ЖИЗНЬ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

 

Цель мероприятия:  расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; воспитывать любовь и гордость к Родине, чувства благодарности и уважения к его защитникам, чувства сопричастности к военному подвигу Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_v_blokadnom_leningrade.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №16

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«ЖИЗНЬ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ»

Подготовила: воспитатель 1 кв.к.

Жаак Марина Геннадьевна

2016

Цель мероприятия:  расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; воспитывать любовь и гордость к Родине, чувства благодарности и уважения к его защитникам, чувства сопричастности к военному подвигу Ленинграда.

Оборудование: плакат Этнокалендаря; презентация к мероприятию; аудиозаписи: Ю.Левитан, объявление войны, стук метронома, объявление диктора о воздушной тревоге, рёв самолётов, грохот рвущихся бомб, Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, «Песня о Ладоге», сообщение об освобождении города; тёмные шторы; свечи; фонограммы для военных песен и танцев.

Ход мероприятия:

Слайд 3.  -Давайте посмотрим на плакат нашего календаря. Сегодня особый день-27      января, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это очень памятная дата для Санкт-Петербурга, который раньше назывался Ленинградом.

Слайды 4-8. – Посмотрите на эти фотографии.

-Что мы увидели? Почему так много людей в военной форме?.. Дети и  взрослые очень худые и грустные?.. В окнах домов нет света, окна крест-накрест заклеены бумагой, на улице большая очередь за хлебом?..

Слайд 9. -Правильно, была война. 22 июня 1941 год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тыс. самолётов, свыше 3 тыс. танков двигалось  на наших дедушек и бабушек, которые были молоды так же, как мы с вами. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

       -  Война…

Слайд 10 :   В далёком 1941 году на улицах города   собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось …страшное слово – война.

(Запись. Ю.Левитан, объявление войны)

      - Какие слова у вас вызывают представления со словом война?

      -Дети:  боль, страх, слёзы, горе, герой, патриот, память, кровь,  ужас, победа… 

 

Слайд 11. - Война принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Фашисты  были очень сильными и жестокими. Они разрушали города и сёла, убивали мирных людей. Наш народ как один поднялся на защиту Родины. Но врага трудно было остановить, фашистские войска захватывали один город за другим и очень скоро подошли к границам Ленинграда.

Слайд 12. –   Враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой. Враг окружил Ленинград со всех сторон. 8 сентября 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады, которая длилась 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города: дети, женщины, старики.

Слайд 13. – Давайте посмотрим, где наш город на карте. Город отрезан от остальной страны, как тогда говорили - от большой земли. Вокруг были только вражеские войска. Фашисты хотели захватить наш город и постоянно обстреливали его из дальнобойных орудий, бомбили с самолётов. Поэтому в домах нельзя было зажигать свет, на окнах днём и ночью висели чёрные шторы. Но скоро враги разбомбили электростанцию, и в городе не стало электричества. А потом снаряды попали в склады, где был запас продуктов, и в городе начался голод. Как вы думаете, страшно было ленинградцам?

Слайд 14. -Мы сейчас с вами попробуем оказаться в ситуации, только чуть-чуть похожую на ту, в которой они прожили 900 дней.

__________________________________________________________________________

Воспитатель закрывает окна, включает аудиозаписи:

-Стук метронома

-Объявление диктора о воздушной тревоге

-Рёв самолётов

-Грохот рвущихся бомб.

 На столе горят свечи.

-Какое у вас настроение? Вам неуютно, страшно? Почему?  (Ответы детей).

-Представьте, что сидим мы не в уютной тёплой комнате, а в холодном доме, так как скоро в нашем городе наступила холодная зима. И сегодня у нас не было вкусного завтрака, а был на завтрак только маленький кусочек хлеба. Давайте немного помолчим и представим, как это было.

                      (Воспитатель   включает аудиозапись громче)

-Что вы чувствуете? Вам хочется играть и смеяться? Почему блокаду называют блокадным временем?

Слайд 15.           Блокада …Далеко  как это слово
                           От наших мирных , светлых дней.
                           Произношу его и вижу снова-
                           Голодных, умирающих детей.
                           Как опустели целые кварталы,
                           И как трамваи мёрзли на пути,
                           И матери, которые не в силах
                           Своих детей на кладбище нести.

                               (обсуждение стихотворения)

Слайд 16. -Но наш город не умер, он жил, боролся.

Слайд 17. –Работали заводы, которые делали оружие, снаряды для фронта. Вместо взрослых, которые ушли на фронт, к станкам вставали школьники.

Слайд  18.  - Всю войну  в Колпино продолжал работать Ижорский завод. На одной из заводских труб был оборудован наблюдательный пункт, который корректировал огонь артиллерии. Немцы обнаружили наблюдателя по блеску стёкол бинокля и пристрелялись к трубе.   В ней было 23 пробоины, но она простояла всю блокаду.

____________________________________________________________________________

Стихотворения детей:

1.  Ижора. Колпинский завод.
Передний край. Война.
И снова воет и ревёт
Смертельная волна.
Чугунный хлам. Железный лом.
В полкорпуса – обвал.
Стоит стена.
В стене – пролом.
Снаряд поджёг подвал.
Огонь бежит на желоба –
В цистернах хлещет течь.
Разрыв! И падает труба
В мартеновскую печь.
Земля оглохла от пальбы,
И, небо заслоня,
Встают тяжёлые столбы
Железа и огня.
Осколки, цементом пыля,
Звенят у чёрных плит.
Кипит вода. Горит земля,
А человек стоит!
(Дудин М.)

2.  …От переплётов бродит тень
По каменной стене.
Встает из праха новый день
В железе и огне.
Клокочет, плавится, поёт
Крутая сталь всегда.
Ижорка. Колпино. Завод.
Передний край труда.
(Михаил Дудин)

3. Ковала щит для Ленинграда

В войну Ижорская земля.

Трудился колпинский рабочий,

Ни сил, ни жизни не щадя.

__________________________________________________________________________

Слайды  19-20.  – Работали детские сады и некоторые школы. И ученики шли учиться, несмотря на голод и холод.

Песня "Мальчишки у стен Ленинграда" (исполняют дети, с видео сопровождением)

Слайд  21 -Были открыты некоторые театры Ленинграда.

Слайд  22 –Работало радио, выступали артисты, передавали новости с фронта, и даже ночью, чтобы было слышно, что город жив, по радио работал метроном.

Слайд  23 –В самое страшное время, зимой 1942 года, симфонический оркестр Филармонии впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонады, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.

Давайте послушаем фрагмент симфонии.

(Звучит аудиозапись Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича)

-Как Вы думаете? О чём эта музыка? Какое настроение она передаёт?

Слайд  24- Но страна не забывала ленинградцев. Посмотрите на кару: лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали «Дорогой жизни».

(Звучит аудиозапись «Песня о Ладоге»)

Слайд  25 -Не жалея себя, шофёры ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от голода и холода жителям Ленинграда. А обратно, из Ленинграда на большую землю, перевозили истощённых женщин, стариков, детей. К сожалению, не всех удавалось довезти: немцы бомбили машины, хорошо видные на белом льду , и даже если бомба не попадала в машину, лёд ломался, и машины тонули.

Песня "Наша Родина сильна" (исполняют дети)

Слайд  26 –Наши  войска немало предпринимали попыток, чтобы освободить Ленинград, прорвать блокаду. И, наконец, наступил великий день освобождения – 27 января 1944 года. Это был день всеобщего ликования жителей города»

(Звучит аудиозапись  сообщения об освобождении города.

Окна открывают, свечи гасят).

Стихотворения детей:

1.Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с лица земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

2. Они трудились здесь и жили

Не уезжали никуда.

И на войну не уходили

Сама война пришла сюда.

3. Ты слава России,

Город-герой.

Расти, процветай-

                  Мы гордимся тобой.

  "Песня о Колпино" (исполняют дети)

Танец "Пацаны в строю стоят" (исполняют мальчики)

Праздничный марш под песню "Защитником Отчизны буду я!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о жизни Блокадного Ленинграда

1. Аннотация.2. Содержательная часть.3. Список используемой литературы....

Сценарий досуга «День из жизни Блокадного Ленинграда»

Методическая разработка для проведения музыкального праздника, посвященного Дню Снятия Блокады Ленинграда...

Статья "Дорога жизни" к Годовщине блокадного Ленинграда-2021г

Данный материал отражает работу сдетьми по направлению "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"+ фотоматериалы...

Жизнь в блокадном Ленинграде

Презентация«Жизнь в блокадном Ленинграде»Интеграция направлений: «Познавательное»Подготовительная группа       Автор:  Шалевой Олеси Але...

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе: «Блокадный Ленинград. Дорога жизни»

В наше время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является  одной из самых актуальных.     У каждой страны своя история с неповторимым ходом разви...

Проект "Дорога жизни. Блокадный Ленинград"

В наше время проблема патриотического воспитания подрастающегопоколения является одной из самых актуальных.У каждой страны своя история с неповторимым ходом развития. Историянашей страны – явлен...