Статья о жизни Блокадного Ленинграда
статья (старшая группа)
1. Аннотация.
2. Содержательная часть.
3. Список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_zanyatie_o_blokade.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Аннотация.......................................................................................................1-4
1.1. Краткое содержание «Цикла тематических занятий с воспитанниками старшей группы и подготовительной к школе группы ДОУ по ознакомлению с жизнью, событиями блокадного Ленинграда и героическими поступками и подвигами ленинградцев»……………………………………………………….1
1.2. Цели и задачи………………………………………………………………..2
1.3. Область применения………………………………………………………...3
1.4. Ожидаемые результаты……………………………………………………3-4
2. Содержательная часть……………………………………………………4-10
Тематическое занятие № 1
«Ленинград (Санкт-Петербург) в начале Великой Отечественной
Войны»………………………………………………………………………….4-6
Тематическое занятие № 2
«Как юные ленинградцы учились, работали и встречали Новый год в блокадные дни»…………………………………………………………………6-8
Тематическое занятие № 3
«Жизнь детей блокады в детских домах. Метроном – «сердце блокадного Ленинграда»……………………………………………………………………8-10
1. Аннотация.
Краткое тематическое содержание занятий, посвященных трагическим и героическим дням блокады родного Ленинграда (Санкт- Петербурга) и героическому подвигу его жителей, их жизни.
Данная методика занятия представлена в виде конспектов. Каждый из конспектов возможно разделить на 2 части. Педагог - дошкольник (воспитатель ДОУ) может по своему усмотрению, проводить эти занятия, рассказывая детям материал, то есть одно занятие можно «поделить» на два, по частям. Деление зависит от возраста дошкольников, их умения воспринимать услышанный материал.
Дети, которые ранее уже знакомы с «блокадой Ленинграда», слышали от педагога о «Дороге жизни» с данным материалом познакомятся с большим интересом и трепетом. Цикл занятий состоит из трех.
В занятий №1 «Ленинград (Санкт-Петербург) в начале Великой Отечественной войны расскажет дошкольникам:
в I части – как ленинградцы узнали о нападении Германии на нашу Родину и отправлялись воевать; как горожане готовили город к вражеским атакам путем возведения укрытий и окопов; как небо Ленинграда защищали аэростаты;
в II части – как ленинградцы героически спасали достопримечательности нашего Санкт- Петербурга, маскировали их и прятали от бомбежек фашистов.
В занятий № 2 «Как юные ленинградцы учились, работали и встречали Новый год в блокадные дни».
Педагог продолжает занятие о жизни детей блокадного города:
I часть – в каких тяжелых условиях учились в школах ученики; как ребята участвовали в жизни наших раненых бойцов и праздновали Новый год;
II часть – речь пойдет о тех детях – подростках, которые ушли работать на заводы, наравне со взрослыми, об их героическом труде и жизни.
В занятие № 3 «Жизнь детей блокады в детских домах».
Метроном – «сердце блокадного Ленинграда» дошкольники познакомятся:
в I части – с героическими молодыми ленинградцами, которые спасали детей и доставляли их в детские дома, узнают чем питались люди во время блокады дома и в детских домах;
во II части – с бытом ленинградцев; узнают о замечательном Музее обороны и блокады Ленинграда в родном Санкт- Петербурге, об его экспонатах.
ЦЕЛИ
Формирование и развитие личности старших дошкольников, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Воспитывать любовь к своему родному городу (малой родине) – Санкт-Петербургу, желание узнать о нём как можно больше нового, интересно.
Воспитывать у дошкольников гордость за свою малую родину, героическую жизнь и деятельность своих земляков – ленинградцев во время блокады Ленинграда.
Развитие у детей любознательности, умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, интереса к причинно-следственным связям.
ЗАДАЧИ.
Формирование патриотизма, уважения к культурному и историческому прошлому России и Санкт-Петербурга посредством художественного слова, рассматривания иллюстраций, репродукций картин.
Формирование у детей чувства любви и гордости к своему родному городу – Санкт-Петербургу посредством полученных знаний во время тематических занятий, посвящённых героическому подвигу ленинградцев во время блокады Ленинграда.
Знакомство с интересными фактами и событиями в блокадном Ленинграде.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
Данные занятия организуются со старшими дошкольниками, направлены на достижение целей освоения представлений социально-личностного характера путём вовлечения детей в систему социальных отношений, а также на формирование их гражданской принадлежности и воспитания патриотических чувств.
На тематических занятиях принимают участие воспитанники старшей группы (от 5 до 6 лет) и подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) в ДОУ.
Важную роль в реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников играет совместная деятельность педагога с детьми. Именно общение ребёнка со взрослым формирует чувство любви к Родине.
Необходимо проводить беседы с дошкольниками о родном городе, рассматривать тематические альбомы, иллюстрации, проводить мероприятия по развитию патриотических чувств: «День Защитника Отечества», «День Победы – 9 Мая», встречи с ветеранами ВОВ 1941-1945гг и жителями блокадного Ленинграда, экскурсии к памятникам войнов - освободителей и возложение цветов на 9 Мая.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Мы, педагоги, знаем, что чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Дошкольный возраст – это возраст формирования основ личности, к которым относится и чувство патриотизма.
Ознакомление старших дошкольников с жизнью ленинградцев и событиями блокадного Ленинграда расширяет представление об историческом прошлом родного города и помогает формировать основы гражданско-патриотических чувств: любовь, уважение к своей стране, к малой родине и их героической истории.
Дошкольники продолжают овладевать устной речью, умеют выражать свои мысли, чувства, используют речь для выражения своих мыслей и чувств.
2. Содержательная часть
Тематическое занятие № 1 «Ленинград (Санкт – Петербург) в начале Великой Отечественной Войны».
I часть.
Воспитатель: Как вы уже знаете, ребята, наша родная страна давно испытала на себе все невзгоды войны. В июне 1941 года нападение фашистов оборвало мирную жизнь людей; враги планировали захватить наши земли, истребить, то есть уничтожить наш народ, а оставшихся превратить в своих рабов.
Немецкий главнокомандующий Гитлер мечтал «стереть с лица земли».
В то время, мы помним, наш город назывался Ленинград.
Я вам хочу рассказать сегодня о том, что же происходило в Ленинграде перед тем, как наш родной город был взят фашистами в Блокаду. Когда началась война, 22 июня 1941 года в Ленинграде был воскресный солнечный день... Жители города жили своей спокойной жизнью – собирались поехать за город, пойти в театр, в кино, на стадион.
А в 12 часов дня, в полдень по радио объявили, что Германия напала на Советский Союз. Я вам уже рассказывала, что наша страна тогда была очень большой и кроме России в Советском Союзе жили и другие республики. Люди разных национальностей жили очень дружно и вместе, потом воевали против фашистов.
Тысячи ленинградцев на улицах вслушивались в слова о нападении Германии. Тогда в городе рупоры уличных репродукторов были закреплены на стенах зданий.
(Воспитатель показывает детям иллюстрацию фотографии, где горожане слушают объявление по репродуктору).
Воспитатель: Посмотрите, ребята именно этот знаменитый плакат появляется в нашем городе в первые дни войны. (Показывает и прикрепляет на магнитной доске репродукцию плаката И. Таидзе «Родина – мать зовет!»).
В эти дни очень многие ленинградцы (около 100 тысяч) человек пришли в военкоматы, чтобы отправиться воевать с врагом. Людям – военным выдавалось различное оружие.
В городе, почти за городом Ленинграда рыли окопы, оборудовались укрытия от врагов; это все строили и делали военные и обычные жители города.
В это время решено было выводить детей под город Новгород, а оттуда как раз и шли фашисты и, к сожалению, половина детей (115 тысяч) к 1 августа были возвращены обратно. Фашисты бомбили поезда с детьми и мирными людьми. Ведь шла война…
Для того чтобы самолеты врага не могли уничтожить Ленинград каждую ночь в небо поднимались 300 аэростатов.
II часть
Давайте вместе вспомним почему Санкт-Петербург считается одним из красивейших и важнейших для России городов? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Нам город всегда был знаменит своими музеями, театрами, красивейшим памятниками и скульптурами.
Так вот, оказывается, экспонаты великого Эрмитажа в город Екатеринбург (тогда – Свердловск), «богатство» Русского музея – в город Пермь.
Памятники в городе укрывались. Так, конная статуя Петра I у Михайловского (Инженерного) замка была срезана, обернута бумагой специально обработана и …зарыта в землю.
Скульптурные группы «Укрощение коня» П. И. Клодта, с Аничкова моста, скульптуру из мрамора Летнего сада тоже закопали в землю.
Но, «Медный всадник» и статую царя Николая I на Исаакиевской площади, памятник Ленину у Финляндского вокзала были закрыты деревянным футляром и засыпаны песком.
А вот памятники нашим великим полководцам: Суворову, Кутузову, Барклаю-де-Толли, великой Екатерине II люди решили не укрывать. Этим горожане – ленинградцы показывали, что они не боятся фашистов и славный Ленинград обязательно выстоит!!!
Посмотрите на эти красивейшие здания Санкт-Петербурга. Здесь вы видите и высотные объекты города – шпили, купола; их позолоченное убранство.
И вот, несколько молодых людей, альпинистов укрывают маскировочным чехлом шпиль Адмиралтейство (а его высота 72 метра). И это сделала девушка – Ольга Фирсова. Купол Исаакиевской собора (102 метра) и шпиль колокольни Петропавловского собора (122 метра) самого высокого строения в Ленинграде были специально тогда выкрашены в серый цвет.
И действительно, во время Блокады Ленинграда повергался очень жестоким артиллерийским обстрелам врага. Поэтому героические ленинградцы, очень правильно поступали, когда вот так «прятали» (маскировали) горячо любимый Ленинград. Благодаря этим действиям удалось сберечь очень важные для россиян и людей всего мера исторические, культурные, художественные ценности и памятники архитектуры, нашего родного Санкт – Петербурга.
- Ребята, скажите мне, что вы запомнили из нашей беседы, что заинтересовало?! (Ответы детей). Вы теперь можете своим родителям и друзьям рассказать о том, что узнали. Я думаю это очень интересно и познавательно.
Тематическое занятие №2:
Как юные ленинградцы учились, работали и встречали Новый год в блокадные дни.
- Сегодня, мы продолжим говорить о жизни в блокаду.
- Ребята, давайте вспомним, что же принесла нашему города Великая Отечественная Война…
В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты подобрались к Ленинграду и отрезали его от всей страны. Началась блокада. Начались для Ленинграда страшные дни.
Не было топлива, электричество подавалось только на важные объекты, фабрики, заводы; водопровод перестал работать; в городе начался голод. Город бомбили и обстреливали с суши, с моря, с воздуха. Дома рушились от обстрелов. К сожалению, люди погибали в домах и на улицах.
Но ленинградцы держались. Вся страна (а тогда это был огромный Советский Союз) пыталась помочь нашему городу.
Наш Ленинград – Санкт- Петербург 900 дней и ночей находился в осаде. Но он выстоял; не взяли его фашисты.
Давайте поговорим о жизни ленинградцев во время блокады. Их жизнь это и есть великий подвиг!
Мы с вами знаем, что Санкт- Петербург — это огромный город. Он второй по размеру после нашей столицы – Москвы. Кроме взрослых в городе оставались и дети. Их нужно было спасать от гибели.
Детей увозили далеко от фронта, где велись бои. Матросы усаживали ребят на корабли, чтобы доставить на другой берег уже известного вам Ладожского озера. Вы уже знаете, что Ладога сыграла очень важную роль в жизни людей ленинградцев.
Но, на самое начало блокады в Ленинграде оставалось около 400 тыс. детей.
Было очень трудно – голод, гибель родных, ранения…
Но дети – ленинградцы верили в победу над врагом, не утратили силы духа!
Школьники продолжали учиться. Представляется, даже в самое тяжелое время, зимой 1941- 1942 годов в Ленинграде работало 39 школ. А в следующую зиму 42- 43 годов уже работало 84 школы. Представьте, в классе мороз. Все сидят за партами в шубах, шапках и рукавицах. Только учительница сняла на минутку варежку с правой руки. Ей надо поставить ученику отметку…
Она ставит её карандашом, потому что чернила в чернильнице замерзли и превратились в ледяшку.
Многие школы были превращены в госпитали - больницы для военных. Школьники и туда приходили. Они читали книги раненым бойцам, помогали писать письма, измерять температуру, стирали бинты, помогали по хозяйству, мыли полы…
- Вот послушайте стихотворение В. Коростылева:
В далеком тревожном военном году.
Под гром батарей у Земли на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда!
На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Но, даже в то трудное время, взрослые старались подарить «чудо» детям и было решено устраивать новогодние елки в помещениях, бомбоубежищами. А шоферы 390-го батальона доставляли в Ленинград мандарины из… Грузии! Их раздавали детям во время «елок». Они проводились во Дворце пионеров, в театрах, домах культуры, детских домах. Перед детьми выступали артисты, устраивались «праздничные обеды», раздавались подарки.
II часть
Многие старшие школьники во время блокады приходили работать на завод, в цех. Они учились работать на станках, а рядом работали, делали мины женщины – блокадницы.
А вот что вспоминает уже пожилая женщина Зинаида Сергеевна Степановна. Когда началась война ей было всего 14 лет. Ее отец ушел на фронт, там попал в окружение врага, обморозил ноги и лежал в госпитале. В блокадном Ленинграде девочка Зина и ее младший брат шли перчатки для солдат, собирали пустые бутылки для зажигательной смеси дежурили на чердаке дома.
А блокадной весной Зина пошла работать на производство, где шили маскировочную одежду для военных.
Делали все возможное тогда, чтобы помочь Родине и родному городу.
- Посмотрите, ребята, на фотографию. Эти мальчики – ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади в самые первые дни мира после войны. А чего вы видите на одежде этих ребят?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, это награды: медали, ордена. Два мальчика с оружием в руках. А мальчик в кепке – голодал и мерз в блокадном Ленинграде, помогал делать снаряды. За это его нарядили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Воспитатель показывает иллюстрации и фотографии детей блокадного Ленинграда.
- Подумайте, ребята и скажите, что вам запомнилось больше из нашей беседы, что вас впечатлило?! (ответы детей.)
- Воспитатель: Я очень рада, что вам интересна история детей Блокады и вы им сочувствуете!
Тематическое занятие №3
«Жизнь детей блокады в детских домах», «Метроном – сердце блокадного Ленинграда».
I часть
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим еще о жизни детишек блокадного города. Ребята переживали все тяготы и лишения блокады: голодали, гибли, получали ранения, мерзли, теряли родных и близких. Поэтому руководство Ленинграда, люди которые тогда руководили и возглавляли наш город очень переживали за детишек и стремились их поддерживать!
Специальные отряды из молодых людей («комсомольские бытовые отряды») и просто мед сестрички («санитарные дружинницы Общества Красного Креста») ходили по домам и оказывали помощь обессилившим людям. И если в опустевших квартирах обнаруживались дети, оставшиеся совсем одни или с больными родителями, то их забирали в детские дома. В 1942 году такими девушками – сандружинницами было спасено от гибели более 7000 сирот, а за всю блокаду – почти 17 тысяч. Детских домов в Ленинграде, тогда стало почти 100.
Конечно, самая страшная страница ленинградской блокады – голод. Посмотрите, вот такой по размеру (125 граммов) выдавали маленький кусочек хлеба на человека. Он давался на целый день (сутки), по специальным карточкам, как и продукты. Только на половину такой хлеб состоял из ржаной муки, а остальная часть – это разные отходы пищевого производства.
Люди употребляли в пищу столярный клей, из него делала студень. Вываривали кожаные вещи: ремни, сумки, перчатки. Лепешки из лебеды и других трав были доступны только летом.
Котлетки делали из дрожжей, даже иголочки от елок употребляли в пищу – их настаивали, ведь в них много витамина «С».
Давайте мы перенесемся в то далекое время… В одном детском доме яЛенинграда работала директором Мария Дмитриевна, она пришла к детям и сказала, что у ребят сегодня будет полый обед! Будет обед из 3-х блюд. Дети были очень рады такому подарку». Суп был из травы-сурепки, суп- пюре.
А вот вы что привыкли есть на второе, расскажите?!
(Ответы детей)
- А вот этим ребяткам из детдома на второе давали…котлеты из хвои (из иголочек). На третье появился кисель из морских водорослей.
Вы знаете, ребята, как были рады детишки такому обеду. Дел них это был праздничный обед и очень вкусный, долгожданный.
Послушайте такую историю одной бабушки – Галины Федоровны Петровой. Она так же как и мы жила в Ленинграде, в Невском районе. Во время блокады она была совсем маленькой девочкой, ей не было и 7 лет. Маленькая ее сестричка погибла от голода; бомба разрушила их деревянный дом. И спасло их лето, когда они с мамой ходили в ваш знакомый «Бабушкин сад»( парк имени Бабушкина). Собирали там одуванчики, крапиву – и их ели!
II часть
А что же в домах, в квартирах Ленинграда нет воды. Замерз водопровод. И рано утром люди тянутся к Неве. Кто с ведерком, кто с кастрюлей. кто-то с большим чайником, которые возили на детских саночках. Люди использовали свечи, ведь электричества в домах не было. Окна в темное время суток обязательно занавешивались, чтобы не привлекать внимание вражеских самолетов. А отапливали жилище печкой «буржуйской». ЕЕ стенки были сделаны из тонкого металла и быстро остывали. Люди сжигали книги, мебель, паркет с пола. В квартирах и на домах были радио и радиорепродукторы – «тарелки». По ним горожане слышали сигналы воздушной тревоги и сообщения об артиллерийском обстреле. А если не было угрозы или передач то радио не замолкало, а транслировало «стук Метронома» ленинградцы называли метроном «сердцем блокадного Ленинграда». Много испытаний прошли ленинградцы…
У нас есть замечательная книга о музеях Санкт- Петербурга. И в ней есть рассказ о Музее Обороны и Блокады Ленинграда, а еще настоящей путеводитель по этому замечательному музею.
Вот посмотрите на фотографии и иллюстрации, в которых можно увидеть как выглядела комната ленинградцев в те годы.
Поговорите со своими родителями и предложите им вместе с вами посетить Музей Обороны Ленинграда, вам там будет очень интересно. Там можно увидеть и экспонаты, карты, предметы, которые имеют отношение и к «Дороге жизни». О ней мы с вами говорили, ранее когда узнавали о великом и важном значении для Ленинградцев Ладожского озера.
В конце нашего занятия я бы хотела прочитать вам стихотворение В. Инбер посвященное всем людям, военным, водителям тех грузовиков, которые привезли муку 22 ноября 1941 года в Ленинград:
Он вас благодарит, великий город,
В гранитные одетый берега.
Спасибо Вам, и хлеб ему ваш дорог,
И главное – забота дорога.
Подарки ваши мы не позабудем,
Вы жизнью рисковали их везя,
Спасибо вам, где есть такие люди?!
Такую землю покорить нельзя…
- О чем вам рассказало это стихотворение?!
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Я рада, что вы сегодня узнали много нового о героической жизни людей блокады Ленинграда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДАСЛАЙД 2-4:Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. В...
Статья "Мы помним блокадный Ленинград"
Статья о проведении акции "Блокадный хлеб"...
Сценарий досуга «День из жизни Блокадного Ленинграда»
Методическая разработка для проведения музыкального праздника, посвященного Дню Снятия Блокады Ленинграда...
Статья "Дорога жизни" к Годовщине блокадного Ленинграда-2021г
Данный материал отражает работу сдетьми по направлению "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"+ фотоматериалы...
Статья на тему «Детям о блокадном Ленинграде"
27-го января 2019 года вся страна отметит 75- годовщину Дня снятия блокады Ленинграда. Освобождение города-важная дата для всего русского народа. И если мы, взрослые, ещё помним рассказы о блока...
Проект "Дорога жизни. Блокадный Ленинград"
В наше время проблема патриотического воспитания подрастающегопоколения является одной из самых актуальных.У каждой страны своя история с неповторимым ходом развития. Историянашей страны – явлен...