Образовательная деятельность на тему «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачев
Я считаю, что этнокультура родного края обладает большими воспитательными возможностями, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа.
Поэтому я в первую очередь создаю все необходимые условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям.
Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, необходимо исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей и носить здоровьесберегающий характер.
Для разработки качественной непосредственно образовательной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики воспитатель может воспользоваться методикой написания конспекта со здоровьесберегающим сопровождением. Она достаточно наглядно показывает, что здоровьесберегающие образовательные технологии во время непосредственно образовательной деятельности - это не хаотичный набор элементов, методов, мероприятий, связанных со здоровьем, а система деятельности, выстраиваемая в соответствии с заранее определёнными установками (задачами). Поэтому я предлагаю конспект образовательной деятельности «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма" со здоровьесберегающим сопровождением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по народному костюму | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность на тему
«Путешествие в сказочный мир
старинного русского народного костюма"
Цель занятия:
познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма.
Задачи:
Образовательные
• Познакомить с элементами русского народного женского костюма;
• Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями) северорусских народных костюмов и южнорусских;
• Учить работе в группах.
Развивающие
• Развивать чувство прекрасного, художественный вкус;
• Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук;
• Расширять кругозор.
Воспитательные
• Воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе);
• Воспитывать интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;
• Воспитывать патриотические чувства;
• Прививать бережное отношение к наследию русского народа.
Здоровьесберегающие:
Увеличение двигательной активности на занятии
Профилактика общего и зрительного утомления
Оборудование: ворота времени, ворота «Древняя Русь», печка, балалайки, колесо истории, шкатулка, куклы Маня и Ваня, сундук с костюмами.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение), наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал)
Словарная работа: ярмарка, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния.
Ярмарка — большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
Наряд — одежда, костюм.
Галун — тесьма, состоящая из золотых и серебряных нитей Использовалась для отделки костюмов.
Венец — головной убор в Древней Руси, украшенный драгоценными камнями.
Понева — юбка из домотканой шерстяной ткани.
Кокошник — женский головной убор Древней Руси в виде небольшого вертикального козырька.
Губерния — основная административно-территориальная единица России в прежнее время
Ход занятия | Здоровьесберегающие технологии |
Воспитатель: - За морем теплее, а у нас светлее. На чужой стороне Родина милее вдвойне. Где кто родился, там и пригодится. - О чём эти пословицы? (о Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц). 2. Формирование образных представлений по теме деятельности; мотивация; постановка задачи Воспитатель: - Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на карту. Что вы видите? (ответы детей). - Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов). Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности). - Всех их объединяет язык общения – русский. . 3. Основная часть занятия Воспитатель: -Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир русского народного костюма. (На столе шкатулка – слышится красивая музыка). В: Откуда слышится красивая музыка? (из шкатулки). - Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки кукол в русских народных костюмах – кукла Ваня и Маня). - Посмотрите, какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей). - Ребята, чтобы побольше узнать о быте русского народа и одежде, куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь (Дети вместе с воспитателем подходят к столу , на котором находится «колесо истории»). - Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова: - «Слава нашей стороне! Слава нашей старине! Колесо историй мы повернём И рассказывать о нём начнём Чтобы люди знать могли О делах родной земли!» (поворачивается «Колесо истории», стрелка останавливается на секторе «Древняя Русь», под колокольный звон проходим через ворота с надписью «Древняя Русь»). (Дети проходят и присаживаются на скамейки. В это время воспитатель одевается в русский народный костюм и появляется перед детьми – хозяйкой избы) Хозяйка избы: - Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. Я - хозяйка этой избы. - Здравствуйте, детишки: Девчонки и мальчишки Спасибо, что мимо не прошли Ко мне в гости зашли Проходите, не стесняйтесь Поудобнее располагайтесь! 4. Актуализация опорных знаний. - А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый. - Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде. - Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра! Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук). (дети вместе с воспитателем рассматривают народную одежду) Хозяйка избы: - Ребята, как вы думаете как это все называется одним словом? (Варианты детей, в случае затруднения воспитатель подсказывает- сарафанный комплекс) Приложение №2. Презентация. (Хозяйка достаёт кокошник) - В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. - Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки). - А причёски? (коса или распущенные волосы). -Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком). - Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой. - Из какой ткани шили одежду? (из льна). -Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается). - Какие же наряды шили из льняной ткани? Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан. Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье). Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица. Понёвный комплекс Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника. - Что такоё понёва? Понёва – одежда типа юбки. Которую одевала женщина после замужества. Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани. Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения. Мужской комплекс Косоворотка, порты, онучи, лапти. Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»). Вниз костюма одевали брюки. - Как они назывались – порты. - На ноги наматывали онучи и обували лапти. Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий). Вся одежда была украшена. - Чем? (стеклярусом, мехом, вышивкой). - Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми). (Двое детей выходят в мужском и женском народных костюмах) Мальчик:. Ох. Какие молодцы! Парни наши удальцы И девчата всем под стать Им не станут уступать. Девочка:. На Руси уж так идёт Что талантливый народ Сам себе и швец и жнец И на дудочке игрец. Вот, смотри идёт хозяйка – Та хозяйка – не лентяйка. 9. Самостоятельная работа детей. Работа в группах Сейчас будем работать в группах. А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси. У каждой группы на столах конверты (в конвертах заранее вырезаны шаблоны и элементы русского народного костюма). Вы должны выбрать из предложенных элементов именно те, которые подходят вашей группе; украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд приклеить на шаблон. (Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.) А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через «Древнюю Русь» и «Ворота времени») - Вот мы и дома оказались и куклы Ваня и Маня с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии. 10. Подведение итога занятия. Мы возвращаемся из далёкого прошлого снова в наше время. | 1. Вводная часть. Звучит фонограмма «Рассвет на Москве - реке» (колокольный звон). Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности Учет особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей. первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий. Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации- «образный этап» Обеспечение эмоционального комфорта, стимулирование интереса к работе, способствующие поддержанию умственной работоспособности. Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации- «образный этап» Обеспечение оптимального с физиологической точки зрения условия для восприятия информации при помощи чувственного этапа. 5. Проводится подвижная игра «Гори, гори ясно!» (Дети одевают русские народные головные уборы. Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения Поддержание умственной работоспособности с помощью игрового метода. 6. Проводится дидактическая игра «Оденем куклу». ( Приложение №1) Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления - Молодцы, хорошо поработали. - А теперь мы отдохнём. Давайте поиграем с вами в игру «Собери костюм». ( Приложение №1) 7. Пальчиковая игра «Напёрсток» - Вышивает, шьёт иголка (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке) - Пальцу больно, пальцу колко - А напёрсток в тот же миг, (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки) - К девочке на пальчик . Прыг. - Говорит иголке – шей, - А колоться ты не смей. (шьют и грозят пальцем) Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения 8. Хозяйка избы проводит вместе с детьми речевую игру «Хозяйка») Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону) Что, что, что? (хлопки по ладошкам) Гости едут! (наклоны) Хорошо (хлопки) Здрасте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху) Здрасте! (наоборот) Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке) Здрасте! (хлопки сверху) Здрасте! (наоборот) Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке) Обниму тебя, дружок! (обнимаемся) Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения Формирование культурно-гигиенических навыков. Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Путешествие в сказочный осенний лес» (1 младшая группа).
Конспект НОД на тему «Путешествие в сказочный осенний лес» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Путешествие по сказочной стране»
Тема: «Путешествие по сказочной стране»Интеграция образовательных областей: “Речевое развитие”, “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие...
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Путешествие в сказочную страну»
Продолжать знакомство с ПДД. Закреплять ранее изученные ПДД....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Путешествие в сказочную страну»
Конспект непосредственно образовательной деятельностиПримерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. ВераксыВозрастная группа: средняяТема НОД: ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие колобка в сказочный лес»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию сенсорных эталонов по средствам дидактической игры в первой младшей группе по теме: «Путешествие колобка в сказочный лес»...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Путешествие в сказочную страну»
Всем известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Рука ребенка физи...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в сказочную страну Математики» в средней группе.
Конспект организованной образовательной деятельностина тему: «Путешествие в сказочную страну Математики»в средней группе....