Перспективное планирование по теме самообразованию.
материал на тему
"Патриотическое воспитание у детей старшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobraz_16-17.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18» г. Усолье-Сибирское
Перспективный план работы
по самообразованию на 2016-2017 год
Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказками народов России»
Воспитатель: Сафина Кристина Евгеньевна
2016
Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
- Изучить пути, средства, методы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Познакомить детей с русскими, бурятскими, татарскими, чукотскими народными сказками.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- Развивать интерес к страноведческим знаниям.
Актуальность выбранной темы
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций этноса, толерантности. В этом нам и помогут сказки разных народов России. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в подготовительной к школе группы является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитием детям любви к родине, природе, к истории и культуре народов, населяющих нашу страну.
Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура отчетливо прослеживается в сказках, которые несут в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.
Приобщение к культуре, а именно сказкам другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.
Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Ожидаемые результаты
1. Формирование познавательной активности, отражение полученных знаний о России, культуре и многонациональном обществе в детских видах деятельности.
2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).
3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных, толерантных будущих граждан своей страны.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность/практический выход |
1. Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1. Изучение знаний, интереса детей и родителей к данной проблеме 2. Подбор и анализ методической литературы. 3. Разработка картотеки дидактических игр. 4. Разработка конспектов занятий и развлечений. | 1. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 2. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". 3. ФГОС ДОО 4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003 5. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005 6. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» №1, 2005 7. Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». 8. Ватагин Марк «Сказки народов России», М.: 1988 |
Работа с детьми | сентябрь | 1. Оформление уголка в старшей группе детского сада «Моя Родина – Россия». 2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. | 1. Папка-передвижка «Моя Родина – Россия». 2. Картотека игр «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию» |
октябрь | 1.Беседа по теме «Страна, в которой я живу-Россия». 2. Занятие по художественно-эстетическому развитию «Национальная одежда» | 1. Выставка рисунков "Великая Россия". 2. Аппликация «Национальная одежда» | |
ноябрь | 1.Ознакомление с русскими народными сказками: «Василиса Премудрая и Морской Царь», «Алтрапка». 2. Занятие по познавательному развитию «Народы России - одна дружная семья» 3. М/ф «Народы России» | Выставка работ детского творчества «Такие разные народы». | |
декабрь | 1. Ознакомление с бурятскими народными сказками: «Старик Ловкач», «Как ленивому старику трижды повезло», 2. Беседа «Могут ли дружить народы между собой»? | Выставка работ детского творчества «Сказками славятся народы России. | |
январь | 1. Ознакомление с татарскими народными сказками: «Шурале», «Тукмар и Чукмар». 2. Занятие по художественно-эстетическому развитию: «Дружба народов» | 1. Театрализация сказки (теневой театр) «Тукмар и Чукмар» 2. Создание коллажа «Дружба народов». | |
февраль | 1.Ознакомление со сказками северных районов России: «Чирок и Беркут» (якутская народная сказка), «Оленевод и Кэре» (чукотская народная сказка), «Кицинику» (эскимосская народная сказка). 2.Знакомство с национальными праздниками народов России. | Развлекательное мероприятие «Масленица». | |
март | Знакомство детей с фольклором народов России (поговорки, пословицы, потешки, загадки). | Викторина «Поговорим о фольклоре» | |
апрель | 1. Целевая прогулка «Русские народные игры» 2. Подвижные игры народов России. | Выставка детских работ «Играя, учимся дружить» | |
май | 1.Занятие по познавательному развитию «Кого объединила война» 2. Занятие по социально-коммуникативному развитию « Дружба крепкая очень нам нужна» | Утренник, посвященный Дню Победы. | |
Сентябрь-май | Чтение художественной литературы детям: сказки, потешки, загадки; о родном крае, о стране России, о войне, о других исторических событиях. | ||
Работа с семьей | Сентябрь | Анкетирование родителей. | |
октябрь | Консультация «Россия-многонациональная» | ||
ноябрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина» | ||
декабрь | Создание работ для выставки «Сказкой славятся народы» | Выставка работ «Сказкой славятся народы» | |
январь | Привлечение родителей для изготовления атрибутов к теневому театру. |
| |
февраль | Привлечение родителей к проведению и организации праздника «Масленица» | Исполнение ролей на празднике «Масленица» | |
март | Подготовка детей к викторине «Что нас объединяет» (отбор и заучивание пословиц, поговорок, загадок) | Викторина «Что нас объединяет» | |
апрель | Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье» | ||
май | Работа по благоустройству участка группы. | 1. Конкурс «Постройки и оформление участка группы». 2. Оформление участка группы в национальном стиле. | |
Само реализация | май | Показ открытого занятия для родителей и педагогов. | Занятие по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна». |
май | Отчет по теме самообразования | Выступление на педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....
Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».
Перспективное планирование по теме самообразования «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий»....
Перспективное планирование по теме самообразования: "Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту....
Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....
Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками"
Месяц Сентябрь 1. Изучение литературы А.В Артемьева Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет ВЫПОЛНЕНО 2. Составление перспективного плана по самообразованию...
план самообразования Перспективное планирование по теме « Игра как средство развитие основных движений у детей дошкольного возраста»
Планирование игр и упражнений для развития физического развития у детей в детском саду...