Программа кружковой деятельности для детей средней группы "Волшебный мяч"
методическая разработка (средняя группа)
Цель программы: Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений с помощью систематического использования массажного мяча - и игровых упражнений.
Задачи:
1. Познакомить и научить детей приемам игрового массажа.
2. Развивать сложные координированные движения рук, общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную силу
3. Расширять словарный запас и грамматический строй речи у детей среднего дошкольного возраста
4. Закреплять правильное произношение звуков и их дифференциацию.
5. Развивать творческие способности и вызвать положительный эмоциональный отклик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой деятельности для детей средней группы "Волшебный мяч" | 66.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 12 «Золотой ключик»
Рабочая программа кружковой деятельности
«Волшебный мяч»
для развития мелкой моторики и речи
детей средней группы (4-5 лет)
на 2021 -2022 учебный год
Составитель: Елисеева М.И.
г. Таштагол
2021
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Паспорт программы ………………………………………………………3
1.2 Пояснительная записка……………………………………………………5
1.3 Характеристика возрастных особенностей развития детей……………8
- Планируемые результаты освоение детьми программы………………9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы…………………………………………………10
2.2 Этапы реализации программы……………………………………………11
2.3 Календарный план по реализации программы……………………………13
Ожидаемый результат.... ......................................................................................25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………27
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Паспорт программы
Полное наименование программы | «Волшебный мяч» |
Направление | Оздоровительное (развитие мелкой моторики и речи через использование мяча) |
Участники | Воспитатель, дети и их родители |
Срок реализации | 1 год (сентябрь 2021 по май 2022) |
Актуальность | Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения мелкой моторики и в соответствии речевого развития. В нашей группе детей, которые до сих пор не владеют тонкими движениями рук, насчитывается 10 человек, а детей с нарушением речи 15 человек, один ребёнок вообще не говорящий, он произносит лишь отдельные звуки и слоги . У нескольких детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча мягко воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. С помощью массажных мячей детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. |
Цель и задачи программы | Цель программы: Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений с помощью систематического использования массажного мяча - и игровых упражнений. Задачи: 1. Познакомить и научить детей приемам игрового массажа. 2. Развивать сложные координированные движения рук, общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную силу 3. Расширять словарный запас и грамматический строй речи у детей среднего дошкольного возраста 4. Закреплять правильное произношение звуков и их дифференциацию. 5. Развивать творческие способности и вызвать положительный эмоциональный отклик. |
Планируемые результаты освоения детьми программы | На конец года:
появилось заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча. Для мониторинга положительных результатов у дошкольников, используются различные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме (приложение ). |
Этапы реализации программы | Первый этап «Проектно-диагностический» сентябрь 2021 год( средняя группа) Второй этап «Основной»( практический этап) – 2021-2022 год ( средняя группа) Третий этап «Обобщающий» (заключительный этап) – май 202 год ( средняя группа) |
Принципы реализации программы: | принцип индивидуальности (с учетом особенностей развития каждого ребенка); - принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников; - принцип систематичности и последовательности; - принцип активности, самостоятельности, творчества; - принцип эмоционального благополучия каждого ребенка; - принцип оздоровительной направленности. |
Система организации контроля за выполнением программы | Мониторинг Фотоотчёт на странице сайта МБДОУ детский сад № 12 «Золотой ключик» Выступление с докладом перед коллегами на педсовете |
1.1 Пояснительная записка
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличения – это здоровье нации, будущее государства. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Одной из задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья детей через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на сохранение здоровья дошкольников.
С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук - ручной и речевой моторики. Восточные специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Современные отечественные исследования Н.С Жуковой, Е.М Мастюковой, Т.Б Филичевой и др. подтвердили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую и артикуляционную моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы с воспитанниками с нарушениями речи.
Игры с мячом — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод самооздоровления, путём воздействия на активные точки расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. Игры с мячом универсальны и их многообразие и разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желания работать с детьми весело и интересно. Одним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребёнка является развитие его кисти, руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой пальцевой моторики. Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания. Улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус.
Массажный мяч – это очень привлекательный, яркий, симпатичный шарик с шипами («ёжик») лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки. Ребёнок, катая его между ладонями, ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание.
Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча мягко воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. С помощью массажных мячей детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно и интеллектуальное развитие , что способствует развитию речи ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.
С этой целью была разработана рабочая программа кружковой деятельности « Волшебный мяч» для развития мелкой моторики и речи детей ( 4-5лет).
Программа «Волшебный мяч» предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. В образовательной деятельности создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения мелкой моторики и в соответствии и речевого развития.
Вот поэтому в своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Играя пальчиками с массажными мячами, выполняя с ними разные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Формирование движений происходит при участии речи. Лучше всего в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, а также вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Развитие мелкой моторики и речи способствует развитию интеллекта ребенка самым естественным, здоровым образом.
Цель программы: Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений с помощью систематического использования массажного мяча - и игровых упражнений.
Задачи:
1.
2. Познакомить и научить детей приемам игрового массажа.
3. Развивать сложные координированные движения рук, общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве, мышечную силу
4. Расширять словарный запас и грамматический строй речи у детей среднего дошкольного возраста
5. Закреплять правильное произношение звуков и их дифференциацию.
6. Развивать творческие способности и вызвать положительный эмоциональный отклик.
Характеристика возрастных особенностей детей:
Средняя группа (4-5 лет)
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении.
В моей группе есть дети, двигательная активность, которых попрежнему не целенаправленна, не осмысленна и под час не управляема. Нет интереса к познанию себя, своих возможностей, нет потребности к совместной деятельности. Некоторые дети во время совместной деятельности отстают от заданного для всех детей темпа.
Уровень функциональных возможностей повышается, но необходимо обратить внимание на развитии мелкой моторики рук, так, как это является залогом развития ребёнка во всех образовательных областях.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи), но пока ещё не все дети аккуратны во время еды, не все умеют правильно надевать обувь, убирать на место свою одежду, игрушки, книги.
На занятиях по художественному творчеству многие дети так же испытывают затруднения так, как не умеют правильно держать кисть, карандаш, ножницы.
Но все эти трудности на мой взгляд можно преодолеть если систематично развивать умелость в детской руке с помощью специальных упражнений с массажными мячами.
Планируемые результаты освоения детьми программы
На конец года:
- Развита мелкая моторика пальцев рук;
- Развита речь и эмоционально-волевая сфера;
- Научились самостоятельно действовать с массажным мячом;
- Повысилась физическая и умственная работоспособность;
- Улучшились коммуникативные способности в коллективной деятельности;
- Появилось заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы:
Форма проведения НОД: игровая с использованием сюрпризных моментов.
Структура занятия:
Цель занятия;
Задачи:
- образовательная
- воспитательная
- развивающая
Оборудование;
Методы проведения;
Ход занятия:
- организационный момент
- основная часть
Заключительная часть
- рефлексия.
Кол-во занятий: 34
Нагрузка: Один раз в неделю, по вторникам, во вторую половину дня, время проведения -15 минут.
Программа состоит из 3-х этапов:
Первый этап:Проектно - диагностический
Цель: Выявить знания и умения детей на начало учебного года. Для мониторинга результатов у дошкольников на начало учебного года используются различные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме (приложение ).
Определить цель проекта и задачи. Для выполнения поставленных задач подобрать нужную литературу и необходимое оборудование.
Второй этап:Основной ( Практический – состоит из четырёх частей)
Цель: Научить детей выполнять разнообразные упражнения с массажным мячом с одновременным проговариванием текста для развитиямелкой моторики и коррекции речи у детей средней группы.
I часть. Знакомство детей с правилами в обращении с массажными мячами, а так же знакомим их с названием частей ладони и пальцев.
- Знакомство и рассматривание массажных мячей
- Выполнение пассивных движений с мячами
II часть. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
- Поглаживание мяча
- Прокатывание мяча по столу
- Прокатывание мяча по ладони
- Прокатывание мяча по пальцам рук.
- Прокатывание мяча по пальцам рук поочередно.
- Прокатывание мяча по ладони руки в разных направлениях.
- Прокатывание мяча по всей руке.
- Удерживание пальцами одной руки мяча.
- Поднятие мяча двумя одноименными пальцами обеих рук.
- Надавливание пальцами на мяч, лежащий на столе.
- Перекидывание и обхватывание массажного мяча.
- Подбрасывание и ловля мяча двумя руками.
- Поочерёдное прокручивание мяча по одной и другой ладони.
- Поочерёдное скольжение пальцев рук по мячику
III часть. Работа с массажными мячами в паре с товарищем:
• надавливание
• поглаживание
• постукивание
• разминание
• растирание
IV часть. Самостоятельное использование массажного мяча в соответствии с потребностями и желаниями.
Третий этап:Обобщающий (Заключительный)
Проведение мониторинга, для подведения итогов. Для мониторинга положительных результатов у дошкольников, используются те же самые упражнения, которые использовались на начало учебного года, предлагаемые детям в игровой форме (приложение ).
Методы:
- Словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа).
- Наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий).
- Практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь).
Деятельность детей оценивается только положительно, что способствует высокой активности детей, эмоциональной отдаче, хорошему настроению.
Отличительная особенность программы: при манипуляции с мячом обязательно каждый ребенок проговаривает предложенный текст.
Календарный план по реализации программы на 2021-22 уч. год
месяц | неделя | Вид работы с массажным мячиком | Пальчиковая игра | Описание выполнения |
сентябрь | 1-2 | Мониторинг психологически -речевого развития детей | ||
3 | Знакомство с массажными мячами | Пальчиковая игра «Колючий шарик» Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же его взять? | Предложить ребенку взять в руки мяч, рассмотреть его, погладить и покатать. | |
4 | Выполнение пассивных движение с мячом | Пальчиковая игра «Ёжики-колючки» Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить | Берутся 2 массажных мячика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог: Потом ребёнок гладит их ладошками со словами игры. Мячи удерживает взрослый. | |
Самостоятельные движения ребенка с массажным мячом | ||||
октябрь | 5 | Поглаживание мяча | Пальчиковая игра «Ежата» Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» | Ребенок одной рукой придерживает мяч, а второй гладит по колючей поверхности. Руки поменять и повторить игру. |
6 | Прокатывание мяча по столу | Пальчиковая игра «Ёжик на столе» Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем По столу его катаем, Потом ручку поменяем. Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем И немножко покатаем… Потом ручки отдыхают. | Ребенок одной рукой катает мяч по столу, стараясь не упустить его. Меняет руку и продолжает движения второй рукой. | |
7 | Прокатывание мяча по ладони | Пальчиковая игра «Ёжик на ладошке» Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – Ручки к школе нам готовит. | Ребенок одной рукой катает мяч по ладони другой руки, стараясь не упустить его. Меняет руку и продолжает движения второй рукой. | |
8 | Прокатывание мяча по пальцам рук. | Пальчиковая игра «Будь здоров!» Чтоб здоров был пальчик наш. Сделаем ему массаж. Посильнее разотрём. И к другому перейдём. | Ребенок прокатывает мячик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке. | |
ноябрь | 9 | Прокатывание мяча по пальцам рук поочередно. | Пальчиковая игра «Ёжик» Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. На спине иголки очень-очень колкие. Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, А колючки тоже на ежа похожи | Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Дети катают мяч между ладонями, массажные движения большого пальца, массажные движения указательного пальца, массажные движения среднего пальца массажные движения безымянного пальца, массажные движения мизинца, дети катают мяч между ладонями |
10 | Прокатывание мяча по ладони руки в разных направлениях. | Пальчиковая игра «Прогулка мячика» Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад – вперед его качу, Вправо – влево – как хочу Сверху – левой, снизу – правой, Я его катаю, браво. | Ребенок прокатывает шарик между ладонями. Направление движений массажного мяча согласно тексту игры. | |
11 | Прокатывание мяча по всей руке | Пальчиковая игра «Пальчики-лошадки» По дорожке белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок, чок, чок, Чок, чок, чок – Скачет резвый табунок. | Ребенок одной рукой катает мяч по руке, до локтя другой руки, стараясь не упустить его. Меняет руку и продолжает движения с другой рукой. | |
12 | Удерживание мяча пальцами одной руки | Пальчиковая игра «Пинцет» Дружат пальчики, не тужат Им пинцет очень нужен. Эй, кто ловкий, не зевай Пинцетом шарик поднимай. | Растопырить пальчики и поднимать мяч прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой. | |
13 | Поднятие мяча двумя одноименными пальцами обеих рук | Пальчиковая игра «Ловкие пальчики» Я вам шарик покажу. Двумя пальцами держу. | Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. | |
декабрь | 14 | Надавливание пальцами на мяч | Пальчиковая игра «Колючий шарик» Ежа пальчиком катаю. Ловкость пальцев проверяю. Ты колючий ёжик мой. Подружись сейчас со мной. | |
15 | Надавливание пальцами на мяч | Пальчиковая игра «Черепаха» Шла большая черепаха И кусала всех от страха, Кусь, кусь, кусь, кусь, Никого я не боюсь | Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. дети катают мяч между ладоней между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на мячик, перекладывая из руки в руку дети катают мяч между ладонями | |
16 | Надавливание пальцами на мяч | Пальчиковая игра «Медвежата-школьники» Шла медведица спросонок, А за нею – медвежонок. А потом пришли детишки, Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать И в тетрадочках писать. | Шагать шариком по руке, шагать тихо мячиком по руке, шагать мячиком по руке, нажимать мячиком на каждый палец. | |
17 | Перекидывание, обхватывание мяча | Пальчиковая игра «Рыбки» Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке, | Перекидывать мячик из руки в руку, сжимать, разжимать мячик в кулачке. | |
январь | 18 | Подбрасывание мяча | Пальчиковая игра «Ёжик-мячик» Мячик-ежик мы возьмем, Покатаем и потрем. Вверх подбросим и поймаем, И иголки посчитаем. | подбрасываем мячик вверх прокатываем между ладошек опять подбрасываем мячик пальчиками мнем иголки мячика |
19 | Поочерёдное прокручивание мяча на одной и другой ладони | Пальчиковая игра «Кручу - верчу» Шарик пальцами кручу. Здоровым быть всегда хочу. | Большим и указательным пальцем левой руки держать мячик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т.д. | |
20 | Поочерёдное скольжение пальцев рук по мячу | Пальчиковая игра «Шарик» Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу. | Крутить правой рукой правую половинку мячика, левой рукой левую половинку мячика | |
февраль | 21 | Самомассаж лица и шеи с помощью массажного мяча |
| |
Самомассаж лица и шеи | ||||
22 | Прокатывание мяча по контуру лица и шеи | ХОДИТ ЁЖИК | С помощью мяча дети обрисовывают контур своего лица и шеи | |
23 | Прокатывание мяча по лбу, носу, глазам и щекам. | ЁЖИК | По левой щеке от подбородка к уху; Перекатываем мяч над правым глазом и снизу катим от подбородка вверх по правой щеке. Вверх по носу. По правой половине лба снизу вверх к волосам. От середины лба поперёк к левому виску. | |
24 | Лёгкие прикосновения к щекам | В феврале метелица очень низко стелица. Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах, | Взять мяч в ладони и прокатить раз по столу, | |
25 | Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (с названием пальцев рук) | |||
март | 26 | Надевание кольца одновременно на два пальца | ||
Использование пальчиковых игр-самомассажей с массажером и колечками Су-Джок | ||||
27 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Конец игры» Вот все пальчики мои Вот все пальчики мои Их, как хочешь, поверни- И вот этак, и вот так, Не обидятся никак. Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять. Постучали, Повертели И работать захотели. Дали ручкам отдохнуть, А теперь обратно в путь. | Сжимать и разжимать пальцы Повернуть кисти рук Загибать пальцы рук Постучать пальцами о шарик Повертеть шарик на ладошке Встряхнуть кисти рук | |
28 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Капуста» Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим, Мы капустку трем, трем Мы капустку жмем, жмем. | Ребром ладони стучать по шарику Подушечками пальцев трогать шарик Потирать ладошками о шарик Сжимать шарик в кулачке | |
апрель | 29 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «На лужок» На лужок пришли зайчата , Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый ты лужок Приходи и ты, дружок! | Поочередно надевать кольцо на каждый палец Катать шарик по ладошке |
30 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Зайки» На поляне, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. | Катать шарик между ладонями Прыгать по ладошке шаром Катать шарик вперед – назад по ладони Прыгать по ладошке шаром Положить шарик на ладошку Вести шариком по ладошке Гладить шаром каждый палец | |
31 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра – массаж Я мячом круги катаю, Взад – вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. | Катать мяч между ладоней Сменить руку Погладить мячом по руке Сменить руку Сжать шарик одной рукой Переложить шарик в другую руку, сжать шарик Прижать шарик пальцами одной руки Прижать шарик пальцами другой руки Переброс мяча из руки в руку | |
32 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Пальчиковая игра «Путешествие ежонка» Свернулся ёжик клубком - Покатился кувырком. По ямкам и кочкам. По тропкам и мосточкам. Мимо ёлок и клёнов, Мимо кедров зелёных. По мягкой травке. По жёсткому песку. Глубокого оврага Крутому бережку. Вокруг горок и бугорков. Вдоль речек и ручейков. Мимо белки с шишкой. Мимо косолапого мишки. Мимо кукушки. И остановился на опушке. | ||
май | 33 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Этот шарик непростой, Он колючий, вот какой Будем с шариком играть, Своим ручкам помогать. Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. Катаем, катаем, катаем Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, Сильней на шарик нажимаем. В ручку правую возьмём, Раз сжимаем, два сжимаем Мячик мы не выпускаем. В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем. Мы положим мяч на стол И посмотрим на ладошки, Есть у нас на них горошки? Мы похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Отдохнём на них немножко. | Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой. Катаем шарик горизонтально между ладонями. Катаем шарик горизонтально. Катаем шарик вертикально. Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания Катаем шарик в центре ладошки по кругу. Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке. Кладём мячик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от мячика. Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время появляется сюрприз( всё что угодно, зависит от фантазии и возможностей взрослых). |
34 | Пальчиковые игры-самомассажи. | Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальцы мы считать! Вот нашли большой мы пальчик, Вверх-вниз, вверх-вниз Мячик наш катись, катись! Указательный, найдём Мячиком его потрём. Вверх-вниз, вверх-вниз Мячик наш катись, катись! Где ты, наш середнячок, Ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз Мячик наш катись, катись! Все мы знаем безымянный, покажись-ка, наш желанный! Вверх-вниз, вверх-вниз Мячик наш катись, катись! Вот наш пальчик маленький Самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз По нему ты прокатись! Мячик наш мы убираем, Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5! А сейчас мы проверяем На двух ручках посчитаем! 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни И немного отдохни! | Мяч лежит на левой руке, катаем между ладонями Левую руку кладём на стол. Правой рукой катим мяч на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Прокатываем мяч на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Прокатываем мяч на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Прокатываем мяч на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Прокатываем мяч на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз. Аналогично выполняем движения с мячом в соответствии с текстом на правой руке. Убираем мяч на край стола, загибаем и считаем пальцы, сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем. Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают. |
Ожидаемые результаты:
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Для детей:
Практика использования мяча в моей работе показала, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
• игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
• регулируют силу и точность движений
• активизируют непроизвольное внимание
• развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
Таким образом, результатом моей работы с массажными мячами стало лучшее функционирование речевой деятельности детей и развитие правильных речевых навыков.
Для родителей:
Проведение для родителей мастер – класса « Мячик учит говорить».
• желание родителей в дальнейшем обогащать дома игровой уголок разными мячами и организацию игр с ними;
• становление культуры общения в семье.
Презентация практической части программы на итоговом родительском собрании.
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
2. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
4. Урунтаева Т.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. - М.: Academia, 1999. - 96 с.
Приложение:
Игры для мониторинга по развитию мелкой моторики и развитию речи детей средней группы( 4-х – 5-ти лет).
«Непростой шарик»
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу;
Вправо-влево – как хочу.
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
Рабочая программа образовательной деятельности для детей средней группы
Рабочая программа образовательной деятельности для детей средней группы...
Конспект занятия -путешествия по программе кружковой деятельности для детей средней группы "На помощь гному Эконому!"
Представленное мной занятие - путешествие проводилось с детьми средней группы в рамках разработанной программы кружковой деятельности " Мы играем в экономку".Так как в наши дни экономи...
Программа кружковой деятельности "Занимательная математика" средней группы
дополнительное образовние...
Программа кружковой деятельности для детей 5-6 лет "Декупаж"
Кружковая деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей средней группы составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой ( срок реализа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности для детей средней группы составлена на основе примерной общеобразовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ре...