Программа кружковой деятельности "Нетрадиционные техники рисования" для средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему
Автором разработана программа кружка "Нетрадиционные техники рисования" для дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т.
Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Утверждаю:
Заведующий структурным подразделением
--------------------- Ключникова Н.Н.
«------------« ------------ 2016г.
Программа кружка
«Нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель:
Чубаева Е.Н.
2016 – 2017 учебный год
п.г.т. Стройкерамика
Программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней группе"
Пояснительная записка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 12 – 13 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4-5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.
Цель кружка:
Развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи кружка:
1.Образовательная.
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Развивающая.
Развивать воображение, фантазию творческого восприятия через самостоятельную деятельность.
3. Воспитательная.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Для детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Ожидаемые результаты.
- развитие мелкой моторики рук;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки;
-расширение и обогащение художественного опыта;
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
-сформируются навыки трудовой деятельности;
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Программное содежание занятий.
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Диагностика №1, 2 | Различные | Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе. | Наблюдения, опрос, рисование. |
2 | Укрась платочек №3, 4 | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Беседа, рассматривание платочков разных, пальчиковая гимнастика, рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» №1,2 | Оттиск печаткой из яблока | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, наблюдение, физминутка «Пошла хозяйка на базар», рисование |
2 | Цыпленок №3,4 | Рисование с помощью «Риса», ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Беседа, загадка, пение песенки «Вышла курочка гулять…», рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Рябинка №1,2 | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, загадка, рассматривание ветки рябины, пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять», рисование |
2 | Мои любимые рыбки №3,4 | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Беседа, рассматривание сюжетной картины, физминутка «Рыбки плавают», рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Ёлочка пушистая, нарядная №1,2
| Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Беседа, чтение стихов о елке наизусть, рассматривание ветки елки, х/и «Маленькой елочке холодно зимой», рисование |
2 | Мои рукавички №3,4 | Оттиск печатками рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Беседа, чтение отрывка из сказки «Рукавичка», пальчиковая гимнастика «Этот пальчик мамочка…», рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Диагностика №1,2 |
| Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь | Наблюдения, опрос, рисование |
2 | Снеговичок №3,4 | Комкание бумаги (скатывание)
| Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, наблюдение, Д/и «Подбери форму», физминутка, рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Цветочек для папы №1,2 | Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус | Беседа, чтение стихов о папе, физминутка «Смелый солдат», рисование |
2 | Плюшевый медвежонок №3,4 | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, рассказывание стих-я А.Барто «Мишка», п/и «У медведя во бору», рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Мимоза для мамы №1,2 | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, с/и «Назови ласково», физминутка, рисование |
2 | Подснежники №3,4
| Акварель, восковые мелки | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций к сказке «12 месяцев», п/и «Круг – кружочек», рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Формы работы |
1 | Неваляшка №1,2 | Кисточка, пуговицы различной формы | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Беседа, наблюдение, физминутка «Неваляшка», рисование |
2 | Подарок для кошки Мурки №3,4 | Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. | Беседа, загадка о кошке,подвижная игра «Кот и мыши», наблюдение, рисование |
N п/п | Тема занятия | Техника | Цель | Форы работы |
1 | Диагностика №1,2 | Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май. | Наблюдения, опрос, рисование | |
2 | Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) №3,4 (итоговое занятие) | Рисование пальчиками, карандашом | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рассматривание сюжетных картинок насекомых, беседа, чтение стих-я В.Лунина «Бабочка», пальчиковая гимнастика «Бабочка», рисование |
Список использованной литературы:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....
План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)
План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)...
Рабочая Программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования»
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...
Конспект занятия -путешествия по программе кружковой деятельности для детей средней группы "На помощь гному Эконому!"
Представленное мной занятие - путешествие проводилось с детьми средней группы в рамках разработанной программы кружковой деятельности " Мы играем в экономку".Так как в наши дни экономи...
кружковая работа по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе "Веселые пальчики "
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волево...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" средней группы
дополнительное образовние...
Программа кружковой деятельности для детей средней группы "Волшебный мяч"
Цель программы: Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений с помощью систематического использования массажного мяча - и игровых упражнений.Задачи: 1. Познакомить и ...