Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».
методическая разработка по развитию речи на тему
Перспективное планирование по теме самообразования «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_teme_samoobrazovaniya_razvitie_rechi_detey.docx | 120.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Вторая группа раннего возраста
Сентябрь.
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 | «Здравствуй детский сад» | Адаптация детей | Папка-передвиж ка: «В детский сад без слёз». | |||
2 | Обследование уровня речевого развития детей | Диагностическая карта по разви тию речи. | Консультация: «Развитие речи от двух до трёх лет». | |||
3 | «Игрушки» | Развивать плавный, длительный выдох; активизировать губные мышцы. Развивать артикуляционный аппарат. Побуждать повторять за воспитателем соответствующие движения, слова;развивать мелкую моторику, внимание, активный словарь. Формировать понятие «Тихо»-«Громко» | Дыхательное упражнение «Весёлые шарики». Артикуляционная гимнастика: «Поиграем на дудочке». «Лягушка». Общая моторика: «Пирамидка». Пальчиковая игра: «Игрушки». Дидактические игры: «Тихие и громкие погремушки», «Чья тень», лото «Игрушки» | Плоскостной клоун с висящем в кольце шаром, сюжетные иллюстрации к упражнениям,предметные картинки по теме:«Игрушки», погремушки, шумовые коробочки. Настольно-печатная игра: «Чья тень», лото: «Игрушки» | Конкурс: «Изготовление кукольного театра по татарским народным сказкам». Папка-передвижка: «Какие игрушки нужны ребёнку». Анкетирование: | Создание уголка речевого развития; пополнение уголка «В гостях у сказки» книгами с потешками, сказками. |
4 |
Октябрь.
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 | «Фрукты» | Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения. Учить передавать эмоциональное состояние. Развивать правильное речевое дыхание. Развивать мышцы артикуляционного аппарата Побуждать детей удерживать пальцы в кулаке, разгибать и сгибать их. Способствовать развитию сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, тактильных, вкусовых , отражать в речи. ощущений, обоняния, мелкой моторики. Развивать понятийную сторону речи, пополнять словарь детей, активизировать активную речь детей. | Общая мотто Общая моторика: «Яблоко» Мимические упражнения: «Сладкое яблоко», «Кислый лимон» Развитие речевого дыхания дыхания: « Большое яблоко»(о-о-о) Упражнения для губ: «Щёчки-яблочки», « Спрячем сливу».
и щёк Пальчиковая гимнастика: «Будем мы варить компот». Сенсорное развитие: Рамки-вкладыши «Дары осени». «Узнай по форме» (коробка ощущений) «Помоги червячкам найти свой фрукт» Дидактические игры: «Узнай фрукт», «Найди такой же». | Фрукты: яблоко, лимон (натуральные); муляжи: фрукты; предметные картинки; рамки-вкладыши «Дары осени»; коробка ощущений; плоскостные фрукты, червячки основных цветов (из ткани); чудесный мешочек; корзиночки основных цветов; плакат: «Фрукты»; | Рекомендации: «Мастерим игрушки сами, своими руками». Привлечь к сбору материала для изготовления атрибутов к игре: «Помоги червячкам найти свой фрукт». Консультация: «Как помочь ребёнку заговорить». | Изготовление дидактической игры: «Помоги червячкам найти свой фрукт». |
2 | «Овощи» | Развивать согласованность движений и речи, имитация по тексту. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, упражнять мышцы языка. Побуждать к произношению слоговых сочетаний за взрослым, договаривать слова. Активизировать в речи глаголы, производить соответствующие действия. Закреплять название овощей, форму, цвет; Стимулировать собственную речь:вызывать звукоподражания(голоса животных), повторять отдельные слова, принимать участие в театрализованной игре. | Общая моторика: «Дети в огород идут». Упражнения для губ и щёк: «Пришли дети в огород». Упражнение для языка: «Я – не я». Речевая зарядка: «Разговоры овощей». Пальчиковая гимнастика: «Заготавливаем капусту», «Повар» (сухой бассейн) Сенсорное развитие: Рамки-вкладыши «Овощи на грядке». Логопедическая сказка: «Репка» | Сюжетная картина: «Собираем урожай овощей»; имитированный огород с грядками; плоскостные овощи; муляжи овощей; иллюстрации с изображением овощей, к пальчиковой игре; сухой бассейн (песок, киндеры); рамки-вкладыши «Овощи на грядке»; фигурки настольного тетра, полумаски сказки «Репка». | Консультация: «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речевой активности». Привлечь к участию в конкурсе поделок из овощей, природного и бросового материала «Осенняя ярмарка». | Консультация для педагогов: «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ». |
3 | «Грибы» | Развивать подвижность артикуляционного аппарата, артикуляция звука [в]. Формировать плавный длительный выдох. Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять движения согласно словам текста, понимать содержание стихотворения. Учить действовать по инструкции, выделять заданный цвет, величину, форму, части. называть их. Познакомить с простейшим способом моделирования. | Артикуляционная гимнастика: «Бегемотик»,»Змея». Дыхательное упражне ние: «Сдуй листочек». Пальчиковая гимнастика: «Грибы» Рисование «Грибы» Логоритмика: «Поехали, поехали» Сенсорное развитие: «Каждый грибок, в свой кузовок». «Грибная полянка». «Собери грибок» ( из геометрических фигур) | Сюжетные иллюстрации к упражнениям, пальчиковой гимнастике; Грибы (вязанные) с листочками( из бумаги); Корзиночки, грибы разной величины , формы, толщиной ножки, полянка основных цветов; Геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, полукруг, овал. | Привлечь родителей к изготовлению: грибной полянки, грибов (вязаные из ниток). Консультация: «Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста». | Изготовление дидактической игры: «Собери грибок» ( из геометрических фигур). |
4 | «Осень» | Развивать подвижность артикуляционного аппарата, артикуляция звуков [о], [в]; силу голоса, слух. Учить детей действовать в роли, образно перевоплощаться. Побуждать произносить отдельные слова и фразы. Развивать понятийную сторону речи, цветовое восприятие, чувство величины, умение действовать по образцу. Активизировать словарь по темам: «Фрукты», «Грибы». Развивать слуховое восприятие и внимание, чувство цвета. | Мимические упражнения: «Наше настроение осенью» Артикуляционная гимнастика: «Осенний ветерок», «Любуемся нарядом осени». Общая моторика: «Мы листики осенние». Сенсорное развитие: «Украсим дерево листьями», «Поможем ёжику», «Шуршащие листочки» | Иллюстрации разных периодов осени;плоскостная осень;подвеска: «Осенний хоровод» (сухие листья); Плоскостные листочки разных пород деревьев , цвета и величины; Дерево плоскост ное (напольное); Плоскостные ежи из фетра с липучка ми, кнопками, крючками, пуговицами; Листочки из тка ни,наполненные различным шуршащим бросовым материалом. | Папка-передвижка: «Осенние загадки для малышей». Консультация: «Значение артикуляционной гимнастики». | «Осенняя ярмарка» (выставка поделок из овощей, природного и бросового материала). |
Ноябрь.
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 | «Посуда» «Посуда» | Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Развивать комбинированное дыхание. Упражнять в произношении звука [Ф]; Развивать: подвижность пальцев, повторять за воспитателем слова; развивать понятийную сторону речи, зрительное внимание; закреплять сенсорные эталоны. Учить понимать и употреблять в речи и слова: мой, моя, моё; Использовать в речи предлоги: в, на, под. Познакомить со схемой. Побуждать договаривать последние слова, фразы | Упражнения для губ и щёк: «Кувшин с узким горлом», «Самовар». Дыхательное упражне ние: «Горячий чай». Артикуляционная гимнастика: «Чашечка». «Шарик». Пальчиковая гимнастика: «Вилка». Сенсорное развитие: «Накроем на стол», «Подберём к чашке блюдце». Дидактические игры: «Чей,чья?» «Положи, куда скажу» (НА, В, ПОД) Художественная литература: «Сказка про большую синюю чашку». Н.Нищева. | Набор детской посуды основных цветов, кувшин, самовар; Иллюстрации с изображением посуды; Плоскостные чашки (из картона); Сюжетные картинки. | Рекомендации по организации и проведению артикуляционной гимнастики. Заметки в родительский уголок: « Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики». | Выступление на педагогическом совете: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС» на тему: «Эффективные инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста». |
2 | « «М «Мебель» | Развивать комбинированное дыхание. Упражнять в произношении звука [п]; Развивать подвижность языка; умение координировать речь с движением. Учить детей оперировать понятиями:"большой», "поменьше», «маленький». Формировать обобщающее понятие: «Мебель» Упражнять в назывании предметов, их частей; Уточнять назначение предметов мебели. Побуждать рассказывать, отвечая на вопросы, договаривать слова. Развивать слуховое внимание, стимулировать речевую активность. | Дыхательное упражне ние: «Бабушка устала» Артикуляционная гимнастика: «Часики». Пальчиковая гимнастика: «Стул», «Стол», «Тук-тук, я стучу". Сенсорное развитие: «В гостях у трёх медведей», Дидактические игры: «Что это?» «Положи(поставь) куда скажу» (НА, В, ПОД) Художественная литература: «Сказка про кроватку». Логопедическая сказка «Три медведя» | Иллюстрации с изображением предметов мебели, к упражнениям; Кукольная мебель; Плоскостные изображения медведей, мебели , посуды трёх величин; Атрибуты настольного театра к сказкам: «Сказка про кроватку», «Три медведя» иллюстрированная книга со сказками. | Папка-передвижка: «Играем нашими пальчиками дома». Порекомендовать художественную литературу для чтения детям: «Спать пора» П.Воронько Индивидуальные беседы с родителями о пополнении пассивного и активного словаря по теме. | |
3 | «Дом» | Развивать согласованность движений и речи; подвижность артикуляционного аппарата; Формировать плавный длительный выдох, произношение звуков [д]; [т]; Активизировать детей произносить слоги и фразы за воспитателем и самостоятельно. Учить переключаться с одного движения на другое, сопровождая речью. Уточнять название геометрических фигур, упражнять в умении действовать по образцу, слову. | Общая моторика: «Строим дом». Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Заборчик». Развитие речевого дыхания и голоса: «Приколачиваем», «Сверлим дрелью» Чистоговорка: «Ом-ом-ом, мы построим новый дом!» Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Ворота». Сенсорное развитие: «Новый дом для кошки» (из геометрических фигур на ковролине) | Иллюстрации с изображением различных домов , к упражнениям; макеты плоскостных и объёмных домов; молоток, дрель; ковролиновые коврики; Набор геометрических фигур: Игрушка кошка; Настольный театр, иллюстрации к потешке: «Кошкин дом»; | Папка-передвижка: «Вместе весело шагать» (где и о чём рассказывать ребёнку). Привлечь родителей к изготовлению кормушек (для дальнейших наблюдений за зимующими птицами, воспитания заботливого отношения к ним) | Открытый показ кукольного театра, игр по УМК с применением атрибутов, изготовленных родителями. |
4 | «Семья» | Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мышц языка. Побуждать отвечать на вопрос , проговаривая: «Я!», «Не я!». Развивать сильное длительное плавное ротовое дыхание. Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом потешки, Стихотворения, повторять отдельные слова и фразы. Активизировать понимание и желание говорить , путем частого употребления слов о семье,употребление предлогов( на, в, под) и глаголов. | Артикуляционная гимнастика: «Маятник», Упражнение для языка: «Дразнилки», Игра: «Я - не я» Дыхательное упражне ние: «Бабушка устала», «День рождения». Пальчиковая гимнастика: «Дружная семья». Логоритмические упражнения: « Наша дочка», «Еду к бабе, деду».
Дидактические игры: «Кто где?». «Кому, что нужно?», «Кого не стало?» | Сюжетные иллюстрации к упражнениям; иллюстрирован ные книги: «Моя семья»; «Мой дом»; фигурки пальчикового театра; дидактическое пособие: «Весёлый поезд»; плоскостные фигурки, полумаски, членов семьи; предметные, сюжетные картинки. | «Маму я свою люблю, красивую чашечку ей подарю»(вручение праздничной открытки). Порекомендовать художественную литературу для чтения детям: « Моя семья», «Мама», «Братик» Д.Габе (на основе стихов тренировать выразительность речи детей). | Праздничный концерт ко дню матери. |
Декабрь
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 |
«Зимушка-зима» | Развивать подвижность артикуляционного аппарата; комбинированное дыхание; умение координировать речь с движениями; произносительную сторону речи. Расширять представления о явлениях природы, свойствах окружающих предметов. Активизировать понимание и желание говорить, отвечать на вопросы (повторяя за взрослым, самостоятельно) слова по теме. | Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Слоник». Дыхательная гимнастика: «Снег идёт», «Вьюга», Пальчиковая гимнастика: «Падает снежок». Логоритмическое упражнение: «Снежный дом». Экспериментирование со снегом: «Куда делся снег?» Дидактические игры: «Что это?»». «Что делает?», «Какой, какая?» Сенсорное развитие: «Слепим мы снеговика» (выкладывание из ватных дисков). | Иллюстрации к упражнениям; Подвеска: «Карусель из снежинок»; плоскостные снежинки из сал феток; Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа; Ведерки, тарелочки, сито (детское), губки, совочки; Снеговики( из разного материала), разной величины; Кружки разной величины из ватных дисков, разноцветные «ведёрки» (трапеции) | Папка-передвижка: «Зимушка-зима». Заметки в родительский уголок: «Наблюдаем с детьми зимой» Порекомендовать художественную литературу для чтения детям: З.Александрова «Снежок», «В рукавичках маленьких» (побуждать детей договаривать последние слова, рассказывать самостоятельно). | Участие в республикан ском семинаре: (из опыта работы: выставка методических разработок и пособий по экологии) |
2 | «Одежда» | Развивать мышцы и подвижность артикуляционного аппарата; продолжительность выдох, умение произносить на выдохе слоги; силу голоса. Упражнять в умении выполнять движения, пальцами и руками согласно текста. Формировать понятие «Одежда»; Активизировать активный и пассивный словарь по теме, звукоподражания. Закреплять название предметов одежды, деталей, их цвет, особенности ткани. | Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц: «Стучит швейная машинка». Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Укололи пальчик». Пальчиковая гимнастика: «Вяжет мама дочке» Потешка с движениями: «Нам одела мама». Дидактические игры: «Кто носит?», «Это чья? Это чьё?» «Оденем куклу» (на прогулку, после сна). Сенсорное развитие: «Размести пуговицы на одежде». | Игрушечная швейная машинка; Сюжетные, картинки; Предметные картинки; разноцветные клубочки; спицы; Предметы одежды связанные, сшитые; Кукла, схема последовательности одевания; Плоскостные предметы одежды с липучками; пуговицы разной формы, цвета и величины; | Родительское собрание на тему: « Игры раннего возраста». Привлечь родителей к сбору материала для изготовления дидактической игры: «Размести пуговицы на одежде». | Выставка игр и пособий, (изготовленных своими руками и родителями )применяемых в работе с детьми данной возрастной группы, их цели и содержание на групповом родительском собрании. |
3 | «Обувь» | Активизировать губные мышцы: напрягать и расслаблять. Учить умению дуть через трубочку. Развивать координацию слов с движениями; Побуждать к проговариванию отдельных слов, предложений. | Артикуляционная гимнастика: «Слоник пьет», «Лягушка». Дыхательная гимнастика: «Бульки». Пальчиковая гимнастика: «Жили – были зайчики». Потешка: «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки». Дидактические игры: | Сюжетные, картинки к упражнениям; Бутылки с пенопластом; разноцветные трубочки; пиктограмма к потешке; плоскостные куклы в одежде по | Памятка: «Образное слово и игра» (стихи, потешки для детей). Конкурс новогодних игрушек. | Консультация для педагогов: «Моя методическая тема –этапы работы над методической темой». |
Закреплять название предметов обуви, активизировать в речи. Упражнять в умении сравнивать используя сенсорные эталоны. | «Подберём куклам обувь», Сенсорное развитие: «Найди пару», Шнуровка «Сапожок» | сезону и обувь, разного цвета, величины; «Сапожок»(шнуровка) | ||||
4 | «Новый год» | Активизировать губные мышцы, подвижность языка . Развивать сильный направленный выдох; согласованность движений со словами текста; умение повторять совместно со взрослым, пропевать , слоги, слова, фразы. Закреплять понятия «тихо», «громко». Развивать слуховое восприятие, чувство ритма. Учить действовать по образцу и словесным указаниям, оперировать понятиями «большой», «поменьше»,» самый маленький», активизировать их в речи. | Артикуляционная гимнастика: «Шарик», «Часики». Дыхательная гимнастика: «Весёлые шарики» Пальчиковая игра «Ёлочка» Логоритмика «Лесные гости». Песня с движениями «Дед – Мороз».
Игра : «Весёлые петрушки» (тихие и громкие погремушки).
«Ёлочка-зелёная иголочка» (составление из поралоновых треугольников). | Сюжетные, картинки к упражнениям; Настольная и напольная ёлка; Игрушка, плоскостной Дед-Мороз; Петрушка (игрушка-дергалка); разноцветные колпачки для петрушек; Погремушки; Поролоновые губки, в форме треугольников разной величины; Фигурные пуговицы (для украшения). | Рекомендации: «Учите и пойте вместе с нами!» Совместный Новогодний праздник: «Новый год, Новый год, возле ёлки хоровод!». | Новогодний утренник; Выставка новогодних игрушек, изготовленных родителями. |
Январь
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 | Кани кулы | |||||
2 | «Зимние забавы» | Развивать: подвижность артикуляционного аппарата; Сильный плавный выдох через рот; Упражнять в чётком произношении звука изолированно; В умении соотносить действия со словами, переключаться с одного движения на другое. Пополнять пассивный и активный словарь по данной теме. Активизировать понимание и желание говорить , путем частого употребления слов о зимних забавах, повторять за взрослым. | Артикуляционная гимнастика: «Поймаем мышку», «Лошадка». Дыхательная гимнастика: «Снег кружится, летает, летает» Звуковая гимнастика: [а], [о], [у], [э], [м], Пальчиковая игра: «Лыж- ник». Общая моторика: Игра с движениями: «Санки» Песня с движениями: «Вот зима кругом бело» Дидактические игры: «Что это? Для чего?» Сенсорное развитие: «Снеговика сложи и об этом расскажи» (составление из крышек разной величины).
| Сюжетные и предметные картинки ; Ватные шарики; Крышки от бутылок; Санки; Пиктограмма к песне; Набор игрушек для игр зимой; Крышки трёх величин. | Папка-передвижка: «Зимние игры и забавы для детей 2-3 лет». Совместное сооружение зимних построек на игровом участке. | Конкурс зимних построек на игровых участках ДОУ. |
3 | «Части тела» | Развивать мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата. Упражнять: в произношении звука[а] громко, тихо, шепотом, в умении произносить слоги за взрослым; Повторять отдельные слова , предложения, выполнять соответст- вующие тексту движе -ния пальцами и руками. Обогащать словарь детей по теме; активизировать в речи слова : «Мой», «моя», «моё», глаголы. | Артикуляционная гимнастика: «Малыш сосёт соску», «Толстячки-худышки». Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Мама качает малыша», «Малыш учится говорить». Пальчиковая гимнастика: «Нос умойся», «Ладушки-ладошки». Песня с движениями: «Где же наши ручки?». Дидактические игры: «Покажи на себе и на кукле», «Это чья? Это чьё?», Заучивание «Мишка» А.Барто. | Сюжетные и предметные картинки; Аудиозапись песни; Куклы: девочка и мальчик; Плоскостные вырезанные предметы одежды;обуви, головных уборов; Игрушка мишка; Иллюстрированная книга «Игрушки» А.Барто. | Памятка: «Куклотерапия и её задачи»; «Гимнастика для глаз».( Порекомендовать художественную литературу для чтения детям: Е.Благинина «Как у нашей дочки». (побуждать детей договаривать последние слова, рассказывать самостоятельно). | Консультация – показ для молодых специалистов: «Закаливающий массаж в стихотворной форме»( массаж подошв,массаж волшебных ушек, массаж для закаливания дыхания). |
4 | «Умывальные принадлежности» | Активизировать губные мышцы, подвижность языка . Упражнять в произно- шении звука[с] громко, тихо, шепотом. Побуждать активно повторять за воспитателем отдельные слова, предложения. Обогащать знания детей об окружающих предметах и их | Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубки», «Расческа». Дыхательная гимнастика: «Водичка льётся из крана». Потешка с движениями: «Зайка серый умывается» Игра с движениями: «Плескалочка» Дидактические игры: «Что это?», «Для чего?», Сенсорное развитие: | Сюжетные и предметные картинки; Пиктограмма к потешке; Предметы личной гигиены; разрезные картинки | Папка-передвижка: «Игры в ванной, или купальное творчество». Порекомендовать закреплять с детьми потешку: «Водичка, водичка». | Развлечение «Да здравствует мыло душистое». |
назначении. Развивать чувство цвета, зрительное внимание, название частей предметов. | «Подбери предметы по цвету», «Разрезные картинки» | Консультация: «Не торопись помочь ребенку, дай ему шанс». |
Февраль
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 | «Домашние животные» | Развивать подвижность жевательных мышц и артикуляционного аппарата; Активизировать губные мышцы, подвижность языка, продолжительность выдоха. Упражнять в выполнении движений пальцами и действий в соответствии со смыслом стихотворения и потешки. Учить вести диалог, давая однословные ответы, действовать в роли. | Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц: «Корова и телёнок жуют жвачку». Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Лакание молочка». Дыхательная гимнастика: «Фырканье лошади». Пальчиковая гимнастика: «Коготки», «Бычок» Потешка с движениями: «Бобик», «Идёт коза рогатая», «Бычок». Инсценировка «Кисонька- Мурысонька». | Сюжетные и предметные картинки; Игрушки-аналоги: корова, телёнок, лошадь, собака, коза, кошка; Настольно-печатная игра: «Мама и детёныш»; игра на прищепках: «Кто чем питается?» (на прищепках). Компьютерная презентация «Домашние животные». | Порекомендовать художественную литературу для чтения детям: З.Александрова «Кролики»; закреплять с детьми потешку в лицах «Кисонька-Мурысонька». (тренировать выразительность речи) Заметка в родительский уголок: «Расширяем кругозор». | Показ логопедической сказки на фланелеграфе: «Почему плакал котёнок». |
Пополнять словарный запас: существительны ми, прилагательными, глаголами по теме. Развивать силу голоса при звукоподражании. | Дидактические игры: «Мама и детёныш», «Кто как голос подаёт», «Кто что делает?» Сенсорное развитие: «Кто чем питается?» (на прищепках). | |||||
2 | «Домашние птицы» | Развивать: подвижность артикуляционного аппарата; Сильный плавный выдох через рот; Упражнять в чётком произношении звука изолированно; Стимулировать развитие речи, вслушиваться и понимать смысл речи, умение подражать взрослому, повторять слова, предложения, согласовывать с выполнением движений. Упражнять в звукоподражании, назывании птиц и их детёнышей, основных частей . Тренировать выразительность речи | Артикуляционная гимнастика: «Индюк». Дыхательная гимнастика: «Сдуй пёрышко», «Уточки» Звуковая гимнастика: [а], [о], [у], [э], [м], [ы], и], Пальчиковая игра: «Цыплята», «Гусь» Общая моторика: Игра с движениями: «Прогоним курицу». «Курочка». Стихотворение с движениями: «Петушок». Дидактические игры: «Птицеферма», «Найди маму». Сенсорное развитие: «Цыпленок» (составление из геометрических фигур ). Художественная литература: « Птичий двор» В.Л.Гаазов | Сюжетные и предметные картинки; Перышки; Таз с водой; уточки из картона на пробках, кры шках; Игрушки-аналоги домашних птиц; Полумаски домашних птиц; Набор геометрических фигур (для составления цыплёнка); Альбом из мини-музея: «Водоплавающие птицы». | Рекомендация по организации игр экспериментов с водой: «Уточки-водоплавочки», «Уточки кря-кря». | Оформление альбома: «Артикуляционная гимнастика» в стихах и картинках. |
3 | «Дикие животные» | Развивать подвижность артикуляционного аппарата , комбинирован ное дыхание. Упражнять в произношении звуков на выдохе; Учить импровизировать движения в такт стихотворения. Активизировать понимание речи и желание говорить, повторять за взрослым и самостоятельно слова и действия. Развивать память, мелкую моторику, сенсорные эталоны. Обогащать активный и пассивный словарь по теме. | Артикуляционная гимнастика: « Поймаем мышку». Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Кто как голос подаёт» (ёж пыхтит, волк воет). Импровизация движений «Колыбельная для заиньки», «Мишка» Пальчиковая игра «Белка» Общая моторика: «Не будите спящего медведя». Песня с движениями «Заинька-зайка». Дидактические игры: «Кто это» «Мама и детёныш», Сенсорное развитие: Тактильные ежи. Сказка в песке: « Лис и мышонок» | Игрушки-аналоги диких животных; Мягкие игрушки: заяц, медведь; Сюжетные и предметные картинки; Полумаски зайца , медведя; Дидактические игры: «Кто это, «Мама и детёныш». Ёмкость с песком; атрибуты к сказке; Тактильные ежи. Компьютерная презентация: «Животные наших лесов». | Рекомендация по организации игр экспериментов с водой: «Зверушки-путешественники». | Изготовление дидактических игр: «Кто чем питается» (в виде пазл и на прищепках), «Кто где живёт», «Чей хвост». |
«Зимующие птицы» | Развивать: подвижность артикуляционного аппарата, умение максимально широко открывать рот и произносить слоги (ам), силу выдоха через рот; упражнять в произноше нии звука[д]изолирова нно. | Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц: «Голодные птенчики». Дыхательная гимнастика: «Летите, птички», Звуковая гимнастика: «Дятел» [д]. | Сюжетные картинки к упражнениям; предметные картинки с изображением зимующих птиц; Игрушка-аналог: птичка; Подвеска «Птички»;
| Консультация: «Игры для маленьких ручек и пальчиков» ( с крупой, кубиками). | Оформление накопительной папки: «Движения и речь». | |
4 | Продолжать учить выполнять движения и действия, в соответствии со словами текста, активно проговаривать слова и предложения, звукоподражать голосам птиц с различной силой голоса. Формировать понятие: «Зимующие птицы», пополнять словарь по теме. | Пальчиковая гимнастика: «Птичка» Песня с движениями: «Маленькая птичка» Игры с движениями: «Бобик и птички», «Кошка и птички». Образно –пластическое творчество: «Воробушек». Дидактические игры: «Птицы на кормушке». «Кто как голос подаёт» | Полумаски птиц, собаки, кошки; Кормушка; плоскостные и объёмные силуэты птиц: воробья, синицы, вороны, голубя, снегиря. Компьютерная презентация: «Зимующие птицы» |
Март
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
«Весна-красна» | Развивать умение максимально широко открывать рот с глубоким вдохом и длительным плавным выдохом; подвижность кистей рук, умение подражать взрослому. Знакомить с характерными признаками весны; | Артикуляционная гимнастика: «Медведь проснулся», «Качели». Упражнение на развитие дыхания: «Плыви кораблик», «Весёлые рыбки». Пальчиковая гимнастика: «Речка и рыбка». Потешка с движениями: «Солнышко», «Ручеёк журчалочка». | Сюжетные и предметные картинки; Таз с водой; Бумажные кораблики; Полый силуэт рыбы с маленькими рыбками (подвеска); Солнышко на | Папка-передвижка: «К нам весна шагает». Фотовитрина: «Мы играем целый день, нам играть совсем не лень» (совместные домашние игры с детьми). | Оформление накопительной папки: «Упражнения на развитие дыхания». | |
1 | обогащать пассивный и активный словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме. Учить вести диалог, многократно повторяя слова: нет, да, ах, вот так. Закреплять цвет, ориентировку, тактильное восприятие. | Дидактические игры: «Какого цвета весна», «Что это ? », «Покажи, что бывает весной» Инсценировка: «Диалог Зимы и Весны» А.Лойко Сенсорное развитие: «Укрась рыбку», «Рыбки в речке». | палочке; платочки основных цветов; силуэты Весны и Зимы (плоскостные); игры: «Укрась рыбку», «Рыбки в речке»; картины: «Весна», «Весна в лесу». |
| ||
2 | «Мамин праздник» | Развивать мышцы губ и языка, подвижность артикуляционного аппарата; умение произность слога (пя), звука[у] на выдохе. Активизировать желание повторять отдельные слова , предложения, выполнять соответст- вующие тексту движе -ния пальцами и руками. Закреплять: названия предметов и их признаков, детёнышей животных; Развивать чувство цвета, величины, пространст- венное расположение, обозначать в речи. | Артикуляционная гимнастика: «Месим тесто», «Дудочка» Упражнение на развитие дыхания : «Дорога», «Цветочки». Пальчиковая игра «Пирожки», «Печём блины» Пластические этюды: «Изобрази, что делает мама».
Дидактические игры: «Подари подарок» Сенсорное развитие: «Цветок» (из магнитов на магнитной доске, разноцветных крышек по образцу) | Сюжетные и предметные картинки; Емкость с мукой, вода; Муляжи пирожков, блинов из солёного теста; Красочно украшенная коробка; Искусственные цветы; поздравительные открытки; разноцветные платочки, салфетки; Игры: «У кого какая мама», | Памятка: «Несколько советов по эффективному общению с ребёнком". Совместный праздник: «Мы танцуем и поём, вместе весело живём». | Праздничный утренник к международному женскому дню. |
Тренировать выразительность речи. | Художестаенная литература: «Вот какая мама» Е.Благинина. | «Бусы для мамы», «Собери цветок». | ||||
3 | «Продукты питания» | Развивать: мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата; сильного плавного продолжитель ного выдоха; умение согласовывать движе ния рук и действия с содержанием текста , сопровождать речью. Учить понимать речь, выполнять действия: пить, кушать, обозначать их в речи. Познакомить с пиктограммой. Развивать зрительное, слуховае внимание, память, умение отвечать на вопрос, называть знакомые предметы, их свойства. | Артикуляционная гимнастика: «Блинчики» «Орешки». Упражнение на развитие дыхания : «Горячий чай» Пальчиковые игры: «Оладушки», «Точим нож» Пластический этюд: «Пельмени». Дидактические игры: «Что будем делать?» (пиктограммы) «Чего не стало?», Сенсорное развитие: экспериментирование с тестом «Вкусное печенье с сюрпризом». Художественная литература: «Вкусная каша» З. Александрова | Сюжетные картинки к упражнениям; предметные картинки; плоскостные цветные чашки; пиктограммы с действиями, предметами к игре: «Что будем делать?»; Муляжи продуктов, фруктов, овощей; салфетка; тесто, мелкие предметы. | Консультация: «Тестопластика. Игры с тестом». Информация в уголок для родителей: «Витаминки». | «Любимое блюдо нашей семьи». (Обмен опытом среди родителей, педагогов с приложением фотографий и рецепта, оформление альбома, для дальнейшей работы с детьми по развитию речи). |
4 | Развивать подвижность языка и артикуляционного аппарата; комбинирован ное дыхание. | Артикуляционная гимнастика: «Часики» «Поймаем мышку». Упражнение на развитие дыхания : «Весёлый клоун». | Плоскостной клоун с кольцом(висящим внутри шариком); Сюжетные картинки к | Папка-передвижка: «Почитай мне сказку, мама». | ||
«В гостях у сказки» | Способствовать развитию активной речи, пополнения словарного запаса детей эпитетами и выражениями. Закреплять название персонажей сказки, геометрических фигур, понятий:«один»,«много, «день», «ночь», умение рассказывать о своих действиях. Воспитывать любовь к народному творчеству. | Пальчиковая игра: « Три богатыря». Игра-диалог: «Котенька». Загадки-добавлялки. Дидактические игры: «Помоги вернуться в сказку», «Сколько нас?» «Кто ушёл?», Сенсорное развитие: игра «Спрячь мышку», «День-ночь» Настольный , пальчиковый театр по любимым сказкам. | упражнениям, по сказкам; игрушка кошка, фигурки настольного, пальчикового театра; Дидактические игры: «Спрячь мышку», «День-ночь». | Памятка: «Театротерапия». Организовать показ кукольного театра для детей с участием родителей. |
Апрель
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 | «Перелётные птицы» | Развивать: подвижность артикуляционного аппарата, умение максимально широко открывать рот и произносить слоги (ам),(бл-бл), силу выдоха через рот; Учить собирать пальцы в «щепоть», | Артикуляционная гимнастика: «Индюки болтают», «Кушать птенчики хотят». Дыхательная гимнастика: «Летите птички»
Пальчиковая игра: «Птенчики в гнезде» | Сюжетные картинки к упражнениям; предметные картинки с изображением перелётных птиц; плоскостные птички на ниточках; Картина: | Памятка: «Звукотерапия». | Создание компьютерной презентации: «Птицы-наши друзья». |
проговаривать за воспитателем слова , фразы к игре, сочетать с движениями. Закреплять обобщающее понятие «Птицы», активизировать в речи существительные, глаголы по теме, предлоги: в, на, под: умение договаривать слова при повторном чтении. Вводить в словарь детей новые слова: скворечник, грач, скворушка, гнездо. | Общая моторика: Песня с движениями «Птичка». Потешка с движениями: «Леталочка» Дидактические игры: «Кто это?», «Что делает птичка?» Сенсорное развитие: «Домики для птичек» (из геомерическиз фигур) Художественная литература: « Птица свила гнездо» Л.Толстой | «Весной в парке»; Игрушка птичка; Полумаски птиц; Наборы геометрических фигур (из картона); | Порекомендовать художественную литературу для чтения детям: Л.Толстой «Птица свила гнездо» (побуждать детей договаривать последние слова, рассказывать самостоятельно) | |||
2 | «Транспорт» | Развивать мышцы губ и языка, подвижность артикуляционного аппарата; умение произность звуки[ы], [с] [ш], слоги:ту-ту, би-би на выдохе. Активизировать желание повторять отдельные слова , предложения, выполнять соответст- вующие тексту действия пальцами и руками, движения. Активизировать понимание и желание | Артикуляционная гимнастика: «Пароход гудит». Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Насос», «Прокололась шина у машины», «Гудит поезд». Пальчиковая игра «Лодочка», «Пароход». Общая моторика: Песня с движениями «Поезд», «У нас машины разные». Пластический этюд: «На лошадке ехали» Дидактические игры: | Сюжетные картинки к упражнениям; предметные картинки с изображением транспорта; игрушки различного вида транспорта; цветные рули; лошадки-качалки; игры: «Транспортное лото», «Поставь машину в свой гараж» , | Консультация: «Какие упражнения помогут ускорить процесс запоминания, где право? Где лево?» | Изготовление дидактической игры: «Едем, плывём» (моделирование по образцу). |
говорить, путём частого употребления слов о транспорте. Развивать умение рассказывать о своих действиях, называть транспорт, части, цвет, величину, форму. | «Я расскажу, а ты покажи» «Транспортное лото», Сенсорное развитие: «Поставь машину в свой гараж» , «Светофор». Художественная литература: «Шофёр» Б.Заходер | «Светофор»; Альбом : «Интересно детворе знать машины все»; Книги о транспорте. | ||||
3 | «Деревья» | Развивать: мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата; сильного плавного продолжитель ного выдоха; умение согласовывать движе ния рук и действия с содержанием текста , сопровождать речью. Закреплять и активизировать в речи понятия: «один»-«много»,«высокие»(большие),«низкие»(маленькие)предлоги: в, на, под. Учить называть части дерева, составлять из полосок разной длины, счетных палочек . | Артикуляционная гимнастика: «Орешки», «Барабанщик» Упражнение на развитие дыхания : «Листочки на ветру» Пальчиковые игры: «Деревья», «Корни». Общая моторика: «В лесу» Дидактические игры: «Деревья в лесу» «Где, чей дом?» Сенсорное развитие: «Составь дерево и укрась его листочками», «Ёлочка»(из палочек)
| Сюжетные картинки к упражнениям; предметные картинки с изображением деревьев; плоскостные ёлочки и берёзы; иллюстрированная книга: «Влево, вправо»; наборы счетных палочек; полоски разной длины; зелёные листочки; ковролиновые коврики. | Заметка в родительский уголок: «Наблюдаем с детьми весной» Рекомендации: «Интересные игры с палочками». | |
4 | Развивать подвижность языка и артикуляционного аппарата; | Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Шарик», «Расчёска» | Сюжетные картинки к упражнениям; Гирлянда из | Рекомендации: «Интересные игры с водой ». | ||
«Предметы вокруг нас» | Правильное комбиниро ванное дыхание. Учить импровизировать движения в такт стихотворения. Активизировать понимание речи и желание говорить, повторять за взрослым и самостоятельно слова и действия. Развивать память, мелкую моторику, сенсорные эталоны; диалогическое общение в роли. Продолжать знакомить с понятиями: тяжёлый, лёгкий, толстый, гладкий, пушистый, большой и т.д Обогащать активный и пассивный словарь. | Упражнение на развитие дыхания : «Флажки на ветру» Пальчиковые игры: «Флажки», «Цепочка». Общая моторика: Потешка с движениями: «Ворон». Песня с движениями «Я на дудочке играю». Игра-диалог: «пылесос». Дидактические игры: «На чём играют?» «Расставь по порядку» (кубики со схемами) Экспериментирование: «Тонет, не тонет» Сенсорное развитие: «Секретики» (найди пару на ощупь) «Конфетки»(на слух). | бумажных флажков; полумаска ворона; дудочка, балалайка, барабан, бубен, колокольчик; ширма; игры: «Расставь по порядку», «Секретики» «Конфетки» Таз с водой; Набор предметов из разных материалов, разные по тяжести и величине. | Компьютерная презентация на тему: «В игры разные играем, этим речь мы развиваем». (из опыта работы ). |
Май
Недели | Тема Работа с детьми | Программное содержание | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья | Практический выход |
1 | Активизировать губные мышцы: напрягать и расслаблять; | Артикуляционная гимнастика: «Забор», «Слоник». | Сюжетные картинки к упражнениям; | |||
«Цветы» | плавный длительный выдох через рот. Стимулировать развитие речи через тонкие движения пальцев рук. Формировать понятие: «Цветы»; познакомить с их характерными особенностями. Развивать активную речь, повторение за взрослым слов и их приближённое называние по теме, самостоятельное употребление предлогов: в, на, под. Закреплять цвет, величину, пространственное положение. | Дыхательная гимнастика: «Цветы и ветерок», Пальчиковая игра: « Жук», «Цветок». Потешка с движениями: «Солнышко» Дидактические игры: «Я расскажу, а ты покажи цветок» (чтение стихов, загадок), «Покажи и скажи, где?» Сенсорное развитие: игра «Цветочная полянка». «Разноцветные букеты». | предметные картинки с изображением цветов; игрушечный аналог жука; искусственные цветы из бумаги; ковролиновая полянка с нашитыми пуговицами и липучками; цветы из ткани основных цветов, трёх величин; плоскостные силуэты вазочек, цветов (основных цветов из фетра). | Памятка: «Ароматерапия в коррекции речевых нарушений». Порекомендовать закреплять с детьми стихотворение О.Высотской «Одуванчик». (ребёнок договаривает слова, рассказывает сам). | «Авторский дидактический материал по теме самообразования». (презентация на педсовете, оформление папки). | |
2 | «Насекомые» | Развивать: подвижность артикуляционного аппарата, умение произность звуки[и], [а] [у], [ы], [б], [д], [п], [э], [т], на выдохе ; силу выдоха через рот. Активизировать желание повторять отдельные слова , предложения, | Артикуляционная гимнастика: «Шарик», «Змейка», «Качели» Дыхательная гимнастика: «Пчёлка на цветке», «Дорога», «Небо». Звуковая гимнастика Пальчиковая игра: « Бабочка», «Пчела». Потешка с движениями: «Жук», «Божья коровка». | Сюжетные картинки к упражнениям; предметные картинки с изображением насекомых; игрушечные аналоги насекомых; полумаски для инсценировки; | Порекомендовать: закреплять с детьми потешку: «Божья коровка». Рассматривать с детьми на прогулке насекомых , называть их, рассказывать о характерных особенностях. | Открытый показ итогового занятия кружка «Любознайка». |
выполнять соответст- вующие тексту действия пальцами и руками, движения. Развивать понимание и желание говорить, путём частого употребления слов о насекомых , называть их, части, цвет, величину, звукоподража ть. Тренировать выразительность речи. | Инсценировка песни: «Про меня и муравья». Дидактические игры: «Кто это?» , «Покажи и скажи, где?» , «Четвертый лишний». Сенсорное развитие: игра «Бабочка и цветок». «Шнуровки»(бабочка, божья коровка). Художественная литература: «Пчёлка» В.Паспалеева | Иллюстрированная книга: «Про меня и муравья»; игры: игра:«Четвертый лишний»; плоскостные пчёлки, бабочки и цветы разного цвета и величины; панно»(бабочка, божья коровка). | ||||
«Природные явления» | Развивать: мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата; сильный плавный продолжитель ный выдох; умение согласовывать движения рук и действия с содержанием текста , сопровождать речью. Учить детей логически мыслить,выражать свои мысли при помощи речи, называть явления природы характерные для любого времени года, обозначать цветом; Закреплять название предметов одежды и обуви (по сезону), | Артикуляционная гимнастика: «Орешки», «Барабанщик», «Качели» Дыхательная гимнастика: « Вертушка», «Зонтик после д дождя» Пальчиковые игры: «Мостик», «Солнышко », «Дождь»(сильный, тихий, ливень). Стихотворение с движениями: «Дождик лей, лей». Песня с движениями: «Дождик веселей» Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что нужно для прогулки?»( в солнечную и дождливую погоду) | Сюжетные картинки к упражнениям, с забавами детей по сезонам; Вертушки из бумаги; подвеска:«Зонтик» (со свисающими каплями); макет мостика; предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов по сезонам ; плоскостные силуэты солнца и тучи; | Рекомендации: «Интересные игры с камешками». Заметка в родительский уголок: «Игры на берегу и в воде для детей 2-3 лет» | Создание картотеки игр – экспериментов. | |
Упражнять в различении цветов, умении рассказы- вать о своих действиях. Знакомить с природными явлениями, звуками природы. | Сенсорное развитие: игра «Укрась зонтик », шнуровка: «Тучка» Художественная литература: «Радуга» С.Маршак | Плоскостные зонтики, полоски разного цвета, геометрические фигуры, цветы; Шнуровка «Тучка». | ||||
«Игры с песком и водой» (летние забавы) | Тренировать мышцы губ и языка, умение произносить звука[у] на выдохе. Упражнять в умении дуть через трубочку. Развивать понятийную и активную стороны речи применяя природный материал, умение «рассказывать» руками интересные истории, активизировать в речи имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия и предлоги; все виды восприятий. Упражнять в согласованности движений: рука-глаза, | Артикуляционная гимнастика: «Пароход », «Лошадка», «Качели» Дыхательная гимнастика: «Расти пена», «Бульки» Пальчиковые игры: «Золушка» (сортировка камней), «Песочные художники. Истории с движениями: «В большом, пребольшом море», «На что похожи листики» Дидактические игры: «Лото из камешков», «Камешки-цветочки» Сенсорное развитие: «Обведи по точкам» Художественная литература: «У солнышка в гостях» С.Маршак. | Сюжетные картинки к упражнениям, бутылочки с водой; трубочки; Ёмкость с раствором для пускания мыльных пузырей; различные насадки; ведёрки; камешки; камешки с картинками- трафаретами; листы бумаги с точечными изображениями простых предметов. | Папка-передвижка: «Изучаем свойства песка и «печём куличики»».
Рекомендации: «Выкладываем, печатаем и рисуем на песке». | Анализ работы за2015-2016 год. Перспективы и задачи на 2016-2017 год. |
Литература:
1.20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет/ Авт.-сост. А.В. Никитина. СПб.: КАРО, 2009.
2.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома для детей 2-4 лет. В помощь воспитателям и родителям./ Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991.
4. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2009.
5.Гальцова П.С.Логопедические сказки для самых маленьких./ Т.Ц.Сфера, Москва, 2015
6.Гатауллина Р.А. система работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста/ООУО исполнительного комитета муниципального образования по Приволжскому району города Казани. Казань, 2008.
7. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет / Светлана Олеговна Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 2009.
8. Игры с детьми раннего возраста : методические рекомендации / Сост. М.А Аралова.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,2011.
9.Ионова А.Н. Играем, гуляем, развиваем.Учебно-методический комплект./ Издательство «Экзамен» Москва, 2010.
10.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет./ ТЦ Сфера, Москва, 2008.
11.Комратова Н.Г.Учимся говорить правильно. Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет./ Т.Ц.Сфера, Москва, 2005.
12. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
13.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников./ Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.
14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.
15.Теплякова О.Н.Развивающие игры. Первые игры с мамой. / М.; изд.-Оникс, 2011г.
16.Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения. Методические рекомендации. -2-е издание, переработанное и дополненное. / Т.Ц.Сфера, Москва, 2009.
Младшая группа
2016-2017гг.
Цель: Использование технологии мнемотехники, как одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширять и обогащать словарный запас детей.
2. Способствовать развитию связной речи.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Сентябрь.
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Пересказ р. н. сказки «Репка» | Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука – а. | д/и «Сложи картинку» (кубики); драматизация сказки «Репка»; | Фланелеграф, мнемотаблица по сказке. | Рекомендации по теме: «Овощи» |
2. | Составление описательного рассказа на тему: "Игрушки" | Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблицы. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества. | Повторение стихов А. Барто «Игрушки», Игра-лото «Игрушки», «Магазин» | Набор игрушек из различного материала, фланелеграф, мнемотаблица «Игрушки» | |
3. | Заучивание стихотворения «Осень» | Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Соотносить слова и значок его изображающий. | Рассматривание иллюстрации на тему«Осень»,беседа «Что нам осень принесла», | Иллюстрации на тему«Осень», фланелеграф, мнемотаблица стихотворения «Осень». | Рекомендации в родительский уголок «Учите вместе с нами» (образец мнемотаблицы). |
4. | «Путешествие в жёлтую сказку» | Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, умение рассказывать о предмете по знакам-символам. | Д/и «Сложи картинку», «Скажи, какой»; «Раскрась то, что всегда бывает жёлтого цвета». | Разрезные картинки «Овощи»,»Фрукты», иллюстрации с изображением овощей, фруктов, предметов, мнемодорожки( знаки-символы). | Консультация «Развитие речи от трёх до четырёх» |
Октябрь
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Составление описательного рассказа на тему "Фрукты" | Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы | Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, Д/и «Что, где растёт» «Что неправильно нарисовал художник», «Рамки-вкладыши» (форма, цвет). | Муляжи фруктов, чудесный мешочек, мнемотаблица "Фрукты», фланелеграф. | Рекомендации по теме: «Фрукты» |
2. | Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» | Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову. | Д/и « С какого дерева лист», «У кого какой листок?»(цвет, величина, на что похож), рисование «Листопад». | Мнемотаблица, фланелеграф, листья. | Папка-передвижка «Осенние игры для малышей». |
3. | Пересказ сказки «Теремок» | Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу. | «Путешествие в зелёную сказку», Д/и «Кто где живёт»,»У кого какой хвост», настольный театр «Теремок», кмд «Теремок»(из палочек), рисование сказки штампиками геометрических фигур. | Фланелеграф, мнемотаблица, игрушка-Гномик, счётные палочки, панорама дворика, леса. | Привлечь родителей Нади А к участию во Всероссийском конкурсе «
|
4. | Составление описательного рассказа на тему:"Одежда" | Способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-. | Рассматривание алгоритм одевания, иллюстраций с изображением предметов одежды, игра-ситуация «Оденем куклу на прогулку», магазин «Одежда», д/и «Кому что?» (одежда для девочек и мальчиков) | Мнемотаблица «Одежда», фланелеграф, кукла девочка и мальчик, предметы кукольной одежды. | Алгоритм одевания, умывания. |
Ноябрь.
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Перессказывание р.н.с «Колобок» | Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звуков. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Развивать связную речь, координацию слова с движением. | «Путешествие в красную сказку», артикуляционная гимнастика «Вкусный колобок» (варенье) д/и «Кто где живёт», «Что сначала, что потом», «Собери спелые плоды»(мелкая моторика), просмотр м\ф «Колобок», игра-диалог «Колобочек, колобок», | Мнемотаблица по сказке, фланелеграф, Куклы би-ба-бо (дед и баба). Игрушка колобок. | Привлечь родителей Арины А. к участию во Всероссийском конкурсе « |
2. | Составление описательного рассказа на тему «Посуда». | Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-. | Рассматривание иллюстраций «Посуда», д\и «Собери картинку», раскрашивание предметов посуды , лепка (с применением киндеров). | Кукла- Федора, мнемотаблица, фланелеграф, | Рекомендации на тему: «Посуда» |
3. | Заучивание р.н песенки"«Мыши водят хоровод». | Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей. | П/и «Кот и мыши», логоритмика «Мыши», настольная д/и «Спрячь мышку». | Полумаски мышек, кота, мнемотаблица, фланелеграф. | Заметка в уголок «Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет». |
4. | Составление описательного рассказа "Котёнок». | Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о животных, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. | Д/и «Мамы и детки», «У кого кто?», «Кто чем питается? рисование «Коврик для котёнка», пальчиковая гимнастика «Точит котик коготки», игра-моделирование «Выложи котёнка из геометрических фигур». | Фланелеграф, игрушки-котята, картина «Кошка с котятами», схема для составления описательного рассказа, набор геометрических фигур. |
Декабрь
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Заучивание стихотворения Воронько «Пирог» | Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст, использовать в речи прилагательные: синий, синяя, синее, синие. Развивать интонационную выразительность речи. Соотносить слова и знаки. | «Путешествие в синюю сказку», экспериментирование со снегом (таяние), рассматривание предметов –аналогов хлебобулочных изделий, иллюстраций, лепка из солёного теста. | Игрушка –кот, мука, фланелеграф, мнемотаблица . | Информационный стенд «Зимние игры и развлечения». |
2. | Перессказывание сказки «Снегурушка и лиса» | Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку, воспроизводить последовательность событий, с помощью мнемотаблицы. | Коллаж по сказкам , д\и «Животные, следы и питание». | Кукла - Снегурушка, игрушка –аналог лиса, фланелеграф, мнемотаблица, набор разрезных геометрических фигур. | Папка-передвижка «Игра инсценировка, как средство развития речи детей». |
3. | Заучивание стихотворения «Ёлка» | Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Соотносить слова и значок его изображающий. | Компьютерная презентация «Что такое новый год», игра-моделирование «Составь ёлочку из геометрических фигур | Компьютерная презентация мнемодорожки, игрушка Дед-Мороз. | Консультация по заучиванию стихов по мнемотаблице. |
4. | Составление рассказа "Ёлка" (фабульные картинки) | Формировать умение детей составлять рассказ по фабульным картинкам. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные. | Беседа «Как мы готовимся к встрече Нового года», «Украсим Новогоднюю ёлочку». | Доска, фабульные картинки. |
Январь
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Новогодние каникулы | ||||
2. | Перессказывание сказки «Рукавичка» | Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, согласовывать прилагательное белый с существительными в роде, числе, падеже, произношение звука Д . Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. | «Путешествие в белую сказку», д/и «Найди пару», «Укрась рукавичку», драматизация сказки «Рукавичка», Пальчиковая гимнастика «Рукавички новые». | Книга со сказкой «Рукавичка», полумаски животных, мнемотаблица. | Рекомендация «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников» (синонимами, антонимами) |
3. | Заучивание стихотворения Н.Саконской «Мой пальчик». | Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести стихотворение. | Рассматривание и сравнение рукавичек и перчаток. Пальчиковая гимнастика «Рукавички новые», «Пальчики». | Кукла Маша, доска, Мнемотаблица, варежки. | |
4. | Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса) | Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного, их детёнышей в ед. и мн. числе. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-. | Компьютерная презентация «Кто живёт в лесу»,»Кто чем питается», д/и «У кого какая шуба?», «Семья». | Иллюстрации с изображением диких животных, игрушка-Лесовичок, схема для составления описательного рассказа, доска.. | Рекомендация расскажите детям: «Как звери зимуют» |
Февраль
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Перессказывание сказки «Лиса и заяц» | Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас, диалогическую речь, темп и ритм речи. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. | «Путешествие в оранжевую сказку», отгадай загадку, д/и «Какой, какая?», подвижная игра со словами «Лиса и зайцы» | Сюжетные картинки, знаковые символы, геометрические фигурки. | |
2. | Заучивание стихотворения «Снежный кролик» (или Падает снежок). | Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Развивать умение проговаривать окончания слов. | Рассматривание иллюстраций (снежные постройки), зимних поделок на участках д/с, экспериментирование «Снег, его свойства», игра- моделирование «Кролик»(заяц). | Игрушка кролика, снежинки, фланелеграф, мнемотаблица, геометрические фигуры. | Консультация «Как развивать любознательность у ребёнка» |
3. | Составление рассказа «Мой папа» | Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. | Беседа «Папины профессии», Игра «Мой папа, самый, самый», кмд «Подарок для папы». | Фотография папы, знаковые символы с образами, фланелеграф. | |
4. | Составление рассказа-описания «Зима» | Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление. | Просмотр видео презентации «Зимушка-Зима», д/и «Зима, характерные признаки зимы», | Фланелеграф, мнемотаблица, календарь погоды, плоскостной силуэт Зимы. |
Март
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Заучивание стихотворения о маме | Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести стихотворение. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Закреплять умение соотносить символы с образами, артикуляцию звука С, умение согласовывать прилагательное голубой с существительными в роде, числе, падеже. | Рассматривание иллюстраций «Маму поздравляют малыши», «Путешествие в голубую сказку», «Дорисуй бусы для мамы» ,логоритмика «Мама- это солнце». | Картина «Поздравляем маму», доска, фланелеграф, мнемотаблица | |
2. | Составление рассказа «Моя любимая мама» | Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь | Беседа «Мамины профессии», Игра-диалог «Что умеют наши мамы?», «Мамочка» (закончи фразу). Рисование (ладошкой) «Портрет любимой мамочки». | Фотография мамы, знаковые символы с образами, фланелеграф. | |
3. | Перессказ сказки «Заюшкина избушка» | Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы. Развивать диалогическую форму речи. Закреплять произношение звука В, характерные особенности времени года «Весна». | показ настольного (конусного театра) «Заюшкина избушка», экспериментирование «Лёд, его свойства» , дыхательное упражнение «Подуй на синие лодочки», рассматривание картин «Весна» (в городе, лесу). | Два плоскостных домика(избушка лубяная, ледяная), фигурки нас тольного театра «Заюшкина избушка», фланелеграф, мнемотаблица, набор разрезных геометрических фигур, кораблики | Папка-передвижка «Моделирование сказки-одна из форм развития речи детей». |
4. | Составление рассказа «Комната девочки Светы» | Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу. | Рассматривание предметов мебели, иллюстраций, игра-ситуация «Устроим кукле комнату», д/и «Наведём порядок», игра-моделирование из палочек, геометрических фигур «Мебель». | Игрушечная мебель, кукла Света, схема для составления описательного рассказа, набор геометрических фигур, счётные палочки. |
Апрель
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Перессказывание сказки «У страха глаза велики» (обработка М.Серовой). | Закреплять произношение звука У, упражнять в чёткой и правильной артикуляции. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, с использованием мнемотаблиц. Развивать диалогическую речь, артикуляционную моторику. | Беседа «Чего можно испугаться» (с применением мимических смайликов), показ сказки на фланелеграфе. «Путешествие в фиолетовую сказку». | Коллаж по сказкам фланелеграф, мнемотаблица. | |
2. | Составление рассказа о весне. | Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление. | Рассматривание картин, иллюстраций «Весна» (в городе, лесу, деревне), д/и «Весна, признаки весны», «Времена года», видео презентация «К нам весна шагает» | Плоскостной силуэт девочки Весны, фланелеграф, мнемотаблица. | |
3. | Заучивание стихотворения Плещеева «Весна». | Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Закреплять умение соотносить символы с образами. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести содержание стихотворения. | Пальчиковая игра «Весна», логоритмика «Весна пришла», игра «Когда это бывает?», Кмд «Домики для птиц» | Доска, мнемотаблица, наборы геометрических фигур, иллюсторации. | |
4. | Перессказывание у. н. сказки «Коза-дереза» (обработка Е.Благининой) | Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание. | Беседа «Какую пользу приносят домашние животные», д/и «Кто, что делает», инсценировка сказки, продуктивная деятельность «Корзина с травой» | Фланелеграф, мнемотаблица, игрушка –коза. |
Май
Неде ли | Тема | Задачи | Методические приемы | Материалы и оборудование | Преемственность д/с - семья |
1. | Заучивание стихотворения А.Белоусова «Весенняя гостья» | Формировать умение внимательно относится к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицу. | Рассматривание иллюстраций, картин и беседа о перелётных птицах, игра «Зимующие и перелётные», чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, продуктивная деятельность . | Компьютерная презентация о птицах, доска, мнемотаблица. | |
2. | Перессказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса» | Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, пересказывать по сюжетным картинкам. | Беседа о дружбе. просмотр м/ф по сказке , д/и «Я опишу, ты отгадай», | Игрушки: кот, петух, лиса, плоскостной домик, панорама леса, сюжетные картинки, фланелеграф. | Конструирование -средство развития мелкой моторики и речи детей». |
3. | Составление рассказа по фабульным картинкам | Формировать умение детей составлять рассказ по фабульным картинкам, выстраивая сюжет. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Закреплять умение соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе, падеже. | Серия картинок, фланелеграф. | ||
4. | «Калейдоскоп » | Закреплять умение по закодированной информации узнавать сказку, стихотворение, воспроизводить с помощью мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление. | Д/и «Узнай сказку» (по загадке, по сказочным героям, по выражению, по картинке», «Я начну, а ты продолжи» (стихотворение) , Лото «Сказки». | Наборы мнемотаблиц, доска, коллаж из сказок. |
Литература:
Большова Т.В. Учимся по сказке;
Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005.
Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. - Логопед, 2009. - № 5 – С. 36-37.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я – говорю!» - М., 2007.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - Санкт–Петербург, 2009.
Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. – Москва: «Первое сентября», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....
Конспект открытого занятия по теме самообразования « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с опорой на графические схемы и мнемотаблицы» Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».
Развитие связной речи...
Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками"
Месяц Сентябрь 1. Изучение литературы А.В Артемьева Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет ВЫПОЛНЕНО 2. Составление перспективного плана по самообразованию...
Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста....