Образовательная деятельность "Русский костюм"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Создать условия для формирования у детей интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_russkiy_kostyum.docx | 930.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД в старшей группе «Русский костюм»
Цель: создание условий для формирования у детей интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Задачи:
Познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;
Обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, косоворотка, лапти, картуз.
Развивать фантазию и воображение при выборе узора.
Воспитывать у детей интерес и уважение к русской народной культуре, народному фольклору, формировать эстетический вкус.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций картин К. Маковского «Боярышня у окна», «У околицы», «Девочка с гусями», где герои в русских народных костюмах.
Оборудование и материалы:
- картонные заготовки косоворотки и сарафана; - гуашь, кисточки, баночки с водой, альбомные листы бумаги; - мультимедийная система, слайды по теме; - аудиозапись «Родина ясноглазая» композитор В.Шаинский
Ход ОД.
Дети и педагог стоят в кругу.
- С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (ответы детей).
- А что делает людей красивыми? (ответы детей).
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «Не одежда красит человека, а человек одежду».
- Подумаете, как можно объяснить смысл этого русского высказывания? (ответы детей). Мы с вами сегодня поговорим о русской народной одежде.
Дети садятся на стульчики.
- А всегда ли люди ходили в такой, как у нас, одежде? (ответы детей)
- Давно, бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Наряд шили изо льна и украшали вышивкой. Каждая мастерица старалась, чтобы ее изделие было самым красивым.
Одежда служила для защиты от холода, а еще люди верили, что вышивка на ней оберегает человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни.
Одежда была повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду носили только в праздники.
- Давайте заглянем в «бабушкин сундук».
Показ слайда №1
Одежду раньше хранили вот в таких сундуках. Давайте посмотрим, какой одежда была раньше. Самым главным в одежде женщин была рубаха.
Показ слайда №2.
- А какие, места у рубахи украшали мастерицы? (Ворот, подол и рукава.)
- А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (красный цвет).
- А почему именно красного цвета? (цвет жизни).
Использовали в вышивке и другие цвета: зеленый – цвет природы, желтый – цвет света и тепла, синий – цвет неба и воды.
В вышивке использовали узоры: крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.
- Извилистая линия - это вода.
- Круг - солнышко.
- Квадрат или ромб – земля
- Крест берег людей от злых сил
Украшая этими узорами свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Показ слайда №3
Сарафан - это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан - это платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали его вышивкой, лентами, тесьмой.
Праздничные сарафаны и рубахи берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
Показ слайда №4
- Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.
Показ слайда №5
- Посмотрим, что еще находится в «Бабушкином сундуке». Вы, наверно, уже догадались, что это такое? (ответы детей)
Демонстрация мужской одежды.
- Давайте, обратим внимание и на мужской костюм. Его основой была рубаха-косоворотка.
- Как вы думаете, почему она так называлась? (косой ворот).
- Какое место на рубахе больше всего украшалось? (грудь).
Считалось, что вышивка на груди защищает сердце.
Показ слайда №6
Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал и оберегал человека. Мужчины могли за пояс положить топор или другой инструмент.
Мужские штаны – порты - завязывались на шнурке вокруг талии.
Показ слайда №7
- В «Бабушкином сундуке» есть старинная обувь, как она называется?
- Конечно же, это лапти.
- Из чего изготавливали лапти? (из лыка - коры липы).
Показ слайда № 8
- Ребята, давайте мы сегодня станем ненадолго мастерами по украшению одежды. Девочки будут расписывать сарафаны, а мальчики - косоворотки. Постарайтесь сделать свое изделие таким, чтобы оно оберегало и защищало своего хозяина от злых сил.
Детям предлагают силуэты: рубахи и сарафана, которые нужно украсить в традиции русского народного костюма. Под музыку «Родина ясноглазая» композитора В.Шаинского, дети выполняют творческую работу.
В конце занятия рисунки помещаются на выставке детского творчества.
- Дети, посмотрите, какие замечательные косоворотки и сарафаны у вас получились. Вы работали дружно. Помогали друг другу, а «Если дружба велика – будет Родина крепка».
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд№5
Слайд №6
Слайд № 7
Слайд№8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл образовательной деятельности на тему "Русский народный костюм"
В нашем саду есть музей "Русского быта", в связи с этим я разработала цикл образовательной деятельности, состоящий из трех занятий: 1. Беседа о красоте народного костюма. 2. В музее "Русского бы...
Образовательная деятельность на тему «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма"
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: "Русский народный костюм".
Знакомим детей со своими истоками....
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...
Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Кукла в национальном костюме»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная группаТема НОД: «Кукла в национальном ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: художественно эстетическое воспитание (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.Программное содержание:1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.2. Изображать силуэт...