Перспективное планирование по теме самообразования: "Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_samoobrazovaniyu_starshiy_i_podgotovit.docx | 92.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
Перспективное планирование по теме самообразования:
"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
выполнила воспитатель: Ходина Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическое образование и воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшей и подготовительной группы ориентирован на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы, а основная мысль заключается в выделении нравственного аспекта экологического воспитания. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Основная цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Основные задачи:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- бережного отношения к своему здоровью.
Принципы подачи материала: системность, наглядность, цикличность, доступность.
При реализации перспективного плана используются следующие технологии:
- здоровьесберегающие;
- технологии личностно-ориентированного обучения ребенка;
- проблемное обучение;
- ТРИЗ технологии.
Срок освоения :В старшей группе - 1 занятие в неделю, в подготовительной группе 2 раза в неделю. На втором занятии идет повторение и закрепление материала предыдущего занятия
- процессе реализации перспективного плана применяются методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т. д. Экспериментирование и опытническая деятельность используется для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра и экспериментирование.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Возрастная группа | Основные направления |
Старшая группа | - расширять представления о растительном и животном мире; |
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять | |
характерные, существенные признаки явлений природы; уточнять | |
представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в | |
окружающем мире; | |
- воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести | |
себя в природе; | |
- формировать умение различать деревья, растения по коре, | |
расположению ветвей листьям, цветам, плодам и называть 5-6 | |
деревьев, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, | |
луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 комнатных растения; | |
- развивать умение различать и называть домашних животных и их | |
детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представление | |
детей об их повадках, условиях жизни; | |
- формировать умение различать и называть 5-6 видов птиц, 8-10 | |
насекомых, 5-6 видов рыб и земноводных. | |
Подготовительная | - развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтроля |
группа | самооценке своего поведения в природе; |
- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи | |
явлениях природы, находить характерные признаки субъектов | |
природы, углубляя представления детей об окружающем мире; | |
воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, | |
животными, птицами; | |
- закреплять умение правильно вести себя в природе; | |
- закрепить умение различать и называть 7-10 видов деревьев, 3-4 | |
кустарника, 5-6 лесных и садовых ягод, грибов, 5-6 комнатных | |
растений, наиболее распространенные виды животных дикой | |
природы, по 8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых; | |
- дать представление о неживой природе, ее влиянии на | |
растительный и животный мир; | |
- познакомить со способом выращивания культурных растений их | |
вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями). | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
- качестве основных критериев роста, которые определяют итоговый результат, следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно - экологической позиции личности:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части привычки ребенка.
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
- итоге реализации перспективного плана предполагается развитие:
- познавательных способностей;
- внимания, памяти;
- мышления (функций анализа, обобщения, классификации), речи;
- навыков взаимодействия в окружающей природе.
Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы:
- педагогическая диагностика познавательного развития дошкольников;
- «открытые» мероприятия для родителей и педагогов;
- диагностические беседы с детьми.
Месяц |
сентябрь |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(старшая группа)
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Здравствуй | Закрепить знания детей об осени. Развивать умение | Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью» | |
осень. | устанавливать связи между изменениями неживой и живой | Д/и «Угадай время года» | |
природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в | Беседа «Жизнь растений и животных осенью» | ||
труде людей. Развивать наблюдательность. | Рисование «Воспоминание о лете» | ||
Что нас | Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать | Наблюдение Что нас окружает?, Что у нас под | |
окружает? | объекты, созданные природой и человеком; расширять | ногами?; | |
(целевая | представление о содружестве человека и природы, о | Д/и «Что сделано природой, что человеком» | |
прогулка) | положительном и отрицательном влиянии человека на | Мп/и «Изобрази насекомое» | |
природу. | П/и «Садовник» | ||
Рисование на асфальте «Цветы» | |||
Лесное | Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе | Беседа «Этажи леса» | |
путешествие | и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие | Заучивание стихотворения «Что такое лес?» | |
живых организмов леса; формировать представление об | мнемотехника | ||
условиях среде, к которой приспособились животные и | Слушание «Звуки леса» | ||
растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и | Д/и «С какого дерева листочки?» | ||
его обитателям, память, связную речь, умение анализировать, | Д/и «Чьи детки?» | ||
делать выводы; воспитывать бережное отношение к лесу. | П/и «Посади лес» | ||
Волшебница | Обобщить и систематизировать знания детей об осени; | Беседа «Такая разная осень» | |
осень. | интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в | Д/и «Когда это бывает?» | |
природе с формированием эстетических представлений; | Наблюдение за листопадом | ||
формирование экологической культуры личности | МП/и «Листопад» | ||
дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное | Развитие мелкой моторики «Узор из листьев» | ||
отношение к растениям и животным. | Чтение книги «Почему осенью листопад?» | ||
Месяц |
октябрь |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Овощи и | Уточнить и закрепить представления детей об овощах и | Беседа о пользе овощей и фруктов | |
фрукты | фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать | Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус», | |
логическое мышление, учить сравнивать анализировать. | «Узнай на ощупь», | ||
«Готовим борщ и компот» | |||
Загадки об овощах и фруктах | |||
Что мы знаем о | Сформировать понятие «домашние и дикие животные»: | Беседа «Эти удивительные животные» | |
животных | Уточнить знания детей об образе жизни, повадках., | Загадки о животных | |
Развивать умение устанавливать причинно-следственные | |||
связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности | Д/и «Что за зверь?», «Угадай кто кричит» | ||
живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у | П/и «Море волнуется раз» | ||
детей интерес к жизни животных. | |||
Наши | Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши, | Карточки с изображением органов чувств. | |
помощники - | нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при | Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по | |
органы чувств | восприятии человеком окружающего мира, развивать | запаху», «Чудесный мешочек» | |
тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. | Загадки об органах чувств. | ||
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | |||
Какие бывают | Формировать и обогащать знаний детей о перелетных и | Рассказ «Какие бывают птицы» | |
птицы | зимующих птицах (среда обитания, потребности, | Комплект карточек «Птицы» | |
приспособление к среде, сезонным изменениям среды, | |||
способы удовлетворения потребностей); развитию | |||
познавательного интереса к природе; воспитывать потребность | Загадки о птицах | ||
и необходимость заботливого отношения к живым существам. | Д/и «Какая птичка?» | ||
Месяц |
Ноябрь |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Чем люди | Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не | Беседа «Какие мы разные?» | |
отличаются | похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и | Д/и «Найди пару» (по росту, цвету волос, глаз) | |
друг от друга | сходства людей. Развивать интерес детей к познанию | ||
особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг | |||
к другу. | |||
«Что из чего | Познакомить детей с природными материалами и материалами | Беседа «Что из чего и для чего?» | |
сделано». | сделанными руками человека, уточнить знания о том, что | Д/и «Из чего предмет» | |
материалы и вещи из них полезны в обычной жизни, углубить | Опыт «Тонет или нет» | ||
знания детей о прошлом предметов, развивать логическое | |||
мышление. | |||
«Расскажи о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», Д.И. «За каким растением спрятался Хрюша?» | |
Труд людей | Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка | Иллюстрации труд людей осенью и летом. | |
осенью | урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ | Беседа по картинам | |
домашних животных. Учить устанавливать причины смены | |||
труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о | |||
направленности труда и его значении. Воспитывать уважение | Рисование «Осенние дары» | ||
к труду людей, стремление помогать им. | |||
Месяц |
Декабрь |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Зима полна | учить устанавливать связи и закономерности в природе, | Д/и: «У кого какой дом» | |
серебра | обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о | Опыт: «Снег сохраняет тепло» | |
характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое | Труд в природе: организация зимнего огорода на | ||
мышление, воспитывать любовь к родной при роде. | окне | ||
Загадки о зиме и явлениях природы | |||
Кто как зимует | Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц, | Беседа о зиме | |
рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в | Д/и «Зоологическое домино» | ||
жизни животных и птиц в изменении условий их обитания, | Опыт с водой и снегом, льдом | ||
устанавливать причинно-следственные связи. Развивать | Карточки с изображением домашних и диких | ||
доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, | животных | ||
стремление помочь в трудных условиях. | Загадки о животных | ||
Физминутка «Снежок» | |||
Бумага, | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных | Изготовление поделок, построек (оригами из | |
древесина, | материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить | бумаги) | |
ткань | пользоваться различными материалами (бумага, мягкая | Рассматривание предметов, игрушек из знакомых | |
проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, | материалов | ||
крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и | Опыт с бумагой, древесиной | ||
желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | |||
Рассказ о рыбе | Дать понятие о рыбах и лягушках. Закрепить знание детей о | Рассказ о лягушках и рыбах | |
и лягушке | строении рыбы и лягушки. Изменить у детей традиционно | ||
неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько | Схема «Развитие рыбы и лягушки» | ||
полезны и нужны в природе эти безобидные существа. | |||
Игра с карточками «Развитие рыбки и лягушки» | |||
Месяц |
Январь |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
В гостях у | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными | Беседа о зимующих и перелётных птицах | |
птиц | птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять | Отгадывание загадок | |
знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. | Рассматривание иллюстраций с изображением птиц | ||
Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим | Наблюдения за птицами на участке | ||
меньшим» | Дидактические игра: «Кто где живёт» |
Зимушка-зима | Расширить представления детей о сезонных изменениях в | Беседа о зиме |
природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на | Рассматривание картины «Зимние забавы» | |
деятельность людей. Показать детям связь между живой и | Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют | |
неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему | дикие звери» | |
живому. | Чтение сказки «Зимовье» | |
С. Козлов «Зимняя сказка» | ||
А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» | ||
П/игры «Берегись, заморожу» | ||
«Снежинки и ветер» | ||
Песок, глина, | Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять | Опыт с песком, глиной |
камень, почва | особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их | Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений |
свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. | (рыхление, прополка, удобрение) | |
Рассмотреть песок, глину (сравнить) |
Месяц |
Февраль |
Тема, | Задачи | План деятельности | ||
форма работы | ||||
Путешествие в | Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со | Рассматривание картины из серии «Уход за | ||
царство | способами их черенкования. Закрепить названия знакомых | комнатными растениями» | ||
комнатных | комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать | Опыт по ознакомлению с потребностями растений | ||
растений | детей описывать растение, отмечая различие и сходство между | (свет, тепло, влага, почвенное питание) | ||
ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к | Игра «Цветы» | |||
комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за | Беседа о строении растений | |||
ними. | Беседа об уходе за комнатными растениями | |||
Дидактические игры «Живые картинки» | ||||
Стекло и | Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); | Опыт со стеклом, металлом | ||
металл | учить определять признаки свойства материалов (структура | Сравнение предметов | ||
поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). | Дидактическая игра «Из чего сделан предмет» | |||
Способствовать определению материала, из которого сделан | Рассматривание иллюстраций с предметами из этих | |||
предмет. | материалов | |||
Путешествие с | Познакомить детей с различными природно-климатическими | Рассматривание иллюстраций животных и растений | ||
Севера на | зонами, условиями жизни на Земле, | севера и юга | ||
Юг». | рассказать о климатических поясах России, дать понятие | Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы» | ||
высокой поясности, что каждой климатической зоне | Опыт: «Как маскируются животные» | |||
соответствуют определенные виды растений | воспитывать | Экологическая акция: «Украсим группу цветами» | ||
бережное отношение к природе. | ||||
Солнце – | Развивать у детей элементарные представление и | Рассматривание иллюстраций звездного неба | ||
большая звезда | экологическую взаимосвязь человека с животным миром. | Просмотр презентации «Солнечная система» | ||
Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце | Опыт: «Полярное сияние» | |||
как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и | Беседа «Когда солнце светит ярче» | |||
тени, показать значение разного освещения в жизни растений | ||||
и животных: показать, что солнечный луч может стать | ||||
разноцветным, делать выводы, подтверждая их | ||||
экспериментальным | ||||
путем. | ||||
Месяц |
Март |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
В гостях у | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой | Наблюдение за весенними изменениями в природе | |
Веснянки | природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на | Загадки о весне | |
деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных | Иллюстрации «Когда это бывает» | ||
изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | Жизнь животных и птиц весной. | ||
Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение стихов о весне | ||
Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной» | |||
П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса» | |||
Береги живое! | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися | Игровое упражнение «Посели цветы там, где они | |
под угрозой исчезновения видами растений и животных; | выросли» | ||
вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в | Игра «Где живут животные» | ||
природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, | Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его» | ||
как части природы, источнику красоты, радости людей. | Рассматривание «Красной книги», беседа | ||
Резина и | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). | Рассматривание предметов из этих материалов | |
пластмасса | Учить детей определять признаки и свойства материалов. | Сравнение резины и пластмассы | |
Способствовать определению материала, из которого сделан | Д/и «Из чего сделан предмет» | ||
предмет. | Поделки из резины, пластмассы | ||
Как художник | уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи | Беседа о лесе | |
лес рисовал | обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, | Рассказ «Как я побывал в лесу» | |
закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество | Составление пищевых цепочек леса | ||
растений необходимость охраны этих растений и животных, | Д/и «Как вести себя в лесу» | ||
которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом. | Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу» | ||
Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать | Рисование «Лес весной» | ||
правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать | |||
о приспособляемости животных к среде обитания. |
Месяц |
Апрель |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Насекомые - | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья | Отгадывание загадок | |
наши | коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, | Наблюдения за насекомыми | |
помощники | капустница); на доступных примерах показать, что скрывается | Рассматривание иллюстраций | |
за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. | Д/и «Найди насекомых, поедающих листья» | ||
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», | ||
«Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова | |||
«Лесная мозаика») | |||
Экскурсия в | Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния | Наблюдения за цветением деревьев | |
плодовый сад в | плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по | Рассматривание иллюстраций «Сравнение | |
период | цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением | различных периодов весны» | |
цветения | условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост | ||
и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле | Рассматривание | ||
и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. | картины «Цветущий сад» | ||
Игра «Пчёлки» | |||
Земля - мой | Дать представления о суше и водном пространстве, | Беседа «Где я живу» | |
дом | разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, | Сравнение речки, болота, моря | |
болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, | Д/и: «Рассели животных» | ||
страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть | «Кто живёт на суше, а кто в воде» | ||
разнообразными способами получения информации. Поощрять | Рисование «Звёздное небо» | ||
желания делится своими впечатлениями с окружающими. | |||
Для чего | Познакомить с дождевым червем, | Беседа о насекомых | |
нужны | с внешним видом и строением, закрепить знания детей о | Рассказ «Наши друзья дождевые червяки» | |
дождевые | почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика | Наблюдение за дождевым червяком | |
черви | наблюдать за поведением дождевых червей, сделать вывод: | Опыт «Как лучше дышит растение» | |
они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает | |||
больше воздуха. | |||
Месяц |
Май |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Экологическая | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить | Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги | |
тропинка | ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей | природу» | |
природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной | Целевая прогулка по экологической тропинке | ||
аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка | Игра «Что ты сделал доброе для природы?» | ||
мусора, лечение деревьев) | ТРИЗ «Что будет, если» | ||
Д/и «Кто больше» | |||
П/и «Раз, два, три- к дереву беги» | |||
Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы» | |||
Игра «Опиши, а мы отгадаем» | |||
Человек - | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего | Рассматривание плакатов, иллюстраций со | |
живой | особенности и потребности. Формировать представления | строением органов человека | |
организм | детей о некоторых органах и системах строения человека, о | Беседа о потребностях человека | |
«+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную | Рассказ о вредных привычках | ||
чувствительность при решении познавательных задач. | Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус» | ||
Гимнастика для глаз | |||
Бумага, | Обобщить знания детей о свойствах и качествах различных | Д\и «Что из чего?» | |
древесина, | материалов, умение их сравнивать. Продолжать учить | ТРИЗ «Если бы не было деревьев» | |
ткань | пользоваться различными материалами и инструментами. | Беседа «Зачем нужно стекло» | |
Воспитывать интерес и желание преобразовывать из | Игра «Юный модельер» | ||
известных материалов в поделки. | |||
Проведение | Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по | Диагностические карты и карты схемы для | |
итогового | теме экологического воспитания. | выявления уровня экологических знаний и умений | |
мониторинга | дошкольников. | ||
Месяц |
Сентябрь |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(подготовительная группа)
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Во саду ли, в | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить | Наблюдения за сбором урожая | |
огороде | их классифицировать, правильно называть и различать; знать | Д/и «Узнай по описанию» | |
их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и | Беседа «Что нам осень принесла» | ||
развития растений (действия тепла и холода на растение). | Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» | ||
Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук». | ||
Игра «Вершки и корешки» | |||
В хороводе | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их | Наблюдения | |
деревьев | по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, | Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев | |
рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к | Отгадывание загадок | ||
сезонным изменениям в природе; находить и называть | Игра «Листья и плоды» | ||
отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. | Дидактическое лото «С какого дерева листочек» | ||
Воспитывать интерес к познанию. | Чтение стих-я А. Майков «Кроет уж лист золотой» | ||
«Зелёная | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: | Беседа о лекарственных травах | |
аптека» | ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи | Загадки | |
растительного мира и человека. Воспитывать бережное | Рассматривание иллюстраций с растениями | ||
отношение к растениям. | Дегустирование «Полезный чай» | ||
Волшебница | Обобщить и систематизировать знания детей об осени; | Беседа «Такая разная осень». | |
осень. | интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в | Д/и «Когда это бывает?» | |
природе с формированием эстетических представлений; | Наблюдение за листопадом. | ||
формирование экологической культуры личности | МП/и «Листопад» | ||
дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное | Сбор осеннего букета из листьев | ||
отношение к растениям и животным. | Чтение стихов об осени | ||
Месяц |
Октябрь |
Тема, | Цели и задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Тайны | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и | Загадки Лесовичка о грибах | |
грибного | несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). | Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций | |
царства | Дать знания о полезных свойствах грибов. | Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, | |
размножении | |||
Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы» | |||
Рассматривание иллюстраций, муляжей | |||
Чудо- ягодка | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, | Отгадывание загадок | |
среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | Д/и «Лесные и садовые ягоды» | ||
Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) | |||
Воздух | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не | Надувание мыльных пузырей | |
имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха | Пузырьки-спасатели | ||
(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о | Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на | ||
необходимости воздуха для роста растений. | рост и развитие растения) | ||
Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей | |||
Наши | Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши, | Карточки с изображением органов чувств. | |
помощники | нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при | Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по | |
органы чувств | восприятии человеком окружающего мира, развивать | запаху», «Чудесный мешочек» | |
тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. | Загадки об органах чувств | ||
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | |||
Месяц |
Ноябрь |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Мир растений | Учить различать и называть садовые и дикорастущие | Рассматривание иллюстраций с изображением | |
растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. | знакомых садовых и дикорастущих растений | ||
Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. | Д/и: «Собери букет», «Узнай растение» | ||
Воспитывать эстетические чувства. | Опыт «Что любят растения» | ||
Подводное | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), | Наблюдения за аквариумными рыбками | |
царство | лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, | Рассматривание иллюстраций с изображением | |
повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и | лягушки, рыб, водорослей. | ||
животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, | Игра «Мы весёлые рыбки» | ||
позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей | Опыт «Кто живёт в воде» | ||
среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. | Беседа «Зачем лягушке такие лапки» | ||
Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | |||
Волшебница | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды | Беседа | |
вода | (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие | Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» | |
вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет | Игра «Как сосулька превратилась в воду» | ||
запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше | Изготовление цветных льдинок | ||
этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее | Взаимодействие воды и снега | ||
вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его | МП/и «Такая разная вода» | ||
состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей | Опыты с водой | ||
жизни | |||
Чем люди | Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не | Беседа «Какие мы разные?» | |
отличаются | похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и | Д/и «Найди пару» ( по росту, цвету волос, глаз) | |
друг от друга | сходства людей. Развивать интерес детей к познанию | «Отличия людей по занятиям» | |
особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг | Обобщение понятия «люди» по моделям. | ||
к другу. | |||
Месяц |
Декабрь |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
На | Уточнить и расширить представления детей о домашних | Отгадывание загадок о домашних животных | |
бабушкином | животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания | Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых | |
дворе | детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. | героями являются домашние животные | |
Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними | Дидактические игры: «Назови детёнышей», | ||
животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать | «Кто, где живёт» | ||
добрые чувства к животным. | Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели) | ||
Лесные | Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу» | ||
жители | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём | Игра-имитация «Звериная зарядка» | |
диких животных (как передвигаются, чем питаются, как | Опыт «Как звери меняют шубку» | ||
спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких | Диафильм 2Зайцы», «Зима в лесу» | ||
животных). Помочь детям устанавливать зависимость | Игровое упражнение «Придумай ласковые слова» | ||
изменений в жизни животных от изменений в неживой | Д/и: «Найди детёныша», «Кто, что ест», «Кто, где | ||
природе. Воспитывать любовь и заботу к животным | живёт» | ||
Белый снег, | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, | Опыты со снегом | |
пушистый | их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств | ТРИЗ «Зачем зимой снег?» | |
снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на | Экспериментирование «Цветные льдинки» | ||
морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он | Рисование «Снежинки» | ||
должен быть влажным). | Постройка горки с помощью взрослых | ||
Приключение | закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, | Беседа о братьях наших меньших | |
Мамонтенка | птицах, выделять характерные признаки с помощью моделей | Д/и «Кто главный в лесу» | |
каждого класса животных. | Найди по схеме животное, птицу, насекомое. | ||
Составление моделей животных самостоятельно. | |||
Загадки о животных | |||
Рисование «В зоопарке» |
Месяц |
Январь |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Экскурсия в | Наблюдение за деревьями зимой. | ||
зимний парк | Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках | Заучивание поговорок и зиме | |
зимы (холодно, морозно, солнце не греет везде лежит снег). | Рассматривание иллюстраций с разными погодными | ||
Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц. | условиями зимой | ||
Видеть особенности их поведения зимой. Воспитывать | Наблюдения за птицами на участке | ||
эстетическое видение природы, стремление беречь ее. | Укрывание снегом корней деревьев | ||
Свет и цвет | Дать детям представление о том, какое значение имеет свет | Беседа «Свет и цвет в чем различие?» | |
для всего живого на земле. Научить экспериментировать со | Опыты со светом «Волшебные лучи», «Свет и тень», | ||
светом, понимать, что свет необходим для человека. | «Как получается радуга» | ||
Опыты с цветом « Волшебный круг» | |||
Теневой театр | |||
Самостоятельная деятельность «Раскрасим радугу» | |||
Алтайский | Дать понятие «Заповедник», сформулировать знания о том, | Беседа «Как человеку сохранить редких животных и | |
заповедник | зачем нужны заповедники, как там содержат редких | птиц» | |
животных. | Д/и «Кто где живет?» | ||
Познакомить с видами заповедников . | Просмотр презентации «Заповедные места» | ||
Изготовление аппликации «Животные и птицы | |||
Красной книги» | |||
Месяц |
Февраль |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Животные | Познакомить детей с животными нашей планеты Земля. | Рассматривание разных животных | |
разных стран | Закрепить знания о том, в какой часть суши живут | Д/и «Где кому лучше живется?» | |
разнообразные животные. Развивать гуманное отношение к | Беседа с использованием ТРИЗ «Черепаха на | ||
животным. Повторить знания о том, зачем нужна Красная | севере» | ||
книга. | Просмотр видеофильма «Ребятам о зверятах» | ||
Почему земля | Познакомит детей с компонентами, которые входят в состав | Беседа о почве «Что где растет?» | |
кормит | почвы с помощью опытов, дать понятие «плодородная почва», | Рассматривание иллюстраций с различными видами | |
воспитывать познавательный интерес и развивать навыки | почв. | ||
исследовательской деятельности. | Опыты с почвой, глиной, песком | ||
ТРИЗ «Земля и почва — разное или одинаковое» | |||
Загадки | Обобщить знания детей о типичных экосистемах (лес, луг, | Рассматривание физической карты, картин «Лес | |
природы | водоем,пустыня).Развиватьумениесамостоятельно | после пожара», Загрязненная река и т. п. - беседа по | |
устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении | ним. | ||
каких-либо живых организмов в составе сообщества | Д/и «Кто вернется в лес», «Этажи леса» | ||
изменяются условия среды, что может привести к гибели | Повторение правил поведения в экосистемах | ||
других организмов. Закрепить знания детей о правилах | Опыт - изготовление очистного сооружения реки. | ||
поведения в экосистемах. | Зарисовка «Путешествие в лес (на реку, в пустыню)» | ||
Витамины на | Учить детей создавать ситуацию опыта, развивать | Беседа о витаминах | |
подоконнике | наблюдательность. Умение замечать изменения в росте | Посадка лука в различные виды почв и воду, | |
растения, связывать эти изменения с условиями, в которых они | дальнейшее наблюдение за ростом | ||
находятся. Воспитывать познавательный интерес. | Зарисовка дневников наблюдений «Как лук растет» | ||
ТРИЗ «Что можно вырастить на подоконнике?» | |||
Месяц |
Март |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Уход за комнатными | Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения (стебель, листья, светолюбиво или нет, | Комнатные растения в группе; карты-схемы ухода за цветами | |
растениями. | как поливать). |
Насекомые — | Расширить представления о насекомых, их среде обитания. | Строение насекомых — рассматривание схем |
друзья и враги | Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. | Беседа «Вредные и полезные насекомые» |
Дать сведения о сезонной жизни насекомых, местах их | Д/и «Кто спрятался в траве?» | |
обитания. Формировать бережное отношение к живой | Пед. ситуация «Если бы не было пчел» | |
природе. | Д/и «Угадай по описанию» | |
Подводное | Расширить представления детей о воде, ее свойствах, ее | Беседа «Какая бывает вода, кто в ней живет» |
царство | значении в жизни всего живого. Расширить представления | Просмотр презентации «Подводное царство» |
детей о подводном мире животных, особенностях их строения; | Д/и «Рассели морских и речных обитателей» | |
Воспитывать бережное отношение к животным подводного | Рисование «Морское дно» | |
мира. | ||
Живая и | Закрепить понятия «природа» и «не природа». Животные и | Беседа «Что такое природа» |
неживая | растения как живые существа: они могут дышать, питаться, | Д/и «Живая и неживая» |
природа | размножаться, двигаться. Закрепить понятия «живая»- | Д/и «Кто в домике живет?» |
«неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом | Изготовление общей аппликации «Природа — наш | |
для всех живых существ. | общий дом — всем хорошо живется в нем!» |
Месяц |
Апрель |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Пернатые | Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в | Беседа «Весенние заботы птиц» | |
друзья | жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между | Д/и «Зимующие и перелетные» | |
прилетом птиц и наличием корма. Познакомит детей с тем, как | Просмотр видеофильма «Птичьи заботы» | ||
птицы устраивают гнезда (различные виды гнезд, как | М/п игра «Найди гнездышко» | ||
заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к | Чтение стихов и загадок о птицах | ||
птицам. | Определение примет по повадкам птиц. | ||
«Весна | Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках | Беседа «Весна пришла» | |
пришла» | весны. Закрепить знания о весенних изменениях. Видеть | Наблюдение за природой, деревьями | |
обучающая | особенности преображения природы весной. Воспитывать | Составление прогноза погоды по приметам на день | |
прогулка | эстетическое видение природы, стремление беречь ее. | Рассматривание почек разных деревьев | |
П/и «Птицы и насекомые» | |||
П/и «Беги к дереву какое назову» | |||
Повторение правил поведения в природе | |||
Луговые цветы | Дать знание детям о травах и цветах, как представителях | Просмотр презентации «Такие разные цветы» | |
флоры Земли их красоте и пользе. Знакомить с Красной | Сравнительный анализ луговых цветов | ||
книгой растений. Воспитывать любовь к природе. | Рассматривание схемы - строение цветка | ||
Изготовление мнемосхем «Береги цветы» | |||
«Дом под | Учить любить и понимать природу. Формировать | Просмотр презентации «Земля-наш общий дом» | |
крышей | представление о том, что человек часть природы. | Д/и «Сохраним живое» | |
голубой» | Воспитывать любовь к окружающему. | Игра-фантазия «Придумай и нарисуй экологически | |
чистый вид транспорта», «Город будущего» | |||
Месяц |
Май |
Тема, | Задачи | План деятельности | |
форма работы | |||
Природные | Закрепить знания детей о различных природных явлениях. | Народные приметы — беседа и обсуждение. | |
явления. | Формировать знания о природных катаклизмах и правилах | ДИ «Предскажи погоду» | |
поведения при этом. | Пед. ситуация « А если гроза….(шторм, буран и | ||
т.п)» | |||
Д/и «Как вести себя, когда….» | |||
Комнатные | Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных | Беседа о комнатных растениях. | |
растения | растениях, их пользе, правилах ухода за ними. Учить детей | Д/и «Угадай растение по описанию» | |
определять растения по внешнему виду. Воспитывать интерес | Опыт «Как растение дышит, пьет» | ||
к комнатным растениям. | Мнемотаблица «Как ухаживать за цветком» | ||
Практическая деятельность «Посадка комнатного | |||
растения» | |||
Праздник | Закрепить знания детей о правилах поведения в природе. | Чтение стихов о природе, исполнение песен. | |
«Мы - друзья | Учить бережному отношению к природе и друг другу. | Д\И «Какое время года», «Метеобюро», «Рассели | |
природы» | животных и птиц», «Бывает - не бывает» | ||
Опытническая деятельность с водой, воздухом, | |||
песком, почвой. | |||
П/и «Чистая планета» | |||
Изготовление плаката «Мы - друзья природы» | |||
Проведение | Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по | Диагностические карты и карты схемы для | |
итогового | теме экологического воспитания. | выявления уровня экологических знаний и умений | |
мониторинга в | дошкольников, дидактические игры по изученным | ||
виде | темам, мнемотаблицы. Блиц-вопросы. | ||
экологической | |||
викторины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...
Тема самообразования "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная ...
Самоанализ по теме самообразования "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Самоанализ по теме самообразования...
ОПЫТ РАБОТЫ на тему: "Интегрированный подход к воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...