Воспитательная система по организации сотрудничества с родителями.
материал на тему
Воспитательная система по организации сотрудничества с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_po_organizatsii_sotrudnichestva_s_roditelyami.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система по организации сотрудничества с родителями.
Мир стал другим. Информационное поле растёт такими быстрыми темпами, что не каждый человек успевает следить за сменой информации, её изменениями. В 2009 году создано информации больше, чем за предыдущие 5000 лет. Объём информации удваивается каждые 2 года. За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды. Таким образом, развитие современного общества требует совершенно нового подхода к обучению и воспитанию. На сегодняшний момент целью всех мероприятий образовательной и воспитательной политики становится создание условий для обеспечения качества, соответствующих «вызовам времени». Отсюда вытекают профессиональные задачи современного педагога и воспитателя:
- строить воспитательный процесс, направленный на достижение целей воспитания;
- устанавливать взаимодействие с другими субъектами воспитательного процесса;
- видеть ребёнка в воспитательном процессе;
- создавать и использовать воспитательную среду;
- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Каждый воспитатель должен знать современные подходы к воспитанию, создающие благоприятную среду для создания условий воспитания:
*здоровьесберегающий
*личностно-ориентированный
*дифференцированный
*системно-деятельный.
Принимая во внимание факт, что организация работы с родителями – одно из важнейших звеньев воспитания, предлагаю свою систему решения вопроса взаимодействия детского сада с родителями
Учитывая, что воспитательная система представляет собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:
Схема 1.
Взаимодействие компонентов воспитательной системы.
*педагогическое целепологание – совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;
*системообразовательная деятельность: принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой;
*субъекты деятельности: педагоги, дети и родители (законные представители)
*отношения – механизмы взаимодействия воспитательной системы с социумом.
*управление – обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Таким образом, выстраивается воспитательная система, направленная на включение каждого ребёнка в различные виды деятельности: учебную, игравую, коммуникабельную, двиготельную, творческую, досуговую.
Учитывая все компоненты воспитательной системы предлагаю следующую ее модель.
Модель воспитательной системы в таком случае будет выглядить следующим образом:
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее. А дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- Развитие интересов и потребностей ребенка;
- Распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- Выработка образа жизни ,формирование семейных традиций;
- Понимание и принятие индивидуальности ребенка ,доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- Воспитание уважения к детству;
- Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- Оказание практическй и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- Использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференциированного подхода к семьям.
Согласно целям и задачам воспитательной системы, а так же исходя из интересов и потребностей детей, воспитательная система группы представлена пятью составляющими:
Схема 2. Схема управления воспитательной системой.
- Создание предметно – развивающей среды
- Учебная деятельность
- Досуговая деятельность и традиции
- Дополнительное образование
- Взаимодействие с социумом
В методологической основе концепции воспитательной системы лежат ключевые позиции следующих концепций:
- Концепция дошкольного воспитания(В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) - на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности;
- Педагогическая концепция целостного развития ребёнка-дошкольника как субьекта детской деятельности (Крулехт) – целостное развитие ребёнка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта, в детских видах деятельности и индивидуальности.
Воспитательная система должна охватывать весь педагогический процесс, объединяя разные виды деятельности общения за пределами детского сада. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе способствует ряд общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности дошкольников:
- принцип природосообразности;
- принцип культуросообразности
- принцип сотрудничества
- системно- структурный подход
- комплексный подход
- организационно – деятельный подход
Семья имеет решающее значение в становлении личности ребенка. Без участия родителей невозможно его полноценное развитие. Именно поэтому педагогическое просвещение родителей является составной частью работы воспитателей детского сада. Основные ее формы представлены в приведенной схеме:
Работа с родителями: Схема№2.
Работа вне ДОУ Работа внутри ДОУ
Семинары на базе РОНО Коллективная Индивидуальная
Радиолекторий - собрания - беседы
Местная печать - консультации - консультации
- семейный клуб - посещение семей
- вечер вопросов - поручения
и ответ -выступления
- субботники - дежурства родителей
- семинары -практикумы
Наглядная пропоганда:
Тематические Библиотека Папки- Дни Выставки
выставки. для родителей передвижки открытых детских работ.
дверей.
Родительский актив:
Обмен опытом Посещение детей Родительские собрания.
семейного на дому.
воспитания. Неблагополучные. Молодые. Благополучные
Одинокие.
Работа с родителями должна проходить следующие этапы:
Схема № 3
Этапы | Задачи | Содержание работы |
| Выявление знаний потребностей родителей для реализации задач. |
|
| Повышение педагогической культуры родителей, решение проблем воспитания и обучения детей. |
|
| Мониторинг проведённой работы. |
|
При внедрении данной воспитательной системы ожидаемым результатом является:
- своевременное выявление проблем и образовательных потребностей по вопросам здорвья ребенка,
- оказание своевременной помощи;
- обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи;
- оказание родителям своевременной помощи по вопросам воспитания;
- сплочение родительского коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему:"Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей"
В консультации даётся обзор форм сотрудничества ДОУ с семьёй: традиционные и нетрадиционные родительские собрания, совместные мероприятия, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, ф...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
В статье представлен опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ....
Организация сотрудничества с родителями детей старшего дошкольного возраста через деятельность семейного клуба «Что за прелесть эти краски!»
Организация сотрудничества с родителями детей старшего дошкольного возраста через деятельность семейного клуба «Что за прелесть эти краски!»Федеральный государственный образовательный станд...
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
Методическая разработка Мастер-класс для родителей "Организация сотрудничества с родителями по речевому развитию"
Мастер-класс будет полезен педагам ДОУ, родителям воспитанников старшего дошкольного возраста. Речевой материал, представленый в данном мастер-классе предназначен для воспитанников старшего дошкольног...
Система работы по сотрудничеству с родителями "Детский сад и я- дружная семья"
Перспективный план...
Система работы по сотрудничеству с родителями "Детский сад и я -дружная семья"
Перспективный план...