Программа по художественно - эстетическому развитию "Мир оригами"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Остапкевич Ольга Федоровна

Программа по художественно - эстетическому развитию "Мир оригами".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное дошкольное образовательное учреждение города детский сад «Золушка»

«Мир оригами»

Разработчик программы: Остапкевич Ольга Федоровна

воспитатель первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка ………………………………………………………….

1.1.Принципы и подходы в организации образовательной деятельности

2. Планируемые результаты освоения программы……………..………………

2.1.Методика  обследования уровня развития детей……….………………...........

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебный план образовательной программы…………………………………

2.2. Календарно-тематическое планирование ..........................................................

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение …………………….

3.2.График проведения занятий…………………………………………………….

3.3. Учебно-методическое обеспечение………. ……………………………...........

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..........

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

 Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия; миром людей, природы, природным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Формируется интерес к творчеству.

     Занятие оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы. Расширить кругозор в данной познавательной области. Обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

      Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти; дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. 

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи;

Образовательные.

Знакомить  детей с основными  геометрическими  понятиями:  круг, квадрат, треугольник, угол, сторона,  вершина и т.д.;  базовыми  формами  оригами.

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Обучать различным приемам работы с бумагой;

Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

Создавать композиции с изделиями. созданными в технике оригами.

Развивающие.

Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное изображение.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

Воспитательные

Воспитывать интерес к искусству оригами;

Расширять коммуникативные способности детей;

Способствовать созданию игровых ситуаций;

Совершенствовать игровые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

1.1.Принципы и подходы в организации образовательной деятельности

Программа предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип  повторения умений и навыков один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок

Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков,.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.  

Принцип успешности заключается в том, что воспитанник получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологи и, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация   исследовательской деятельности и др.).

Принцип  коммуникативности  помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется творческая личность

Принцип взаимодействия детского сада и семьи преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной  реализации творческих способностей ребенка

Принцип результативности предполагает получение положительного результата развития творческих способностей ребенка.

Принципы взаимодействия с детьми:

Ребенок сам  молодец, у него все получается, возникающие трудности преодолимы;

Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что то новое и научиться новому;

Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;

Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;

Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

2. Планируемые результаты освоения программы

В результате кружковой работы дети;

Научатся различным приемам работы с бумагой;

Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

Научатся следовать устным инструкциям. Создавать изделия оригами;

Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику и глазомер.

2.1.Методика обследования уровня развития умений и навыков детей. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

Оптимальный уровень

делает самостоятельно,

Достаточный уровень

делает с помощью педагога или товарищей,

Низкий уровень

не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные

пояснения.

Оптимальный уровень

делает самостоятельно,

Достаточный уровень

Делает с помощью педагога или товарищей,

Низкий уровень

не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

Оптимальный уровень

почти полное совпадение, вырезанного контура с намеченными

линиями;

Достаточный уровень

имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров)

по одну сторону образца;

Низкий уровень

значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в

другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;

 развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

Оптимальный уровень

работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

Достаточный уровень

работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню

группы;

Низкий уровень

работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

 Оцениваются умения:

организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план образовательной программы

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня по 20-25 мин.

.В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в оригами имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Нормативные сроки освоения рабочей программы с 01.11.2016г. по 31.05.2017г. Трудоемкость рабочей программы:  27 недель

 

Начало учебного года

Конец учебного года

График зимних каникул

26.

Продолжительность учебного года всего

01.11.2016

 

31.05.2017

26.12.2016-30.12.2016

 27 недель

I полугодие

II полугодие

4 недели

 

23 недели

 

Учебный план

п\п

Наименование

Количество часов в неделю

Количество недель

Всего часов

3.

«Мир оригами»

1

27

27

 

          

        Учебный план охватывает: Знакомство с оригами, волшебные свойства бумаги, как родилась бумага.

2.2.Календарно-тематическое планирование

        Перспективный план работы на 2016-2017гг.

Дата проведения

Вид занятия

Тема

Цель

Материал

Сентябрь

1 неделя

Ознакомление со свойствами бумаги

Бумажная сказка

Познакомить детей со свойствами бумаги. Ее особенностями.

Бумага

2 неделя

Конструирование

Сказка квадратика

Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Развивать воображение и фантазию.

Бумага

3 неделя

Конструирование

Открытка

Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать ее. Аппликационное оформление открытки.

Бумага

4 неделя

Конструирование

Сказочный домик

Учить детей преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление из прямоугольников выполнять окна, двери и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Бумага.

Октябрь

1 неделя

Конструирование

Веселый треугольник

Научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба.

Бумага

2 неделя

Конструирование

Наливное яблочко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга-яблока. Развивать мелкую моторику.

Бумага

3 неделя

Конструирование

Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.

Бумага

4 неделя

Конструирование

Гусениц

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру.

  Бумага

Ноябрь

1 неделя

Конструирование

Осенний ковер. Коллективная работа

Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

  Бумага

2 неделя

Конструирование

Грибок

Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования.

  Бумага

Декабрь

1 неделя

2 неделя

Конструирование

           (часть 2)

Резная снежинка

Познакомить детей с базовой формой. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно подклеить клеем.

  Бумага

3 неделя

4 неделя

Конструирование

         (часть 2)

Нарядная ёлочка

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом, начиная с большего. Украсить праздничную елку цветными фонариками, приготовленные место скручивании мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество.

  Бумага

Январь

2 неделя

Конструирование

Аквариумные рыбки

Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник.

  Бумага

3-4 неделя

Конструирование

Зимние забавы

Формировать навыки выполнения полосок из бумаги. Развивать умение находить равные по длине полоски

Февраль

1неделя

Конструирование

Кораблик

Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу.

  Бумага

2-3 неделя

Конструирование

Парусники в море.

Научить детей отрывать длинные полоски и формировать из них волны, аккуратно пользоваться клеем.

Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям и с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник.

  Бумага

Март

1 неделя

2 неделя

Конструирование

             (2 часть)

Цветы из снежинок в подарок для мамы

Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединенных попарно и листьев – соединенных в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудится самостоятельно.

  Бумага

3 неделя

Конструирование

Закладка

Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.

  Бумага

4 неделя

Конструирование

Цветок – семи цветик

Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремиться к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремленность, воображение, художественный вкус.

  Бумага

Апрель

1 неделя

Конструирование

Веселый лягушонок

Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку.

  Бумага

3 неделя

Конструирование

Пирамидка

Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность.

  Бумага

4 неделя

Конструирование

Елочная игрушка

Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.

  Бумага

Май

1 неделя

Конструирование

Зайчик

Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнение поделки. Развивать мелкую моторику рук.

  Бумага

2 неделя

3 неделя

Конструирование

                (2 часа)

Весенние букеты

На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, изображение, внимание.

  Бумага

4 неделя

Конструирование

Птица

Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей, отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навыки выгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость.

  Бумага

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1. Материально-техническое обеспечение:

Предметно- пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной  деятельности детей. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

В образовательной деятельности используются столы, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, карты схемы, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека. Для художественно- творческой деятельности детей имеется: бумага обычная, бумага цветная, ножницы, клей карандаш,  фломастери,  карандаши.

3.2. График проведения занятий

Непосредственно образовательная деятельность по «Мир оригами» проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.

        Продолжительность -  25  минут.

                 

                                           График проведения занятий

 

№ п/п

Направление деятельности

Руководитель

День  недели

Время, ч.

3

«Мир оригами»

воспитатель

 Остапкевич О.Ф.

четверг

15.30 – 15.55

3.3. Учебно-методическое обеспечение

Познакомятся с искусством оригами. Работа кружка составлена на основе книги Е. Черенковой « Простейшие модели оригами»

 С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 –208с.

С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика.

М.:Издательство Э; СПб.; Валерии СПД, 2003.-176 с.

3. С. Соколова Театр оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список детей, посещающие  кружок:

1.Алишбиев Хизри

2.Борисова Камила

3.Бутенко Саша

4.Голоднова Катя

5.Гумерова Амина

6.Зубковский Яромир

7.Клименко Софья

8.Комаровский Юрий

9.Кузьмина Алиса

10.Кызылбаев Радмир

11.Беленко Вадим

12.Бовышев Артем

13.Бараник Полина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами». Тема «Цветы для мамы».

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Техника «Оригами»    Тема «Цветы для мамы»...

ПРОЕКТ по художественно-эстетическому развитию «МИР ОРИГАМИ. МИР ВО ВСЁМ МИРЕ».

Цель: Влияние оригами на эмоции и чувства человека, на его творческую активность и самовыражение....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 6 – 7 лет по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Снежинка» (оригами)

Развитие конструктивных и творческих способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица»

Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица».Цель: создать красивую объемную елочку в технике оригами.Задачи:- Закр...

Конспект открытого занятия художественно-эстетическое развитие (конструирование - оригами) Тема: «Елочка - красавица»

Цель: создать красивую объемную елочку в технике оригами.Задачи:- Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях.- Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.- Развиват...

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Волшебное оригами"

Цель: развитие речи и творческих способностей Задачи: Образовательные: познакомить детей со сказочной формой складывания из бумаги; Развивающие: развитие фантазии и воображения у детей старшего до...