Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Наземный транспорт"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Еремина Виктория Анатольевна

Расширение и закрепле­ние представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря  по  теме  «Профессии на транспорте» (профессия, шофер, водитель,  маши­нист, летчик, капитан, кондуктор, контролер; управлять, водить. рулить, сигналить, перевозить, продавать; нужный, трудный). Совершенствование  грамматическою строй речи. Совершенствова­ние навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыков составления предложений и описательных рассказов. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого  слуха и фонематического воспри­ятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости. Формирование навыков сотрудничества,  взаимопонимания,  доброжелательности,  самостоятельности,  инициативности, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедическое занятие20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Наземный транспорт».

Тема: «Составление рассказа по картине «Работа шофера трудна и сложна».

Цели. Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря  по  теме  «Профессии на транспорте» (профессия, шофер, водитель,  машинист, летчик, капитан, кондуктор, контролер; управлять, водить. рулить, сигналить, перевозить, продавать; нужный, трудный). Совершенствование  грамматическою строй речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыков составления предложений и описательных рассказов. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого  слуха и фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости. Формирование навыков сотрудничества,  взаимопонимания,  доброжелательности,  самостоятельности,  инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки по теме «Профессии на транспорте»,  плоскостные изображения машин и людей, мяч.

                                           Ход  занятия

1. Организационный момент.  [Совершенствование навыка  слогового анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед каждым ребенком лежит картинка (шофер, капитан, летчик, машинист, водитель).

Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Вспомните названия профессий этих людей. Разделите эти названия на слоги. Сначала сядут те дети, которые разделили названия профессий на три слога. Потом сядут те дети, которые разделили названия профессий на два слога.

Дети садятся.

Логопед.  Молодцы. Вы правильно разделили  названия профессий на слоги. Сегодня мы с вами и будем говорить о профессиях людей, работающих на транспорте.

2. Отгадывание  загадок с опорой на картинки. [Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи]

Логопед помещает предметные картинки на наборное полотно.

 Логопед. А сейчас я загадаю вам загадки. Картинки помогут вам отпадать их.

Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку,

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест се никак!

Дети. Это шофер.

Логопед. Как вы догадались? Объясните

Дети.  Шофер крутит баранку.  Так называют руль.

Логопед. Хорошо. Слушайте следующую загадку.

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

А бинокль всегда при нем.

Дети. Это капитан. Он управляет кораблем. У него есть бинокль.

Логопед. Отлично. Вы отгадали мои загадки и дали хорошие объяснения.

3.        Игра «Кто чем управляет?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме  творительного падежа).]

Логопед. Кого вы видите на картинках?

Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера.

Логопед. Выберите профессию, которая вам нравится, Проведите шнурочек от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

1-й ребенок.  Летчик управляет самолетом.

2-й ребенок. Капитан управляет  кораблем.

3-й ребенок. Машинист управляет поездом.

4-й ребенок. Шофер управляет машиной.

4.  Упражнение «Летчик». [Координация общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им выполнить упражнение.

Бегут по кругу, крутят   воображаемый

руль

Бегут, расставив руки, как  крылья.

Остановились, наклонили  воображаемый сосуд.

Круговое  движение   правой  рукой.

Вновь бегут, расставив руки.

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу  пропеллер.

 В небеса, мотор,  веди.

Чтобы  птицы  пели.

                                                                                                                                                         Н. Маяковский

5. Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие  связной  речи.]

Логопед помещает па магнитную доску схему рассказа о профессии.

Логопед. Посмотрите внимательно на знакомую вам схему.  Составьте по ней план рассказа о профессии.

1-й ребенок.  Сначала мы должны сказать, как называется профессия.

2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.

3-й ребенок. Потом — что он  делает

4-й ребенок. И в конце мы расскажем, что ему нужно для работы.

Логопед.  Отлично! Подготовьте рассказы о тех людях, вещи которых вы выбрали.

Логопед дает детям две минуты для подготовки рассказов.

1-й ребенок.  Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, нажимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.

Аналогично  рассказы составляют другие дети. Логопед предлагает выбрать лучшего рассказчика.

6. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением,  тактильной  чувствительности.]

Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздает маленькие модели машинок.

Логопед. А теперь вы превратитесь в шоферов гоночных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».

Раз,  два,  три,  четыре,  пять        Возят машинку по каждому паприку   вперед  и  назад,         начиная с большого пальца.

Можно гонки начинать.        Теперь   то же самое, но  начиная с  безымянного.

По кругу, по кругу.

Вперед   и  назад,           Теперь - по кругу  в   одну и другую  сторону.

Но  пальцы  машинку мою тормозят.   Вновь катают машинку   по пальникам, которые слегка

        согнуты.

Закрылись.        Сжимают кулак.

Машинка стоит  в  гараже,

И  фары  погасли  не  светят уже.        Заглядывают  в  маленькую  щелочку  в  кулак.

7.  Игра с мячом  «Кто  что делает?»  [Расширение словаря глаголов  по теме «Профессии на транспорте».  Развитие ловкости.]

  Логопед берет в  руки мяч.  

Логопед. А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке. Шофер.

1-й ребенок.  Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Логопед. Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Логопед. Машинист.

3-й ребенок.  Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Логопед. Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит,

Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами,

8. Игра  «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Логопед  вновь  приглашает детей выйти  на ковер и берет в рука мячик

Логопед. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов  к слову машина. Как можно назвать  маленькую машину?

1-й ребенок.  Машинка.

Логопед.  А очень большую машину?

2-й ребенок. Машинища.

Логопед.  А как назвать человека, который водит поезд?

3-й ребенок. Машинист

Логопед.  А как называется масло  для  двигателя машины?

4-й ребенок. Машинное масло.

Логопед. Правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.

9.        Окончание занятия. [Оценка работы детей]

По просьбе логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Логопед положительно оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...

Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...