План самообразования 2016-2017 год.
методическая разработка на тему
План самообразования. Тема:«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2016-2017.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР «Детский сад «Колосок » п. Буранный.
План самообразования Асташкиной Н.В.
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
2016-2017 год.
Книга — это волшебница.
Книга преобразила мир.
В ней память человеческой мысли.
Николай Морозов, русский революционер, народоволец,
ученый (1854-1946).
Актуальность выбранной темы
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности я определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средству развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.
Цель работы :
- обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- Сформировать интерес к художественной литературе.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- Развивать творческие способности у детей.
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
Основные направления деятельности:
- создание речевой развивающей среды;
- работа с детьми; работа с родителями;
- работа с социумом ( библиотека Буранного сельского поселения,).
План работы по теме самообразования:
Этапы работы | Содержание работы | Сроки. |
1 этап. Изучение методической литературы. | 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. 7.Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001. 8.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997. 9.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ – инфо". 2000. 10.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004. 11.Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г. 12.Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Изд. 5-е. М., «Просвещение», 1968. | Сентябрь-май |
Работа с детьми | Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. | Сентябрь-май |
Чтение сказок А.С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. | Октябрь | |
Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой с детьми подготовительной группы по теме " Осень ". | Ноябрь | |
Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» | Январь. | |
Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений | Февраль. | |
Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». Для детей старшей группы. | Март | |
Мастер-класс «Изготовим книжку малышку своими руками» | Апрель | |
Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Вечер памяти. | Май | |
Работа с семьёй | Консультация «Насколько важно читать ребёнку», «Положи твоё сердце у чтения», «Ребёнок и книга» Информация в уголке для любознательных родителей. | Сентябрь. Октябрь Ноябрь |
Родительское собрание по теме «Роль семьи в речевом развитии ребенка». | ||
С помощью родителей оформить в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги. | ||
Анкетирование родителей «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни вашего ребёнка» | февраль. | |
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». | Март. | |
Фотовыставка «Наши юные таланты» Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. | Апрель. | |
Работа с коллективом Д/с. | Сообщение на семинарском занятии «Организация речевого уголка в группе» | Ноябрь |
Сообщение на семинарском занятии «Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с художественной литературой» | Январь | |
Выступление на педагогическом совете . Презентация проекта «Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы» | Март | |
Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования 2016-2017
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2016-2017Воспитателя группы №3 «Теремок»Усовой М.В....
План работы по самообразованию 2016-2017
«Пластилинография - как средстворазвития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ в средней группе»...
План самообразования 2016-2017
План самообразования 2016-2017...
План самообразования 2016-2017 учебный год "Природное окружение. Экологическое воспитание".
План самообразования составлен для детей средней группы....
План по самообразованию 2016-2017 гг. «Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий».
laquo;Развитие коммуникативных способностей через внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий»....
План по самообразованию 2016-2017 уч. г.
quot;Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста" план самообразования на 2016-2017 учебный год...