: Предложить детям передать жестами дующий ветер и падающий снег. Затем договариваемся, что на один хлопок они должны изобразить ветер, на два – снег, на три – встать в круг. После этого включается музыка и дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют требуемое движение.
З а д а н и е «Выложи буквы так, как только что видел»
Цель: Увеличение объема памяти, развитие внимание.
Материал: для каждого из детей приготовлено по 4 - 6 карточек с любыми буквами, такими же, как психолог выкладывает у себя.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Отдых на море»
Психолог: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становиться легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
Занятие № 4
Игра «Чем похожи»
Цель: развитие мыслительных процессов
Материал: картинки расположены по парам: лиса – волк, скворец – грач, сапоги – ботинки, самолет – вертолет, чашка – чайник, двери – окно.
Ход игры: ребенок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства.
Игра «Поезд»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Ход игры: Выбирается «паровозик», остальные дети «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. Ребенок – «паровозик» смотрит внимательно на «вагончики» и старается их запомнить. Потом он отворачивается, а ведущий (взрослый) спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте(«
«Паровозик отвечает. Затем становится «вагончиком». Выбирается другой «паровозик» Выигрывает тот кто правильно расставит свои «вагончики».
З а д а н и е: «Закрой карточкой картинку, которая не подходит к остальным»
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).
Задание выполняется по типу игры «четвертый лишний»
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Тихое озеро»
(см. занятие за октябрь)
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1
Игра «Что это?»
Цель: развивать мыслительные операции анализа и сравнения.
Ход игры: участвую две команды, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. У каждой команды по 16 картинок с изображением посуды и мебели (картинки одинаковые у обеих команд). Начинает загадывать ребенок из любой команды (по соглашению или по считалочке).
Например: «Этот предмет металлический, круглой формы, имеет углубление, на дне которого дырочки. Используется при варке вермишели или других макаронных изделий. Что это?». Дети из противоположной команды угадывают и показывают карточку с изображением этого предмета.
Игра «Посуда»
Цель: развитие словарного запаса, слухового внимания, способности к согласованному взаимодействию.
(Проводится по типу игры «ОВОЩИ»)
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Порхание бабочки»
Занятие № 2
Игра «Подбери картинку»
Цель: развитие аналитического мышления
Ход игры: 12 – 14 пар картинок, связанных между собой по смыслу. Например, хлеб – колосок, стул – дерево, глаз – телевизор, нос – роза , очки - дедушка и т.д. Пары разделены на картинки разложены на двух столах. Дети по очереди подходят, берут с одного стола картинку, а на другом столе подбирают к ней пару, обосновывая свой выбор.
Игра «Придумай движение»
Цель: развивать воображение, слуховое внимание.
Дети придумывают движения на слова: нахохлившийся воробышек, сугроб, мороз, снег; танцуют под музыку. На остановку музыки и команду, например: «Снег», выполняют придуманное движение
З а д а н и е «Выложи кружки в той последовательности, как только что видел»
Цель: развивать объём внимания и память
Ход задания: пять кружков разного цвета диаметром 10 см выкладываются психологом на фланелеграфе в любой последовательности. Дети рассматривают их в течении 10 сек. Затем кружки закрываются. Ребята должны по памяти выложить кружки таким же образом у себя на столах. (2-3 варианта).
Игра: «На что это похоже»
Цель: развитие воображения.
Занятие № 3
З а д а н и е «Подбери четвертую фигуру»
Цель: развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы, на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.
Игра: «Палочки»
Цель: развивать мелкую маторику, способности детей к согласованному взаимодействию.
Ход игры: Палочки (счетные – 30 шт.) рассыпаются на столе. Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежавшие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл.
Игра: «Угадай: какой буквы не стало?»
Цель: расширять объем внимания и развивать память.
Ход игры: Любые восемь букв, каждая из которых наклеена на карточку размером 15 х 7 см, расположены на фланелеграфе в свободной последовательности. Детям дается время для запоминания – 10 сек. Затем предлагается закрыть глаза. Одна буква убирается. Необходимо определить какой буквы не стало.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Радуга»
Психолог: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что пред вашими глазами радуга.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.
Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимет настроение.
Зеленый – цвет яркой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый, зеленый цвет? Возьмите эти ощущения на весь день».
Занятие № 4
З а д а н и е «Назови три предмета белого, синего, красного цвета»
Цель: расширять и активизировать детский словарь, учить использовать имеющийся опыт.
Игра: «Запомни позу»
Цель: развивать воображение, моторно – слуховую память
Ход игры: Дети придумывают на слова «пингвин», «пожарный», «певец», «гном» характерную позу. Затем танцуют под музыку и , услышав определенную команду, принимают заранее придуманную позу.
З а д а н и е : «Вычеркни лишнее»
Цель: развитие логического мышления
1. Продолжи ряд: 102, 103, 104, …
2. Вычеркни лишнее число: 2, 1, 5, 15, 6, 9.
3. Вычеркни лишнюю фигуру:
У п р а ж н е н и е н а д ы х а н и е «Воздушный шарик»
Сидя на стульчике.
А) откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились
Б) вдохните глубоко воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик, А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
В) Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Г) Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Д) Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.
Е) Снова вздохните и наполните легкие воздухом.
Ж) Выдохните, почувствуйте, как наполняетесь энергией и хорошим настроением.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1
Игра: «Угадай по описанию»
Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.
Материал: 16 пар картинок с изображением бытовых электроприборов и различных видов транспорта ( по типу игры «Кто это?»)
З а д а н и е «Нарисуй три треугольника и один круг, первую фигуру зачеркни»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Что мы представляем, когда слушаем музыку»
Цель: развитие воображение, снятие усталости
Занятие № 2
З а д а н и е «Прочитайте слоги. Какие слова можно выложить из этих слогов»
Ход задания: На доске написаны следующие слоги на, ра, ша, ба, са, ма, ка, ла, ки. Сколько слов и каких можно составить из этих слогов?
Игра: «Будь внимателен»
Цель: формировать способности управлять своим поведением, развивать произвольное внимание.
Ход игры: Заранее договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» – надо прыгать, «Лошадки» – скакать, «Раки» – пятиться, «Птицы» – махать руками, «Аист» – стоять на одной ноге. Играет музыка, дети выполняют различные танцевальные движения, но по команде «Зайчик», принимаются прыгать, то есть действовать так, как договорились перед игрой.
З а д а н и е «Вспомни и назови предметы похожие на круг, квадрат, треугольник»
Цель: развивать память, представление о форме.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Порхание бабочки»
Занятие № 3
З а д а н и е « Посмотри внимательно на карточку и запомни, какие предметы и в какой последовательности на ней расположены»
Цель: увеличение объема памяти и развитие внимания.
Ход задания: У ребенка карточка размером 25 х 10 см, на которой в ряд наклеены или нарисованы различные картинки – у всех разные
Например, на одной карточке нарисованы или наклеены пять разных овощей, на другой - фруктов, на третьей - геометрических форм. У каждого играющего есть еще конверт с точно такими же картинками, как те что нарисованы или наклеены на карточках.
Детям предлагается внимательно посмотреть на свою карточку в течении 10 сек. Затем карточки переворачиваются изображением вниз. Ребята достают из конвертиков картинки и выкладывают их по памяти в той же последовательности, как было на большой карточке.
Игра «Птицы»
Цель: развитие словарного запаса, произвольного внимания, способности к согласованному взаимодействию.
( см. игру «Овощи»)
Игра с мячом «Что к чему подходит»
Цель: развитие аналитического мышления
Ход игры: Дети встают в круг, взрослый с мячом в руках – в середине круга.
Психолог объясняет правила игры: «Я вам буду бросать мяч и называть слово, вы мне бросаете мяч обратно и называете то слово, которое больше всего подходит к названному мною, например: дождь – зонтик, дом – крыша, лодка – река.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю
Психолог: « Лягте на коврик, на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены.Устраивайтесь по удобнее, закройте глаза
Ощущение приятного покоя и отдых охватывает все мое тело и распространяется по нему, Я спокойно отдыхаю, Я отдыхаю.
Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает нервная система. Приятная истома охватывает мое тело, мне лень шевелиться
Мое дыхание совершенно спокойно. Мои руки расслаблены и теплеют.
Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление.
Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.
Я отдыха. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень развивается по всему телу.
Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.
Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение.
5, 4. 3. 2. 1. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя на весь день».
Занятие № 4
З а д а н и е «Разложи картинки по кучкам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом»
Цель: помочь в овладении навыками элементарного анализа и синтеза
Материал: Для каждого ребенка по 16 картинок, которые можно разложить на 4 группы.
Ход задания: Детям даются картинки, которые они должны разложить так. Чтобы в каждой кучке оказались изображения определённого вида.
Игра: «Слушай хлопок»
Цель: Развивать слуховое активное внимание, способности к волевому управлению своим поведением.
Ход игры: психолог договаривается с детьми, что на данное количество хлопков они будут выполнять определенное движение. Эти движения могут придумывать сами дети или предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок бить в ладоши, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил.
Играет музыка, дети двигаются как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют задание.
З а д а н и е «Дорисуй, чтобы получилась картинка»
Цель: развитие творческого воображения.
Ход задания: Детям дают листы бумаги с незаконченными и ничего не значащими изображениями. Таких изображений несколько.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1
З а д а н и е: «Расставь в каждом ряду знаки не повторяя его (ряд)»
Цель: развитие логического мышления.
Ход задания. У каждого ребенка карта, размером 20 х 20 см. расчерченная, как показано ниже. В клеточках первого ряда наклеены знаки ( +, -, =, Х), на подносах – маленькие карточки 5 Х 5 см в количестве 12 шт. по четыре на каждый знак. Дети располагают знаки таким образом, чтобы ни в рядах, ни в столбцах одинаковых не было.
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
Ход игры: Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки – действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.
Команда 1 – повернуть голову на право, прямо, отпустить голову вниз, поднять вверх.
Команда 2 – поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, отпустить обе руки.
Команда 3 – поднять правую ногу, отпустить, поднять левую – опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах.
Игра «Кто больше назовет предметов»
Ход игры: Детям предлагается перечислить: «Что бывает зеленым?», «Что бывает белым?», «Что бывает красным?».
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и
в о о б р а ж е н и е «Отдых»
Дети ложатся на коврики, принимают удобную позу и закрывают глаза. Тихо звучит музыка: Ф Шопен. Ноктюрн № 2.
С окончанием музыки дети тихо встают и делятся своими ощущениями.
Занятие № 2
Игра «Поставь пальчик»
Цель: развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать.
Ход игры:
16 картинок с изображением различного вида транспорта или 16 любых тематических картинок. Они по одной предъявляются детям. Ребята их называют. Затем все картинки выкладываются на столе так, чтобы они не касались друг друга. Дети стоят возле стола. Психолог объясняет правила игры: «Я буду называть картинку. Кто её ничего не говорит, а молча ставить пальчик на эту картинку. За это получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек».
Игра «Запомни свое место»
Цель: развитие моторно – слуховой и пространственной памяти
Описание игры. В комнате каждый ребенок запоминает свое место.
Например, у одного это место – модуль, у другого – стул, у третьего – пуфик и т.д. Затем включатся музыка, и дети свободно двигаются под неё. Когда музыка останавливается и звучит команда «Место!», ребята бегут к своим местам. Далее игра усложняется: во время движения детей педагог переставляет модули, стульчики, пуфики на другие места.
З а д а н и е «Придумай загадку»
Цель: активизация прошлого опыта, мыслительной и речевой деятельности детей.
Ход задания: На столе лежат различные игрушки и предметы, знакомые детям. Ребята по одному, не показывая на предмет, составляют его описание в форме загадки. Остальные отгадывают, о каком предмете идет речь.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о о б р а ж е н и я «Тихое озеро»
Занятие № 3
Игра «Самый смекалистый»
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: 24 карточки размером 8 х 6 см с изображением геометрических фигур четырех видов: квадрат, круг, треугольник, ромб. Эти фигуры трех цветов – синие, красные, зеленые; большого и маленького размера.
Карточки лежат на столе, не касаясь, друг друга. У психолога второй такой же набор в коробочке. Он достает карточку, показывает её детям, и просит найти такую, которая отличается от предъявленной только одним признаком. Например. Предъявляется большой красный круг, а ребенок должен показать маленький красный круг.
Игра: «Запомни позу»
Цель: Развитие слухового внимания, воображения.
Ход игры: Дети сообща придумывают позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х.
Танцуют под музыку. Когда музыка останавливается, психолог называет одну из перечисленных букв. Ребята немедленно принимают ту позу, о которой договорились.
З а д а н и е «Дорисуй, чтобы получилась сюжетная картинка»
Цель: развитие мелкой моторики и воображения
Ход задания: детям выдаются листы бумаги с нарисованными на них квадратами, треугольниками. Всего 4 – 5 фигур. Они расположены по всему листу. Ребята должны дорисовать их так, чтобы получился единый сюжет.
Игра: «Слушай свое имя»
Цель: снижение напряженности и возбуждение детей.
Ход игры: Звучит спокойная музыка. В комнате расставлены мягкие модули, большие мягкие игрушки, пуфики – на некотором расстоянии друг от друга.
Дети стоят в стороне. Психолог называет по имени любого ребенка, и тот начинает двигаться между препятствиями под музыку.
Когда в музыке возникает пауза, малыш садится на коврик. Затем вызывается по имени следующий ребенок, он тоже двигается между препятствиями как хочет, и садится, когда музыка обрывается. Игра продолжается до тех пор, пока на коврики (стульчики) не сядут все дети.
Занятие № 4
Игра «Картинки загадки»
Цель: развитие мышления и речи.
Ход игры: Из группы детей выбирается один - водящий, остальные садятся на стульчики, они будут отгадывать предмет по описанию.
Психолог вносит коробку, в которой лежат картинки ( можно из детского лото). Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок, не показывая её детям. Он становится к ним спиной и дает описание предмета, нарисованного на картинке. Ребята предлагают свои версии. Кто первый отгадал, становится водящим.
Игра «Профессии»
Цель: развитие словарного запаса, слухового внимания, способности слышать и реагировать на звуковой сигнал. (Овощи).
З а д а н и е «Запиши буквы, как запомнил»
Цель: развитие слуховой памяти и произвольного внимания.
Ход задания. Психолог один раз произносит любые пять букв. Дети должны записать их в той же последовательности.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и в о о б ра ж е н и е
«Тихое озеро».
МАРТ
Занятие № 1
З а д а н и е «Назови, что может быть холодным, коротким и т.д.»
Цель: Расширение и активизация словаря на основе умения использования прошлого опыта.
Игра : «Запретное число»
Цель: Формирование способности самоконтроля, самостоятельной мобилизации усилий.
Ход игры: Психолог заранее договаривается с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие – то числа. Если дети услышат слово восемь, они должны хлопнуть в ладоши. Играет музыка, ребята идут по кругу и слушают счет, Педагог произносит: 2.6.4.11.8.9.3.7. На счет восемь дети хлопают в ладоши.
З а д а н и е «Посмотри внимательно и выложи буквы у себя на карточке как только, что видел»
Ход задания: У детей на столах карточки размером 20х20 см, разделенное на четыре части. На доске нарисована маркером такая же карточка, только большего размера. В образовавшиеся 4 квадрата психолог вписывает любые четыре буквы. Ребята внимательно смотрят в течение 10 сек. Затем нарисованное закрывается шторкой, и дети у себя на карточках выкладываю тоже самое.
У п р а ж н е н и е н н а р е л а к с а ц и ю и в о о б р а ж е н и е
«Порхание бабочки»
Занятие № 2
Игра « Угадай игрушку»
Цель: развитие восприятия и мышления.
Ход игры: Ребенок – водящий, выходит из комнаты на 2 – 3 мин. В его отсутствие выбирается тот кто будет позой, жестами или мимикой изображать имеющуюся в группе игрушку.
Водящий должен отгадать игрушку, взять её.
Игра «Слушай хлопки»
Цель: Развитие образной памяти, воображения, способности к сознательной мобилизации усилий для достижения целей.
Ход игры: Дети придумывают различные движения на слова: «сосулька», «капель», «ручеек».Договариваемся, что на один хлопок они изображают «сосульку», на два – «капель», на три – «ручеек»
Игра проходит под музыку.
З а д а н и е «Найди два одинаковых числа»
Цель: Расширение объема внимания, развитие способности к сосредоточению
Ход задания: У каждого из детей карточка размером 30х20 см. На ней по всей поверхности наклеены цифры от 1 до 20, из них 2 числа одинаковые. Ребенок должен их найти и закрыть фишками.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю
(см. занятие № 3 Январь)
Занятие № 3
З а д а н и е «Придумай по картинкам предложение»
Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.
Ход задания: Ведущий показывает две карточки, на которых нарисованы какие – то предметы. Задача состоит в том, чтобы придумать слово служащих как бы переходным мостиком от одного к другому предмету.
Дети отвечают по очереди, чтобы получилось предложение
Например: две картинки заяц и морковь переходной мостик «Ест» (Заяц ест морковь)
Игра «Звери»
Цель: воспитание у детей организованности и способности к волевому управлению своим поведением, расширение словарного запаса (Овощи)
З а д а н и е «Нарисуй три треугольника, 1 круг, 2 овала, четвертую фигуру зачеркни»
Цель: Развитие слухового внимания и памяти.
Уп р а ж н е н и е н а р е л а кс а ц и ю «Музыкальная шкатулка»
Цель: Развитие воображение и умение слушать музыку.
Ход упражнения: Дети садятся на коврики по кругу. Закрывают глаза. Включается магнитофон. Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.
После прослушивания ведущий по очереди вызывает детей в круг и просит каждого рассказать, что он представил себе, слушая муз. произведение.
Занятие № 4
Игра «Поезд»
Цель: Развитие воображения, умение слушать музыку.
Ход игры. Для игры используется от 10 до 20 картинок лото.
«Мы будем играть в поезд я кладу первую картинку, а Саша кладет следующую, так будем делать все по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики сцепляются друг с другом, наши вагончики тоже должны сцеплены. Вот как это делается: Кладем картинку, на которой нарисована ложка, за ней можно положить картинку, на которой нарисована тарелка, так как ложкой едят из тарелки; далее кладем картинку с чайником, так как тарелка и чайник – это посуда».
Игра «Придумай и запомни позу»
Цель: Развитие моторно - слуховой памяти, эмоций, воображения.
Ход игры: Дети придумывают позы к словам: «цветок», «радостное известие», «удивление», «вкусная конфета». Затем звучит музыка. Ребята выполняют различные танцевальные движения. На остановку музыки и определенное слово принимают соответствующую позу.
З а д а н и е «Используя алфавит запиши слово, которое зашифровано числами»
Цель: Расширение объема внимания и возможности его распределения, развитие мыслительных способностей.
Ход: У каждого из детей альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом. Все буквы обозначены цифрами ( а-1, б-2,…)
Каждому ребенку выдается карточка размером 15х6 см. где числами закодировано слово. Дети, пользуясь алфавитом расшифровывают слово и читают его.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и
в о о б р а ж е н и е «Плывем в облаках»
АПРЕЛЬ
Занятие № 1
Игра « Отвечай быстро»
Цель: Развитие у детей мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти.
Ход игры: Карта размером 24х24 см, на которой рядами наклеены 9 картинок из лото. Первый ряд – картинки с изображением воробья, голубя. Дятла. Второй ряд – картинки с изображением кузнечика, лисы, стрекозы. Третий ряд – картинки с изображением волка, бабочки, вороны. Психолог предлагает рассмотреть карту и назвать птиц, животных и насекомых. Затем детям предлагается, как можно быстрее ответить на вопросы.
Вопросы: 1. Как можно назвать всех тех, кто нарисован в первом
ряду?
2. Сколько всего птиц на карте? Назовите их.
3. Кого больше – зверей или насекомых?
4. На сколько групп можно разделить всех, кто
нарисован на карте?
5. Посмотрите на картинки в третьем столбике
Что общего у всех, кто там нарисован (все летают).
6. Сравните первый и второй столбики. Что вы заметили
общего? (в каждом столбике изображены птица,
зверь, насекомое).
Игра «Позы»
Цель: развитие образной памяти воображения.
Ход игры: Дети придумывают позы, характерные для зверей, птиц, насекомых из предыдущей игры. Включается музыка дети под неё выполняют любые танцевальные движения. При остановке музыки и проговаривании психологом слова, пример «Волк», принимают соответственную позу.
Игра: «Чистый лист»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Ход игры. У детей по две половинки альбомного листа. На одной наклеены или нарисованы черные изображения четырех геометрических фигур: круга, ромба, прямоугольника, трапеции. На другом их контуры. Дети вырезают белые фигуры и закрывают ими соответствующие черные. Выигрывают те, у которых получился сплошной чистый белый лист.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю и р а з в и т и е
в о о б р а ж е н и я «Отдых на море»
Занятие № 2
З а д а н и е «Какое слово здесь зашифровано»
Цель: стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться.
Ход задания. На одном из бланков, предложенных ребенку, нарисованы различные фигуры (стрелка, крестик, флажок, квадрат, треугольник и т.д.), до 6-8 фигур. Под ними определенные буквы.
Игра «Филя, где ты?»
Цель: развитие навыков произвольного поведения.
Ход игры: Дети становятся полукругом, - ведущий в центре. Ребята отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка. Это означает, что именно он будет «Филей». Все остальные - котятами. По сигналу дети открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто – «Филя». Ведущий зовет: «Филя, где ты?» «Филя не отзывается. Ведущий зовет еще раз. И только на третий зов «Филя» «Рычит» и бросается на котят. Если котенок успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные котята выходят из игры. Выигрывает тот, кто остается не пойманным.
З а д а н и е «Посмотри внимательно и нарисуй, что
запомнил»
Цель: развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти.
Ход задания: Перед ребенком кладется карточка с изображением какой – то фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течение 10 сек. Затем карточка переворачивается изображением вниз, а на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.
У п р а ж н е н и е н а р е л а к с а ц и ю
(См. занятие № 3, мин.)
Занятие № 4
Игра «Школа»
Цель: снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе.
Ход игры: 1 – я часть «Школа для животных»
Из общего числа детей выбирается для себя роль, какого – либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинается урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.
Если оказывается, что дети боятся не школы, а учителя, то его роль играет один из ребят: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание? К доске пойдет и нарисует морковку заяц». Сюжет развивают сами дети.
2-я часть. «Школа для людей»
Если в первой части допускались различные «звериные» ситуации, то во второй – школа представлена как нечто «возвышенное», «доброе». Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа», один из детей выполняет роль учителя.
Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую – либо фигуру (круг, квадрат). Дети прорисовывают эти фигуры. «учитель» хвалит своих учеников.
Месяц | недели | Тематика. Литература. | Цели | Развивающие игры и упражнения |
ОКТЯБРЬ | 1 | Знакомство с кабинетом психолога | Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. | Игры: Общий круг. Зеркало. |
2 | Знакомство | Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»; развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. | Игры: Мое имя. Поем имя. Рисуем имя. Угадай кого не стало. | |
3 | Я люблю. Игрушки. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева | Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки; развитие зрительно – двигательной координации; мелкой моторики рук; логического мышления, памяти и речи | Игры: Переходы. Игрушки. Упражнения: Раздаточный материал – задание 1, 2 | |
4 | Настроение. Игрушки. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить; развитие внимания и зрительной памяти; формирование понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз» | Игры: Солнечный зайчик. Запомни картинки. Упражнения: Раздаточный материал- задание 2 | |
НОЯБРЬ | 1 неделя | Осень. Мое настроение. Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова Программа И. Ярушина. | Развитие логического мышления; зрительно-двигательной координации; внимания; осознание своего эмоционального состояния; умения адекватно его выразить. | Игры: Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку. Упражнения- раздаточный материал задание 3. Тренируем эмоции |
2 | Осень. Наши страхи Программа И. Ярушина. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева | Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия; умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха. | Игры: Сценка по произведению К.И.Чуковского «Тараканище». Потерялся мальчик. Упражнения- задание 1,2,3. | |
3 | Осень. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева | Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия; точности и плавности движений кисти руки; закрепление умения узнавать знакомые геометрические фигуры. | Упражнения- задание 4, 4а. Задание 4,5,6. | |
4 | Овощи. Мое настроение. Программа И. Ярушина Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. | Преодоление негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности; развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. | Игры: На что похоже настроение. Музыкальная мозаика. Чем похожи и чем отличаются. Упражнения- задание 4 | |
ДЕКАБРЬ | 1 неделя | Овощи. Наши страхи. Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. | Развитие зрительно-двигательного восприятия; развитие внимания; уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе. | Игры: Кто наблюдательнее. Будь внимателен. Слепой и поводырь. Упражнения- задание 1,2,3. задание 5 |
2 | Овощи. Новичок. Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева | Развитие внимания, мышления, речи; коррекция поведения с помощью ролевых игр; помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе; релаксация и развитее воображения. | Игры: Подбери пару к слову. Путешествие в волшебный лес. Молчок. Три характера. Упражнения- задания 4,5. | |
3 | Фрукты. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. | Развитие мышлении, речи, памяти; точности и плавности кисти руки. | Игры: Что это? Что это? Упражнения –задания 1,2,3. Задания 6, 6а. | |
4 | Фрукты. Смелые ребята. Программа И. Ярушина Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. | Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация; развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, раскованности; развитие точности и плавности движений кисти руки. | Игры: На лесной полянке. Тень. Этюд «Страшный зверь». Упражнения – задания 7,8,9. Задания 4,5. | |
ЯНВАРЬ | 3 неделя | Новогодний праздник. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова Развивающие упражнения М.Н. Ильина. | Развитие речи; зрительно – двигательного восприятия, точности движений кисти руки; способности к переключению внимания. | Упражнения: Задания 1,2,3. Задание 10 Задание 1 |
4 | Одежда. Общая история. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развивающие упражнения М.Н. Ильина. | Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия – взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушивать собеседника; расширение словарного запаса, развитие восприятия | Игры: Тропинка. Сочиняем «Общую историю». Инсценировка «Общей истории». «Одежда» Упражнения – задания 1,2,3. Определи звуки. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 неделя | Зима. Доброта. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. | Формирование моральных представлений, воспитание новых форм поведения; развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам; развитие внимания, зрительной памяти. | Игры: Этюд «Злодей» Чтение рассказа Э. Шима «Не смей» Впереди всех. Упражнения – задания 1,2,3. Задание 12. |
2 | Зима. Радость. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развивающие упражнения М.Н. Ильина. | Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира; психомышечная тренировка; развитие мыслительных операций, скорости мышления; | Игры: Этюд «Утро». Этюд «Радость». Упражнения – задания 4,5. Задания 1,2. | |
3 | Посуда. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. Развивающие упражнения М.Н. Ильина. | Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха; | Упражнения – Задания 1,2,3. Задания 13,13а Правая, левая. Назови соседей. | |
4 | Продукты. Волшебный лес. Программа И. Ярушина Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова. Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развивающие упражнения М.Н. Ильина. | Научить передавать эмоциональное состояние героя; развивать способности понимать чувства другого; Тренировка психомоторных функций; развитие концентрации внимания и его устойчивости; развитие связной речи. | Игры: Этюд «Ежик». Этюд «Ежики смеются». Тропинка Чем похожи и чем отличаются. Упражнения- задание 3 Задание 14 | |
МАРТ | 1 неделя | Продукты. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Развитие слухового внимания, памяти, мышления; развитие зрительного восприятия. | Упражнения – Задания 1,2,3. Нарисуй и зачеркни. Задание 15 |
2 | Продукты. Сказочная шкатулка. Программа И. Ярушина Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева | Формирование положительной «Я» концепции, самопринятия, уверенности в себе; Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности неуверенности в себе; развитие логического мышления и речи. | Игры: Сказочная шкатулка. Волшебное колечко. Подбери парную картинку. Упражнения- Задания 3,4. | |
3 | Домашние животные. Сказочная шкатулка. Программа И. Ярушина Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева | Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. | Игры: Принц и принцесса. Рисование на тему «Волшебные зеркала» Хоровод. На что это похоже. Упражнения – задания 1,2,3. | |
4 | Домашние животные. Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Закрепление умения узнавать геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат); развитие внимания, памяти. | Игры: Выложи круги. Упражнения – задания 3,4. Задание – 16. | |
АПРЕЛЬ | 1 неделя | Посуда. Ласка. Программа И. Ярушина Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Развитие мимических движений; определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики; расширение объема памяти, развитие внимания. | Игры: Этюд «Страшный зверь» Назови и покажи. Палочки. Упражнения- Необычная радуга. Задания 1,2,3. Задание 16а |
2 | Посуда. Ласка. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. | Развитие умения передавать эмоциональные состояния через художественный образ; развитие умения выражать чувства радости, удовольствия; развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса. | Игры: Ласка. Рисование по приведенному этюду. Минута шалости. Упражнения – задания 3,4. Назови три предмета белого, синего, красного цвета. | |
3 | Одежда. Общая история. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Помочь детям выразить свою индивидуальность; учить высказывать свои мысли; научить адекватным способам взаимодействия-взаимопонимания; развивать умение спокойно выслушивать собеседника; формирование умения находить сенсорные эталоны по образцу. | Игры: Колдун Иголка и нитка. Упражнения – Задания 5,6. Анализируем ряды. Задание 17. | |
4 | Мебель. Радость. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Создать положительный эмоциональный фон, помочь ощутить прелесть окружающего мира; психомышечная тренировка; развитие дыхания, воображения; формирование умения дифференцировать геометрические формы и их модели. | Игры: Этюд «утро» Этюд «радость». Упражнения- Задания 1,2,3. Анализируем ряды. Задание 18,19. | |
МАЙ | 1 неделя | Транспорт. Волшебники. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Привитие новых форм поведения; проявления сочувствия в конкретном действии; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. | Игры: Взаимоотношения. Этюд «Солидарность» Передай по кругу. Задания 1,2,3. Игра «Транспорт» Задание 20 |
2 | Профессии. Солнце в ладошке. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Коррекция негативных поведенческих реакций, формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры; развитие произвольного контроля за своими действиями; стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. | Игры: Встреча сказочных героев. Мальчик (девочка) – наоборот. Задания 1,2,3. Игра «Будь внимателен» Задание 21. | |
3 | Птицы. Встреча с другом. Программа И. Ярушина Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Передача с помощью выразительных движений внутреннего состояния; сопоставление различных черт характера; коррекция сферы ребенка; закрепление понятия величина, развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления, речи. | Игры: Этюд «Встреча с другом» Этюд «Два друга» Окажи внимание другому. Задание 1,2,3. Выложи картинки по порядку. Задание 22 | |
4 | Весна. Правила дружбы. Программа И. Ярушина Л.И. Катаева коррекционно-развивающие занятия. Упражнения для развития интеллектуальных способностей Е.С. Поставнева Развиваем, формируем, совершенствуем. А.В. Захарова | Научить детей чувствовать и переживать, развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения; релаксация и развитие воображения. | Игры: Найди друга. Секрет. Цветик- семицветик. Задание 1,2,3. Отдохнем. Задание 23. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование Программа Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст.
Календарно-тематическое планирование и система развивающих занятий разработаны с учетом требований ФГОС ДО и обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деят...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Мебель»
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми с ОВЗ по лексической теме "Мебель"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Дикие и домашние животные»
Конпект непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ по лексической теме "Дикие и домашние животные"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Овощи – фрукты»
Конпект непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ по лексической теме "Овощи и фрукты"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Одежда, обувь»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме "Одежда и обувь"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Город Мастеров»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексической теме "Профессии"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста тема «Улица, город, транспорт»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лексической теме "Город, улица, транспорт"...