Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта
методическая разработка по теме

Кожина Галина Ивановна

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по

изучению, обобщению, распространению и
внедрению передового педагогического опыта

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом. Например, предстоит работа по новой годовой задачи, поставлена новая проблема – интеграция образования и т.д., поэтому необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

Если в процессе изучения работы были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников или в своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме, старший воспитатель намечает график посещений для изучения опыта работы данного педагога, чтобы убедиться, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.

Однако недостаточно только выявить положительный опыт и этим ограничиться. Необходимо также планомерно, целенаправленно его создавать, исходя из запросов практики и актуальности задач. Если в дошкольном учреждении не выявлен необходимый опыт, его следует создать, и прежде всего, по проблемам, определённым образовательной программой в перспективе на несколько лет.

Начиная работу по созданию опыта, следует чётко сформулировать тему и поставить перед педагогом или всем коллективом группы задачу о накоплении опыта. Целесообразно предложить педагогу составить характеристику группы исходя из темы опыта (знания, умения, навыки детей, их отношение к проблеме и т.д.). На основе анализа результатов составить перспективный план работы, в котором определить условия, которые нужно создать, содержание, методику и формы работы – занятия, беседы и т.д.

Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Тема «Формирование грамматически правильной речи»

Формы работы

Содержание

Работа над словом

Работа над предложением

Сентябрь

Занятия по развитию речи

 

 

Занятия по ознакомлению с окружающим

 

 

Другие занятия

 

 

Дидактические игры

 

 

Дидактические упражнения

 

 

Индивидуальная работа

 

 

Другие формы работы

 

 

Октябрь

Тема «Ознакомление с художественной литературой, использование театрализованной деятельности»

Формы работы

Содержание

Сентябрь

Фронтальные занятия

 

Часть других занятий по ознакомлению с окружающим

 

Часть занятия по другим разделам

 

Экскурсии, целевые прогулки

 

Беседы

 

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд

 

Чтение художественной литературы

 

Аудиовизуальные средства

 

Развивающие игры

 

Творческие игры

 

Праздники и развлечения

 

Другие формы работы

 

Октябрь

Тема «Ознакомление с изобразительным искусством»

Формы работы

Содержание

Живопись

Графика

Архитектура

Сентябрь

Фронтальные занятия

 

 

 

Часть других занятий по ознакомлению с окружающим

 

 

 

Часть занятия по другим разделам

 

 

 

Экскурсии, целевые прогулки

 

 

 

Беседы

 

 

 

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд

 

 

 

Чтение художественной литературы

 

 

 

Аудиовизуальные средства

 

 

 

Развивающие игры

 

 

 

Творческие игры

 

 

 

Праздники и развлечения

 

 

 

Другие формы работы

 

 

 

Октябрь

Тема «Ознакомление дошкольников с районом»

Формы работы

Содержание

Сентябрь

Фронтальные занятия

 

 

Использование ТСО

 

 

Часть занятия по другим разделам Программы

 

 

Экскурсии, целевые прогулки

 

 

Беседы

 

 

Рассматривание иллюстраций

 

 

Чтение художественной литературы

 

 

Использование компьютерных технологий

 

 

Дидактические игры

 

 

Продуктивная деятельность

 

 

Работа с родителями

 

 

Творческие игры

 

 

Праздники и развлечения

 

 

Другие формы работы

 

 

Октябрь

В методическом кабинете целесообразно оформить выставку «В помощь занимающимся накоплением опыта работы» (рекомендации по накоплению опыта, опыт по аналогичной проблеме, тематические каталоги).

В течение года необходимы систематическое наблюдение за работой педагога, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

Получив положительные результаты проделанной работы, следует определить пути распространения опыта. Это может быть выступление на педсовете, представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приёмов или системы работы.

Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например:
Показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Примерная схема описания опыта

Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

  1. Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах;
  2. Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей;
  3. Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя;
  4. Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.

Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.

Формы представления опыта:

  1. Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);
  2. Коллективный просмотр;
  3. Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу. Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п. Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;
  4. Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
  5. Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
  6. Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
  7. Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
  8. Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
    • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
    • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
    • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
    • Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
    • Изучение методических материалов и деловой документации;
    • Тематические и персональные выставки автора опыта;
    • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
    • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
    • Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
    • Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план

Возрастные гр.

2007-2008 уч.год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

2 младшая группа

И.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

О.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

Р.
Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим

Средняя

 

 

 

Старшая

В.
Интегрированный подход в работе с детьми по теме «Космос»

С.
Развитие творческих способностей на занятиях по лепке

Подготовительная группа

 

С.
Ознакомление детей с циферблатом и определением времени по часам

 

Условные обозначения:
С – создание опыта.
И – изучение опыта
О – обобщение опыта.
Р – распространение опыта.
В – внедрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

- НОВАТОР, рассказывающий о своем опыте. - СПОДВИЖНИК, который в коротком выступлении подкрепляет мысли новатора и несколько подробнее раскрывает отдельные положения. - КОНСЕРВАТОР, ст...

Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении....

Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х...

Рабочая программа по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении

Данная программа составлена для изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта в ДОУ. На основе методической работы ДОУ оно предполагает показ наиболее устойчивых, х...

"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА"

Предлагаю вашему вниманию статью по организации распространения передового педагогического опыта работы...

Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы

Справка об обобщении и распространении передового педагогического опыта по теме "Координационная лестница и спортивный танец как инновационные формы развития координационных способностей у дошкол...