Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе: «Блокадный Ленинград. Дорога жизни»
методическая разработка (подготовительная группа)

Власова Елена Викторовна

 В наше время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является  одной из самых актуальных.

     У каждой страны своя история с неповторимым ходом развития. История нашей страны  – явление уникальное. Одним из важнейших и трагичных  периодов развития нашей страны является Великая Отечественная война, которая унесла  миллионы жизней советских людей.

     Тема Великой Отечественной войны является актуальной,  и по сей день. Она  беспокоит сердца многих людей. В истории нашей страны  немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

     Актуальность выбранной нами  темы определяется еще и тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние не только на поколение, пережившее ее, но и на последующие поколения наших сограждан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokadnyy_leningrad._doroga_zhizni.docx830.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект

по патриотическому воспитанию

в старшей  группе:

«Блокадный Ленинград. Дорога жизни»

на 2020-2021 учебный год

Разработали и провели:

                                                                    Воспитатели: Шмакова О. П.

Власова Е. В.

                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                                         Гордеева В. В.

                                         

Актуальность проекта

 В наше время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является  одной из самых актуальных.

     У каждой страны своя история с неповторимым ходом развития. История нашей страны  – явление уникальное. Одним из важнейших и трагичных  периодов развития нашей страны является Великая Отечественная война, которая унесла  миллионы жизней советских людей.

     Тема Великой Отечественной войны является актуальной,  и по сей день. Она  беспокоит сердца многих людей. В истории нашей страны  немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

     Актуальность выбранной нами  темы определяется еще и тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние не только на поколение, пережившее ее, но и на последующие поколения наших сограждан.

      Героическая оборона Ленинграда явилась образцом  человеческой стойкости, мужества  и героизма.  Именно поэтому история  блокады Ленинграда привлекала и продолжает привлекать внимание историков , как военного, так и послевоенного периодов.

     Обращение к теме детей в этот непростой для города и страны в целом период обусловлен возрастом воспитанников. Именно поэтому на наш  взгляд, дети должны знать к чему могут привести все войны. А показать это можно используя тему Великой Отечественной войны.

     Именно поэтому мы взрослые обязаны предоставлять своим детям правильную и  надежную информацию на понятном им языке. Мы также должны дать понять нашим детям, что они всегда могут свободно выражать свои чувства и страхи.

     В школах всегда проходят встречи с ветеранами. И,  к сожалению, их не так много осталось в ниши дни. И мы не можем гарантировать, что наши дети смогут, познакомятся с ними в школе.

Ведь, чем дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. Тем всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

     Именно поэтому мы решили  провести данный  проект  в детском саду. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их подвигах и  мужестве.

Тип проекта: информационно – культурно - ценностный.

Название организации, в которой проводился проект: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №21 «Золушка»

Время проведения: ноябрь 2020 года -  январь 2021 года

Участники проекта: педагог Шмакова О. П., педагог Власова Е. В., дети, родители, музыкальный руководитель.

Целевая группа: группа в количестве – 20 человек

Основная идея:  знакомство детей с блокадой Ленинграда, с положением детей в годы войны.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о причинах возникновения

войн на земле.

2. Закрепить умение делать выводы, давать оценку событиям, военных лет, мужеству и героизму советских солдат, детей великого города.

3. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

4. Познакомить детей с художественными и музыкальными  произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

5. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. 6. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

7. Пополнение  методической  «копилки»  тематическими  конспектами  НОД  с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Ожидаемые результаты:

1. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни»,

ветеран и др.

2. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя

географическую карту;

2.Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3.Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Реализация проекта по этапам:

Подготовительный этап:

1.Определение цели и задач проекта;

2.Изучение методической литературы;

3.Составление плана мероприятий по организации детской деятельности; 4.Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность:

  • - Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии;
  • Именно Ленинград сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.
  • Информирование родителей о предстоящем проекте.
  • Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

Основной этап:

1.Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта:

  • -  беседы, занятия;
  • -  презентации;
  • - чтение периодической печати и художественной литературы;
  • - сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность;

2.Анализ проблемных ситуаций, участие в конкурсе творческих работ «Блокада Ленинграда».

3.Привлечение родителей к участию в проекте.

 Заключительный этап:

1.Подведение итогов;

2.Презентация «Блокадный Ленинград»;

3.Выставка детских рисунков «Блокада Ленинграда».

4.Просмотр исторического фильма (хроники) о подвиге Ленинграда.

5. Заключительная беседа о Подвиге Ленинградцев.

6.Итоговое мероприятие, посвященное 77 годовщине снятия Блокады Ленинграда. Концерт «Дорога жизни»

Полученный результат:

  • Систематизация знаний о войне и блокаде Ленинграда, о жизни детей Блокадного Ленинграда;
  • Проявление творческого потенциала в рисовании и театрализованной деятельности;
  • Проявление сочувствия и сожаления к людям, пережившим войну и  блокаду Ленинграда.
  • Родители приняли активное участие в проекте.

Заключение:

В ходе проведенных мероприятий, посвященных  Блокадному Ленинграду, дети научились ориентироваться в истории нашей страны.  У воспитанников сформировались такие понятия: военные, ветераны, оборона Ленинграда, «Дорога жизни», Блокада,  захватчики, фашисты, фашистская Германия. А так же сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги и уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.  Появилось желание стать военными, защитниками своей страны и своего народа, служить на благо Родины.

Мы должны помнить о том, как завоёван мир на земле, и передать это детям.

Литература:

  1. Д. Гранин А. Адамович «Блокадная книга» изд. «Советский писатель» 1982 г.
  2. В. Тонск «Блокада глазами ребенка» Альманах «Васильевский остров» 2008 г.
  3. В. Дмитриев «… Была война, была блокада …» изд. «Корона принт» 2012 г.
  4. Н Ходза «Дорога жизни» изд. «Детская литература» 1971 г.
  5. Миксон И.Л. Жила, была: Ист. повествование/ И.Л.Миксон; Ил. Г.А.В.Трауготи др.-Л.: Дет.лит., 1991.-225c.: ил., 16л. фот.
  6. Повесть посвящена Тане Савичевой и ленинградцам блокадного города.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематические беседы:

  • Тематическая беседа «Блокада Ленинграда»;
  • Беседа «День снятия блокады Ленинграда»;
  • Тематическая беседа «Дети блокадного Ленинграда» с использованием ИКТ;
  • Тематическая беседа «Трудности  осажденного города»;
  • Тематическая беседа «Дорога жизни» и использованием ИКТ;
  • Тематическая беседа «Путешествие  во  времени.  Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ;
  • Беседа с презентациями: «900 дней Блокады»
  • Беседа: «18 января - День прорыва Блокады;
  • Беседа «Музей обороны и блокады Ленинграда» с использованием ИКТ.

Прослушивание музыкальных произведений:

  • Д. Шостакович «7 (Ленинградская) симфония»;
  • В. Толкунова «Дети Ленинграда»;
  •  Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда»;
  •  А. Островский и Л. Ошанин «Солнечный круг»;
  •  Д. Тухманов, В Харитонов «День Победы»;
  • М. Исаков М. Блантер « Катюша»;
  • Вадим Коростылев, «Ленинградцы», 1970 год.  Другие названия: «Ленинградские мальчишки»; «В далёком тревожном военном году» Из кинофильма «Зеленые цепочки» (реж. Г. Аронов, 1970 г.). Композитор Исаак Шварц.

Чтение художественной литературы:

  • Е. Благина «Шинель»;
  • С. Ботвинник «Блокадный хлеб»;
  • «Дневник Тани Савичевой»;
  • Ю. Воронков, Книга стихов «Блокада»;
  • М. Сухачёв «Дети блокады»;
  • В. Воскобойников «Оружие для Победы»;
  • А.Буруздин «Шёл по улице солдат;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Нам блокадные дни никогда не забыть!"

С каждым годом все дальше от нас тот памятный день для нашего города – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, но ценность подвига ленинградцев и защитников города не должна меркну...

Проект по патриотическому воспитанию "Нам блокадные дни никогда не забыть!"

С каждым годом все дальше от нас тот памятный день для нашего города – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, но ценность подвига ленинградцев и защитников города не должна меркну...

Плакат на тему "Блокада Ленинграда. Дорога жизни."

Работа выполнена акварелью и гуашью....

Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы.

Цель: расширение представления детей о блокаде Ленинграда.Задачи:Обучающие:  расширить  знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Закрепить знани...

Военная летопись Ленинграда. Дорога жизни» для детей старшей группы

Цель: расширение представления детей о блокаде Ленинграда.Задачи:Обучающие:  расширить  знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Закрепить знани...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию "Блокада Ленинграда" (подготовительная к школе группа)...