Методическая разработка Мастер-класс для родителей "Организация сотрудничества с родителями по речевому развитию"
методическая разработка

Тиунова Татьяна Николаевна

Мастер-класс будет полезен педагам ДОУ, родителям воспитанников старшего дошкольного возраста. Речевой материал, представленый в данном мастер-классе предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_master-klass.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Мастер-класс для родителей

«Организация сотрудничества с родителями по речевому развитию»

Составитель:

Тиунова Татьяна Николаевна,

старший воспитатель

Цель: Вовлечение родителей в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

Задачи:

  1. формировать у родителей представление о понятии «речевое развитие ребенка» и способах повышения уровня этого развития;
  2. познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома;
  3. информировать родителей о сформированности психических процессов на этапе завершения дошкольного детства («Готовность к школе»);
  4. пополнить педагогический арсенал родителей играми, способствовать повышению их речевой культуры;
  5. воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

Используемая технология: игровая.

Форма проведения родительского собрания: мастер-класс.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Предварительная работа:

Подготовить:

  • лист регистрации;
  • презентация «Играем вместе»;
  • наглядный материал (картинки птиц, картинки «Зерно»);
  • памятка-буклет «Речевые игры дома»;
  • анкеты для родителей «Обратная связь».

Ход мастер-класса:

Этапы

Содержание

Деятельность родителей

Время

Вводный

В зале звучит спокойная музыка.

1. Приветственное слово старшего воспитателя.

Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече, посвященной проблемам развития речи дошкольников. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания. Навык правильной речи, как и все другие навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить проблемы в речевом развитии детей.

Мастер-класс начнется с мини-лекции, в ходе собрания будут применяться игровые упражнения. По окончании работы для подведения итогов и получения обратной связи вам будет предложена мини-анкета.

2. Регистрация участников.

Сбор участников мастер-класса

Приветствие родителей

Регистрация

5 мин

1 мин

2 мин

Основной

1. Выступление учителя-логопеда: «Направления логопедической работы в ДОУ».

- формы логопедической работы на занятиях;

- структура логопедического занятия.

2. Выступление педагога-психолога: «Результаты обследования психических процессов»:

- трудности;

- готовность к школьному обучению.

Слушание

вопросы

Слушание

вопросы

5 мин

7 мин

Основной

3. Выступление старшего воспитателя «Речевые игры дома» (мастер-класс) (приложение 1):

- игры на активизацию словаря;

- игры на речевые обобщения;

- игры на развитие звукового анализа слова;

- игры на грамматику;

- игры на связную речь.

Рекомендации по работе с лексической темой «Хлеб всему голова».

Выполнение заданий, участие в мастер-классе

30 мин

Заключительный

1. Получение обратной связь - анкетирование родителей (приложение 2).

2. Подведение итогов.

Уважаемые родители! Мы активно работали сегодня, пытаясь найти ответ на вопрос о том, как стимулировать речевое развитие ребенка. Завершая наше общение, давайте поблагодарим друг друга и скажем друг другу комплимент, начинающийся со слов: «Вы успешный родитель, потому что …».

Родители встают в круг и произносят по очереди комплименты друг другу.

3. Буклет «Играем вместе. Речевые игры дома».

Заполнение анкет

Получение буклетов

5- 7 мин

Приложение 1

«Речевые игры дома»

Игры на активизацию словаря:

Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) – Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

«Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Из компота?

 

«Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д. (машина, хлеб).

Игры на речевые обобщения:

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведро, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игры на развитие грамматического строя речи:

«Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

Игра «Веселый счет» 

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

«Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

Игра «Цепочка слов» 

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

Игры на развитие связной речи:

Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем

(чем) они были раньше. Корова была телёнком. Бабочка была гусеницей. Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом. Лёд был водой и т. д.

Приложение 2

Анкета для участника мастер-класса

(обратная связь)

Уважаемые педагоги! Предлагаем Вам вопросы анкеты, касающиеся проведения и результативности мастер-класса. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.

  1. Для Вас был полезен данный мастер-класс?
  • Да
  • Нет
  1. Какое задание Вам больше всего понравилось?

________________________________________________________

  1. Был ли материал, о котором вы не знали?

________________________________________________________

  1. Сложно ли Вам применить данный материал на практике? (если да, то в чем сложность?)

________________________________________________________

  1. Используете ли Вы в своей работе данный материал?

________________________________________________________

  1. Можете ли Вы предложить новый прием в работе по развитию графо-моторных навыков детей дошкольного возраста?

________________________________________________________

  1. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?
  • Методика;
  • Отдельные педагогические приёмы;
  • Техническое оснащение;
  • Другое____________________________________________
  1. Хотели бы Вы встречаться на таких мастер-классах?
  • Да
  • Нет
  1. Если да, то какая тема Вам интересна?

________________________________________________________

Приложение 3

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ПРИСУТСТВУЮЩИХ

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

(форма и тема мероприятия)

Дата:

п/п

ФИО родителя

ФИО ребенка

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Выступающие:

____________________                                        учитель-логопед                        подпись                

                        

____________________                                        старший воспитатель

        подпись

____________________                                        педагог-психолог                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

Методическая разработка мастер-класса для родителей по развитию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие ватного шарика»

В разработке раскрыты приемы работы над компонентами просодической стороны речи - сила голоса, темп, ритм, интонация на мастер-классе для родителей....

Методическая разработка "Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников"

В разработке представлено родительское собрание, на котором родители знакомятся с понятием "мелкая моторика", ее способами развития...

Методическая разработка "Мастер - класс для детей раннего возраста с родителями "Елочка пушистая в гости к нам пришла"

Мастер - класс с детьми раннего возраста и родителями по изготовлению елочки с сюрпризом из картона, бумаги, проволоки, колокольчика....

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

Методическая разработка. Мастер-класс для педагогов "Кроссворды как средство познавательно-речевого развития" с презентацией

Мастер-класс раскрывает возможности составления и использования кроссвордов в образовательной деятельности. Практическая часть по составлению кроссвордов представлена на слайдах презентации к мастер-к...