Консультация на тему:"Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей"
методическая разработка по теме
В консультации даётся обзор форм сотрудничества ДОУ с семьёй: традиционные и нетрадиционные родительские собрания, совместные мероприятия, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, формы наглядной информации для родителей и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_sotrudnichestva_pedagogov.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе сними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
Ø первый — актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
Ø второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
Ø третий — партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.
Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Основные блоки по работе с родителями
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителеЙ | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения | Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания этой работы в ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно их сочетание : беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
| |
1. Родительские собрания | |
2. Конференции | |
3. Консультации | |
4. Беседы | |
5. Вечера для родителей | |
6. Кружки для родителей | |
7. Тематические выставки | |
8. Диспуты | |
9. Педагогические советы | |
10. Попечительский совет | |
11. Встреча с администрацией | |
12. Школа для родителей | |
13. Посещение семей на дому | |
14. Родительский комитет | |
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей | |
15. Дни открытых дверей | |
16. Турниры знатоков | |
17. Кружки | |
18. КВН, викторины | |
19. Праздники | |
20. Семейные конкурсы | |
21. Выпуск газеты | |
22. Просмотры фильмов | |
23. Концерты | |
24. Оформление групп | |
25. Соревнования | |
26. Благоустройство ДОУ и территории |
Однако часто используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся.
Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причинами являются:
1) недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2) неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3) неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.
Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.
Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:
— изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах;
— обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
— использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;
— расширение средств и способов работы с родителями;
— обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой ДОУ родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образ-го процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы сам-но на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.
В настоящее время все чаще ДОУ стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей, которые могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др. Конференции требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, орг-цию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
Структура конференции:
1) слово руководителя ДОУ;
2) выступления родителей (3-5) о семейном опыте по данной проблеме;
3) видеофильмы;
4) выступления желающих;
5) выступления детей;
6) подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»
В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...
Материалы к районному смотру - конкурсу «Зеленый огонек» На тему: «Организация сотрудничества ДОО с родителями воспитанников в обучении детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах»
Отчет для районного конкурса "Зеленый огонек"...
Статья на тему: «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Организация сотруднчества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС....
«Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей»
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки и помощи родителей. В течение всего года на протяжении многих лет родители помогают очищать территорию детских площадок от снег...
"Организация сотрудничества педагогов и родителей"
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитан...
Статья на тему: «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образован...
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника....