Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
статья по теме
В статье представлен опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
Автор – Карташева Елена Геннадьевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Родничок» комбинированного вида» города Северодвинска.
В последние годы наблюдается негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических слоев населения, в том числе и детей дошкольного возраста. В формировании физического и психического здоровья человека дошкольный возраст является основополагающим. В этот период идет развитие органов и функциональных систем организма, формируется характер, отношение к себе и окружающим людям. Именно в этом возрасте необходимо формировать у детей активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению. Согласно исследованиям экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды. Н.А. Фомина понятие «здоровый образ жизни» определяет как активную деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста посвящены работы И.М. Новиковой, М.Д. Маханевой, В.А. Деркунской, В.Г. Алямовской, Ю.Ф. Змановского , Н.Н.Авдеевой, М.Ю.Картушиной. Исследователи данной проблемы определяют следующие общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ: - большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества присущие здоровому человеку затрудняются;
- только небольшое количество детей связывает здоровье с состоянием психологического комфорта;
- у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья человека в условиях большого города;
- недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха; сбалансированного питания, санитарно – гигиенических норм, состояния окружающей среды.
Условиями эффективной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:
- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических составляющих компонентах ЗОЖ;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности;
- соблюдение принципа интеграции;
- построение образовательного процесса с учетом комплексно – тематического принципа.
В своей работе мы определили следующую цель - формировать у старших дошкольников представления о здоровом образе жизни, вовлекая родителей в активное сотрудничество по данному направлению.
Содержание работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ мы подразделили на несколько тематических блоков:
1 блок «Я - человек»
2 блок «Соблюдаем правила гигиены»
3 блок «Физкульт - ура»
4 блок « Полезные привычки».
Решение задач каждого блока предусматривалось как во время организации непосредственно образовательной деятельности по различным образовательным областям (Познание, Физическая культура, Коммуникация), так и во время совместной деятельности (чтение и обсуждение прочитанного, совместная продуктивная деятельность), в режимных моментах (ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций).
Здоровый образ жизни – понятие, которое неразрывно связано с семьей. Родители должны быть примером для своих детей, в единстве с педагогами развивать мотивацию и потребность детей в здоровом образе жизни. Организуя взаимодействие с родителями по данной теме, мы использовали в своей работе педагогическую технологию И.М.Новиковой, методические рекомендации В.А. Деркунской. Развитие взаимодействия с родителями с целью повышения уровня их знаний о ЗОЖ, ознакомления с методами и приемами формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в образовательный процесс по данному направлению строилось в несколько этапов. На первом этапе шло изучение индивидуальных особенностей семей, их запросов по отношению к ДОУ по вопросам укрепления здоровья детей через анкетирование и беседы .
Второй этап совместной работы включал в себя просвещение и консультирование родителей. На родительском собрании мы ознакомили родителей с программой по формированию у детей представлений о ЗОЖ, выяснили, что вкладывают в понятие «здоровый образ жизни» сами родители. Для родителей были подготовлены информационные буклеты «Формула правильного питания», «Профилактика простудных заболеваний», стенгазета «Активный отдых – это здорово», проведены консультации «Организация двигательной деятельности ребенка - дошкольника», «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка». Для консультирования родителей по здоровому образу жизни были привлечены специалисты дошкольного учреждения, медицинский персонал.
На следующем этапе включили родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность по данному направлению. Для пропаганды двигательной активности организовали акцию «Начните утро с зарядки», во время которой родители имели возможность вместе с детьми выполнить утреннюю гимнастику в детском саду. Для пропаганды активного отдыха организовали совместный спортивный досуг, в котором участвовали дети, родители и сотрудники дошкольного учреждения.
Чтобы привлечь родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности по развитию представлений о ЗОЖ, мы решили создать детский альбом «Большая книга здоровья». Мы предложили каждой семье оформить одну страничку детского альбома «Здоровый образ жизни». Каждая страница этого альбома рассказывает об одном из условий ЗОЖ: правильном питании, активном отдыхе, соблюдении режима дня, безопасному поведению человека и т.д. Родители помогли нам в организации интересной выставки «Нужные предметы для нашего здоровья». Экспонатами этой выставки оказались не только предметы личной гигиены, но и различные массажеры, спортивные атрибуты. Пригласив на выставку детей из других возрастных групп, дети побывали в роли экскурсоводов, тем самым не только закрепили свои знания, но и передали их своим друзьям по детскому саду.
Чтобы наши дети в практической деятельности закрепляли сформированные представления о ЗОЖ, мы предложили детям и родителям интересный проект - съемку видеоролика, который так и назвали «Будьте здоровы». Главными героями этого ролика стали сами дети. Начиная эту работу, дети уже имели представления о том, что значит быть здоровым, что для этого необходимо делать. Дома дети вместе с родителями выучили стихи о пользе спортивных занятий, приготовили атрибуты для съемок - ролики, велосипеды. В группе слепили буквы из пластилина для мультипликационной заставки – плаката «Будьте здоровы». Съемки проходили в игровой форме. Дети, совместно с педагогами, были активными режиссерами, артистами, поэтами. Свой видеоролик мы презентовали родителям и детям из других групп.
Использование в работе с детьми различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ, активное вовлечение в этот процесс родителей позволили нам добиться положительных результатов по данному направлению. По результатам сравнительной диагностики можно отметить, что вырос уровень представлений детей о здоровом образе жизни, в практической деятельности дети демонстрируют сформированные навыки и умения в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Среди родителей возрос уровень ответственности за сохранение и укрепление здоровья своих детей, повысился интерес к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения.
Список литературы.
Деркунская В.А Образовательная область «Здоровье», Спб., 2013.
Как обеспечить безопасность дошкольников./К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская. М.,1998
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М., 2007.
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М, 2009.
Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника // Социальное партнерство детского сада с родителями. М., 2013.
Фомина Н.А. Формирование основ здорового образа жизни / Управление ДОУ. 2004. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Реализация образовательной области «Безопасность» через формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Журавушка» (представление инновационного педагогического опыта
на конкурс«Учитель года – 2014»)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395357-1391270018.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-812530-1606202281.jpg)
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-812530-1606202281.jpg)
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие пси...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/29/picture-1426177-1682791912.jpg)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия.
Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к себе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-1428299-1665952914.jpg)
Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы
Статья содержит рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни через художественную литературу....