Методические рекомендации для педагогов "Внедрение проектной деятельности в практику ДОО"
методическая разработка

Иваницкая Елизавета Алексеевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Внедрение проектной деятельности в практику дошкольной образовательной организации

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай 

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Внедрение проектной деятельности в практику дошкольной образовательной организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Разработчик: Иваницкая Е.А.

 

Горно – Алтайск, 2022

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…...3

Глава 1 Теоретические подходы к организации проектной деятельности

  1. Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ…………………………………………….......5

1.2. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ.…………..7
Глава 2 Анализ опыта проектной деятельности

2.1. Проект «Где живет Дед Мороз?»…………………………………10

Список использованной литературы……………………………………...13


Введение

 В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

  Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

   Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. 

Глава 1 Теоретические подходы к организации проектной деятельности

  1. Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Проект — это пять «П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Итак, хорошо организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:

- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;

-  развитие интегративных личностных качеств;

- развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков;

- укрепление детско-родительских отношений;

- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;

- создание ситуации успеха каждому ребенку;

- формирование положительной самооценки у дошкольников.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, в рамках тематической недели), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Таким образом использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

  1. Этапы внедрения проектного метода в ДОУ

Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующая:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

- собирает информацию, материал.

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

-использования операций сравнения и сопоставления,

- проблемного изложения информации педагогом,

- организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

- даёт домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Глава 2 Анализ опыта проектной деятельности

2.1 Проект «Где живет Дед Мороз?»

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, можно создать в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

Ежегодное проведение  ряда мероприятий, посвященных одной из новогодних историй, дополняя каждый год новой историей, позволит укрепить дух семейной сплоченности родителей и детей, повысить уровень исторической осведомленности педагогов, родителей и интерес детей к истории предков, создать неповторимую праздничную атмосферу.

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

Где живет Дед Мороз?

Вид проекта

Познавательно-творческий

Актуальность проекта

В выходной день Маша с мамой дома перед сном читали сказку про Деда Мороза, после прочтения этой сказки у Маши возник вопрос, а где же живет самый главный волшебник Дедушка Мороз. Придя в детский сад Маша обсудила это с ребятами. Возникла необходимость ответить на вопрос воспитанников. Где же живет Дед Мороз?

Цель проекта

Создание выставки рисунков «Резиденция Деда Мороза»в ходе виртуальной экскурсии в Великий Устюг, написания письма Деду Морозу для закрепления исследовательских навыков детей.

Задачи проекта

Для детей: посмотреть виртуальную экскурсию, принять участие в написании письма Деду Морозу

Для родителей: помочь детям написать письмо Деду Морозу

Для воспитателя: организовать совместную деятельность, организовать виртуальную экскурсию, оформить выставку

Проблемный вопрос

Где живет Дед Мороз?

Продукт проекта

Выставка рисунков «Резиденция Деда Мороза»

Сроки реализации

Краткосрочный (22.11.2021 – 26.11.2021)

Подготовительный этап

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

22.11.2021

Размещение информации о плане мероприятий проекта «Где живет Дед Мороз» в чате группы в мессенджере WhatsApp

МессенджерWhatsApp

Воспитатель заболел коронавирусом

Информация размещена в чате, родители ознакомлены с планом мероприятий проекта

Основной этап

Дорожная карта основного этапа проекта

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

23.11.2021

Свободная деятельность I половины дня

Виртуальная экскурсия в Великий Устюг в Резиденцию Деда Мороза

Дети, воспитатель

Дети познакомились с местом жительства Деда Мороза

24.11.2021

Совместная деятельность детей и родителей в свободное время

Написание письма Деду Морозу

Дети, родители

Отправили письма на почту Деду Морозу

25.11.2021

Свободная деятельность Iполовины дня

Создание рисунков «Резиденция Деда Мороза»

Дети, воспитатель

Оформлена выставка рисунков «Резиденция Деда Мороза»

Заключительный этап

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

26.11.2021

Открытие выставки рисунков «Резиденция Деда Мороза» в группе

Применение полученных знаний в жизни

Выставка рисунков в группе

Выступление на открытие выставки для воспитанников средней группы

26.11.2021

Выступление на родительском собрании с итогами проекта

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей

Итоги проекта размещены на сайте ДОО

Выступление с итогами проекта на педагогическом совете ДОО

Список использованной литературы

  1. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
  2. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
  3. Метод проектов, как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОО [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16842 (дата обращения: 06. 01.2022)
  4. Методические рекомендации для молодых специалистов по теме «Технология проектной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ds12.edushd.ru/media/upload/metodicheskaya-rabota/сборник%20текст.pdf (дата обращения: 06. 01.2022)
  5. «Особенности использования проектной технологии в процессе совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогов в ДОУ» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://infourok.ru/osobennosti-ispolzovaniya-proektnoy-tehnologii-v-processe-sovmestnoy-deyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-i-pedagog-1097196.html (дата обращения: 06. 01.2022)
  6. Проектная деятельность в ДОУ [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/01/proektnaya-deyatelnost-v-dou  (дата обращения: 06. 01.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Здесь вы найдёте информацию о том, что такое метод проектов, примерный план и основные этапы работы над проектом....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

        Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательн...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях ДОУ

    Модернизация системы дошкольного образования приводит к тому, что традиционные формы обучения утрачивают свое значение. Актуальным становится использование активных методов обучен...

Методические рекомендации по применению проектной деятельности в ДОУ

Проектный метод является одним из методов развивающего обучения и самообразования....